Олигополия на примере модели Курно

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Помимо данного предприятия на рынке существуют и другие. Которые тоже борются за место лидерства. Многие организации продают или производят одну и ту же продукцию. И тут играет немаловажный фактор выбора стратегии фирмы. От данной стратегии зависит, как будет развиваться фирма в будущем. На любого желающего приобрести товар, могут сыграть даже самые мелкие факторы. Многие экономисты предлагали решение данных проблем, но основное решение остается за руководством фирмы.
Целью данной работы является: Изучение поведения предприятий на рынке с помощью необходимых для этого моделей. Показать, на что основывается модель.

Содержание

Введение. 2
Понятие и виды олигополий 2
Позитивные и негативные последствия олигополии 4
Основные методы ценообразования в условиях олигополии 5
Теории олигополистического ценообразования 6
Картельное соглашение 15
Приложения 20
Заключение 21
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 233.97 Кб (Скачать)
y">     Стратегия одностороннего увеличения производства выгодна для любой фирмы картеля. Причем любая фирма захочет быть первой, пока ее не опередили конкуренты. Таким образом, искушение нарушить картельное соглашение велико при любой  структуре функций спроса и издержек, а также при любом числе  фирм в отрасли. Олигополисты должны иметь стимул, чтобы не нарушать соглашение.

 
Приложения

Пример модели Курно 

         

             

        

 Условие  максимизации прибыли MC=MR

 при  

т.е. аналогично  

Равновесие 

     

шаги 1 2 3 4 5
40 40 32 31,6 31,6
0 40 40 42,1 42,1
80 60 64 63,2 63,2

 
Заключение

 

     Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции  и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку  олигополий в современной экономической  жизни, следует признать объективную  неизбежность их существования.

     Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние  десятилетия во многих отраслях с  олигополистическими структурами  достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники (космическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополия обладает огромными финансовыми  ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических  кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности  участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых  нередко из общественных фондов. Небольшие  конкурентные предприятия, как правило, не обладают достаточными средствами для реализации имеющихся разработок.

     Негативная  оценка олигополий определяется следующими моментами. Это, прежде всего то, что  олигополия очень близка по своей  структуре к монополии, а, следовательно, можно ожидать таких же отрицательных  последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем  заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и  создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся  извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается  на снижении эффективности использования  имеющихся ресурсов и ухудшении  удовлетворения потребностей общества. Несмотря на значительные финансовые ресурсы, сосредоточенные в олигополистических структурах, большая часть новых  продуктов и технологий разрабатывается независимыми изобретателями, а также небольшими и средними предприятиями, осуществляющими исследовательскую деятельность. Однако технологическими возможностями практической реализации достижений науки и техники нередко обладают только крупные предприятия, входящие в олигополистические структуры. В связи с этим олигополии используют возможность достижения успехов в области технологии, производства и рынка на основе разработок мелкого и среднего бизнеса, который не обладает достаточным капиталом для их технологической реализации. Исходя из проведенного исследования,  можно сделать вывод, что хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.

     К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая  является результатом существования  барьеров для вхождения в отрасль  и их способности избегать ценовой  конкуренции. Подобные утверждения  подкреплены многочисленными эмпирическими  данными. 

     В модели Курно равновесие достигается  за счет того, что каждый из конкурентов  меняет свой объем выпуска в ответ  на изменение выпуска другого  до тех пор, пока такие изменения  увеличивают их прибыль.

     Также в модели не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что  конкуренты отреагируют на изменение  фирмой цены определенным образом. Когда  фирма «1» выходит на рынок  и отнимает у фирмы «2» часть  потребитель¬кого спроса, последняя “сдается”, т.е. вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма «2» может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму «1» на рынок. Такие действия фирмы «2» не охватываются предложенной моделью.

     Какая бы не использовалась модель на предприятии, каждая из них пытается увеличить  прибыль в данной организации  и привести её к лидерству. Основное решение принимается руководством фирмы. От данного решения и выбранной  стратегии будет зависеть дальнейшее существование и развитие предприятия.

 
Список  используемой литературы

 

1. Нуреев Р.М.  Курс микроэкономики / Нуреев Р.М. - 2-е изд., изм. - М.: НОРМА, 2002. — 572 с. Гл 8.

2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. ― М.: Магистр, 1998.

3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2 т. – СПб.: Экономическая школа, 2007.-352стр. – Т.2. – Гл. 11.

4. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л., Микроэкономика: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., 1998. – Гл.4.

6. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: Учебник / Общ. ред. А.В.Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2002. 303 с. Гл. 10. 

Информация о работе Олигополия на примере модели Курно