Об основных направлениях реформы системы интеллектуальной собственности в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 01:03, реферат

Описание работы

Мировая система интеллектуальной собственности формирует и закрепляет технологическую монополию стран мира, регулирует распределение и распространение мировых технологий, определяет технологический профиль современного мира и деление стран на страны технологической монополии и технологической периферии

Содержание

Введение 3
1.Систеобразующая роль интеллектуальной собственности 4-8
2.Проблемы интеллектуальной собственности в Беларуси и других переходных экономиках9-11
3.Правовой режим интеллектуальной собственности 11-12
4.Коммерциализация интеллектуальной собственности 13-14
5.О методологических подходах к инновационной политике при разработке стратегии социально-экономического развития РБ15-16

Заключение17

Список используемых источников18

Работа содержит 1 файл

Систеобразующая роль интеллектуальной собственности1.docx

— 64.05 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение  3

  1. Систеобразующая роль интеллектуальной собственности 4-8
  2. Проблемы интеллектуальной собственности в Беларуси и других переходных экономиках9-11
  3. Правовой режим интеллектуальной собственности 11-12
  4. Коммерциализация интеллектуальной собственности 13-14
  5. О методологических подходах к инновационной политике при разработке стратегии социально-экономического развития РБ15-16

Заключение17

Список  используемых источников18 
 

   

Введение

Не секрет, что  у истоков всех благ современной  цивилизации, без которых уже  никто не может обойтись, стоят  изобретатели и инженеры. Но проблемы, с которыми сталкиваются изобретатели сегодня в мире при защите своей  интеллектуальной собственности, при  внешней простоте, сложны и запутаны.

В соответствии со статьей 980 Гражданского кодекса  Республики Беларусь к объектам права  интеллектуальной собственности относятся результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации участников гражданского оборота и другие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота (их товаров, работ, услуг) в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами. Традиционно указанные объекты охраняются средствами двух институтов права интеллектуальной собственности: института авторского права и смежных прав и института права промышленной собственности.

     Мировая система интеллектуальной собственности  формирует и закрепляет технологическую  монополию стран мира, регулирует распределение и распространение  мировых технологий, определяет технологический  профиль современного мира и деление  стран на страны технологической  монополии и технологической  периферии. Система интеллектуальной собственности формирует не только динамику, качество и перспективы  экономического роста, но и уровень  экономической независимости и  благосостояния страны ее национальный статус. 
 
 
 
 
 

     Систеобразующая роль интеллектуальной собственности

     Базовым, системообразующим элементом любого общества являются отношения собственности .При этом если в индустриальном обществе основную роль играли отношения  собственности на вещные блага, видимое  и недвижимое имущество, где главной  производительной силой становиться  наука, информация, знания, которые формируют новые технологические уклады, на первое место выходят отношение интеллектуальной собственности (ИС).

     Систеообразующий  характер ИС в системе отношений  собственности и всей совокупности социально-экономических отношений  в технологически развитых странах  проявляется в следующем:

     Первое. ИС определяет профиль и внутреннюю трансформацию факторов производства, способов и характер взаимодействия факторов производства. Появляется отчетливо выраженный срез мировых доминантных технологий, которые определяют производство продуктов и услуг мирового качества и мировой новизны, устанавливают некий мировой стандарт производства и потребления. В перечень передовых мировых технологий входят финансовые технологи, информационно-коммуникационные технологии, управленческие технологии, аэрокосмические технологии, нанотехнологии, биотехнологии, технологии извлечения новых видов электроэнергии и производства новых энергоносителей. Обладание или не обладание доминантными технологиями на уровне стран определяет их принадлежность к мировой технологической метрополии или к технологической периферии.

     В частности, из 50 передовых макротехнологий, обеспечивающих производство наукоемкой продукции в области аэрокосмической  техники, автоматизированного оборудования и информационной техники, электроники, фармацевтики, точных измерительных приборов и т.д.,22 контролируются США, 8-10 – Германией, 6-8 – Японией, по 3-5 – Великобританией и Францией, по одной приходиться на Швецию, Норвегию, Италию и Швейцарию. Остальные страны контролируют лишь 3-4 технологии. По 1-2 критических макротехнологий из ведущих индустриальных государств переданы в Сингапур, Тайвань и Китай.

     Таким образом, мировая система ИС закрепляет технологическую монополию стран мира, регулирует распределение мировых технологий и делит страны на страны технологической монополии и технологической периферии

     Второе. Появляется новый фактор ˗ научная информация, а также компьютерные программы, программное обеспечение, базы данных. Этот фактор воплощается  в нематериальных активах, к которым относятся:

  • Компьютеризованная информация, охраняемая патентами, лицензиями на их использование
  • Раскрытая информация о результатах научно-технологических  и опытно-конструкторских и технологических работ (НИОК(Т)Р), охраняемая правом интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, сорта растений, породы животных)
  • Нераскрытая информация, в том числе  содержащая секреты производства(ноу-хау),данные о разведке полезных ископаемых, документация о результатах научно-технической деятельности
  • Марочный (брэндовой) капитал
  • Гудвилл   ˗ совокупность факторов деловой репутации, репутации доброго имени фирмы, выгодности местоположения, узнаваемости торговой марки и прочих факторов, не идентифицируемых отдельно от фирмы, которая позволяет сделать заключение о будущем превышении прибыльности данной фирмы по сравнению со средней прибыльностью аналогичных фирм.

     Третье. Появляется внутренний трансформационный «двигатель» факторов труда и капитала – инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, информационно- коммуникационные технологии(ИКТ). В странах технологической метрополии принципиально новое значение приобретают информационно- коммуникационные технологии, становясь неотъемлемой частью любых других промышленных технологий, и, соответственно, инвестиции в информационные технологии. Доля инвестиций в ИКТ в передовых  технологическом отношении странах приближается к 20% в общем объем инвестиций. Соответственно, защищаются на мировом уровне права на объекты ИС в сфере ИКТ, прежде всего в виде патентов на компьютерные программы, программное обеспечение, программные продукты и базы данных.

     Система ИС, закрепляя права на производство и распространение мировых технологий, формирует не только динамику, качество и перспективы экономического роста, но и уровень экономической независимости и благосостояния страны, ее национальный статус

     Четвертое. Вследствие указанных выше изменений в факторах производства и геополитической и геоэкономической дифференциации государств мира в странах технологической метрополии происходят существенные изменения в структуре хозяйственной организации. Основной хозяйственной единицей становится мета-предприятие, которое возникает в результате коммерциализации того или иного объекта ИС. Метапредприятие объединяет в одну цепочку производственные единицы, занятые созданием идеи, образа продукта или услуги(промышленного дизайна), разработкой концепции развития и распространения продукта или услуги, ресурсообеспечением производства, созданием сети дистрибъюции, обслуживания и утилизации. Вся эта цепочка связана воедино при помощи информационных технологий. То есть формообразующим ядром предприятий инновационного типа становится объект интеллектуальной собственности.

     Конструкция метапредприятия дает возможность  размещать его подразделения  в любой точке земного шара и осуществлять аутсорсинговые(заказные, давальческие) схемы выкачивания  интеллектуальных и материальных ресурсов из других стран, формирую при этом законченный и защищенный правом интеллектуальной собственности продукт. По оценкам экспертов, в  странах технологической метрополии аутсорсинг НИОКР составляет от 25 до 30% от общего объемов НИОКР. Такие схемы закрепляют технологически зависимое положение стран технологической периферии.

     Отсюда  становится понятной приоритетная значимость патентной защиты информационных технологий, которая, кстати, становиться ареной острой конкурентной борьбы. Патенты  на информационные технологии в настоящее время имеют США, Япония. Принятие соответствующего законодательства (Директивы о патентах на компьютерные технологии) в Евросоюзе было сорвано при помощи вето новых стран-членов. Однако они патентуются в составе единых технологий,  и доля патентов на компьютерные технологии в ЕС составляет более 10% общего их числа

     Пятое. Системообразующая роль ИС проявляется и реализуется через появление новых институтов государственного и транснационального управления. Стандарты государственного инновационного управления, обеспечивающие вхождение в транснациональную систему управления высокими технологиями, включают:

  • Наличие общенационального координального орган, ответственного за защиту и продвижение национальных интересов на мировом рынке ИС и обеспечение инновационных приоритетов в деятельности всех органов государственного управления и действующих лиц экономики.
  • Обязательность вхождения в мировую систему ИС и защиту национальных интересов на уровне международных патентов Наличие мировых патентных ведомств, без регистрации в которых ОИС невозможно распространение новых продуктов и технологий на мировых рынках. Странами базирования таких ведомств являются США, Япония, Германия, Швейцария;
  • Тщательное соблюдение уровня финансирования внутренних расходов на исследования и разработки в политике государств, постоянный рост этих расходов как необходимое условие экономической, технологической и финансовой безопасности. К примеру, стратегией Евро-2020 предусмотрен выход к 2020г. на уровень расходов на НИОК(Т)Р не менее 3% к ВВП.
  • Легитимность оформления прав ИС, без которой невозможна ни организация частного бизнеса, ни инвестиции, ни передача технологий. Свобода в этой сфере и снятие государственных бюрократических барьеров становятся движущей силой коммерциализации научных разработок;
  • Наличие в национальных экономиках органов маркетинговой проработке и коммерциализации патентов, которые включены в транснациональную систему связей
  • Формирование развитой системы венчурных инвестиций, которая обеспечивает развитие малого инновационного бизнеса;
  • Создание инновационных кластеров, которое становится важнейшим направлением региональной структурной политики;
  • Включенность в систему общемировых .

     Шестое. Технологическая метрополия, опирающаяся на коренные изменения в структуре хозяйственной организации предприятия, предопределяет метрополию экономическую. В структуре добавленной стоимости мирового сектора высоких технологий доля США составляет 36,9%,стран Юго-восточной Азии – 35,9%,Евросоюза вместе с Великобританией – 21,3%. На долю остального мира приходится 5,9%, в том числе на Россию – 0,5,Польшу – 0,2,Чехию – 0,2,Венгрию – 0,1% ( рис.1)

      рис.1

 

Проблемы  интеллектуальной собственности  в Беларуси и других переходных экономиках

       У нас в республике, и такая  ситуация типична для переходных  экономик, ИС  по-прежнему занимает  второстепенное место и не  обеспечивает полноценного вхождения в мировую систему ИС. Хотя без преувеличения можно сказать, что все разговоры вокруг перехода на инновационный путь развития, создания национальной инновационной системы  так и  останутся разговорами до тех пор, пока ИС не станет системообразующим звеном социально-экономической системы. Наиболее острыми проявлениями назревших проблем и необходимости должного реагирования на них являются следующие:

  • Незавершенность реформы ИС, что предопределяет развитие ИС, подчиненный статус в системе экономических отношений, второстепенный характер защиты объектов ИС, в особенности на международном уровне, недоиспользование аппарата ИС  для вхождения на мировой рынок технологий, и как следствие, низкий уровень коммерциализации объектов ИС.
  • Низкая патентная активность и слабое представительство на мировых рынках патентов. Число патентных заявок на тысячу сотрудников НИОК(Т)Р, в Беларуси составляет 34, тогда как в странах Евросоюза - 67,в странах с высокими доходами – 203. В развитых странах до 90%; и более патентных заявок являются международными, а в Беларуси – только 10%. При том что обширный и постоянно пополняемый массив патентных заявок международного образца – важный инструмент закрепления позиций государства на мировом рынке ИС и важный источник привлечения инвестиций в сферу коммерческого использования прав ИС, соответственно развития наукоемкого производства и экспорта
  • Доля нематериальных активов в стоимости основных средств промышленных предприятия Беларуси, России, Украины и других стран СНГ составляет  менее 1%, а в странах технологической метрополии – 60-80%
  • Структура инвестиций в странах СНГ противоположна той, которая присуща технологической метрополии. Они не соответствует инновационным приоритетам развития и консервирует технологическую отсталость.

     О  том ,что из поля зрения инвестиционной политики в странах СНГ выпадают задачи инвестиций в объекты ИС, красноречиво говорят следующие  факты. Во-первых, если в США более половины всех инвестиций приходится на инвестиции в объекты ИС или нематериальные активы, в Японии – более трет, то в странах СНГ инвестиции в нематериальные активы по-прежнему уничтожены. Во-вторых, инвестиции в информационно- коммуникационных технологии не приобрели в странах СНГ веса, соответствующего информационному обществу развитых стран. В-третьих, наша структура затрат на технологические инновации не соответствует той, которая  характерна для стран технологической метрополии. В технологически развитых странах расходы на коммерческую разработку НИОКР и маркетинговые исследования – около 15%,тогда как расходы на приобретение машин и оборудования не превышают 30%.

Информация о работе Об основных направлениях реформы системы интеллектуальной собственности в Беларуси