Новые формы хозяйствования в аграрной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:28, реферат

Описание работы

Сельское хозяйство — особая сфера экономики страны, призванная обеспечить население необходимым количеством продуктов питания, а промышленность - сырьем. От его развития зависит продовольственная и национальная безопасность России.

Содержание

Введение
1 Сущность аграрных отношений
2 Новые формы хозяйствования
3 Экономическая сущность хозяйствования многоукладной сельскохозяйственной экономики
4 Формирование рынка рабочей силы субъектами хозяйствования в аграрной сфере
5 Теоретические основы развития формирования хозяйствования в аграрной сфере
6 Формы хозяйствования в аграрном секторе и их эффективность
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая эк. теория.docx

— 53.05 Кб (Скачать)

Рынок рабочей силы в аграрной сфере  представляет собой механизм обеспечения  всех отраслей сельскохозяйственного  производства квалифицированными работниками  на основе свободного найма и увольнения согласно нормам трудового законодательства, формирования оплаты труда и других доходов путем соблюдения установленного законом гарантированного минимума. Особенностью занятости сельского  населения в аграрной сфере является минимальное вмешательство государства  в ее регулировании, поскольку значительная часть аграриев является самозанятыми или занятыми в личных крестьянских хозяйствах. В условиях реформирования сельского хозяйства рынок рабочей силы в аграрной сфере характеризуется перенасыщением предложения, представлен безработными.

 5 Теоретические основы развития формирования хозяйствования в аграрной сфере

Сущность и предпосылки формирования многоукладного аграрного сектора  экономики. 
В период проведения аграрной реформы дискуссионным стал вопрос формирования на селе многоукладной экономики. Расхождение позиций большинства ученых-аграрников и практиков лежит в области методологии, стратегии, принципов и методов формирования многоукладного агропромышленного производства. В этой связи возникает необходимость раскрыть основные научные подходы к формированию многоукладного аграрного сектора экономики. При исследовании этих проблем, прежде всего, принципиально важно определиться в трактовке многоукладное.  
По определению С. И. Ожегова понятие «уклад» означает «Устройство, установившийся порядок организации чего-нибудь (общественной жизни, быта и т.п.)». Например, «деревенский уклад» используется как отношения, сложившиеся среди сельского населения (организация трудовой деятельности и быта); «семейный уклад» - как отношения, сложившиеся внутри семьи; «патриархальный или матриархальный уклад» - по отношению к главе семьи и др. Что касается в широком понимании многоукладности производственных отношений, то в политэкономической литературе не сформировалось четкого определения. В широкой трактовке понятие «уклад» соотносится с общественно-экономическим строем.  
От формы собственности на средства производства зависит содержание и конкретное сочетание общих и частных экономических интересов членов общества, его социальная структура, место и положение людей в общественном производстве. Собственность связывает все экономические отношения в единое целое и тем самым определяет характер общественного строя.  
В процессе развития мировой цивилизации на определенных исторических этапах складывались специфические социально-экономические отношения в обществе, в основе которых лежат соответствующие им формы собственности на средства производства и способы присвоения прибавочной стоимости. На их основе складывались соответствующие общественные уклады (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический).  
Однако существует точка зрения, что «есть все основания выделить в истории общественного производства не пять ..., а два общественно-экономических уклада: один - основанный на частной (единоличной) собственности и эксплуатации наемного труда и другой, - основанный на общественной собственности, свободный от эксплуатации труда». Автор этой точки зрения К.И. Панкова, опираясь на этот вывод, приходит к заключению «о неправомерности говорить о многоукладное. Может быть множество вариантов организации хозяйственных систем, но не множество хозяйственных укладов, понимая их как эмбрион, микроэквивалент уклада общественно-экономического».  
Вместе с тем существуют, на взгляд автора, отношения собственности, которые не связаны с формированием общественно-экономического строя общества, а образуют уклады более узкого толкования как системы производственных отношений, связанных не только с собственностью, но и с формами хозяйствования. В народном хозяйстве создаются и функционируют организационно и экономически относительно обособленные хозяйствующие субъекты (предприятия, организации, учреждения, объединения и т. п.), составляющие производственную систему.  
Существует множество вариантов формирования производственных систем. К основным факторам, от которых зависит организационно-правовое положение хозяйствующего субъекта, относятся: форма собственности (государственная, частная и их модификации); способ формирования и использования собственности (индивидуальный, совместный, коллективно-долевой, межхозяйственный и т. п.); форма организации труда и производства (индивидуальная, семейная, коллективная, интегрированная и т. п.); способ присвоения прибавочного продукта (индивидуальный, коллективный, межхозяйственный и т. п.) и др.  
Разнообразие возможных вариантов сочетания отмеченных основных и других признаков в процессе производства образуют разнообразие хозяйственных укладов. Однако хозяйственный уклад - это не форма хозяйствования и не организационно-правовая форма предприятий. Поэтому термин «Многоукладность» недостаточно точен, хотя под этим понятием многие подразумевают разнообразие форм собственности и хозяйствования.

Различия точек зрения, высказываемых  по поводу мотивов, предпосылок и  направления формирования многоукладного агропромышленного производства, в  основном можно свести к двум позициям. Первая базируется на выделении в  качестве приоритетных форм хозяйствования, основанных на частной собственности. Мотивируется эта позиция якобы не эффективностью государственных предприятий, а также тем, что, по представлению ее сторонников, рыночная экономика должна базироваться на частной собственности. Эта концепция является, по существу, основой проводимой в стране аграрной реформы. Таким образом, формы хозяйствования определяются всеми основными, структурными элементами способа производства, и даже общественно-экономической формации.

6 Формы хозяйствования в аграрном  секторе и их эффективность

Проводимая аграрная реформа выдвинула  на передний план земельные отношения, как определяющий элемент производственных отношений в сельском хозяйстве, возникающие между субъектами земельного права по поводу владения, пользования  и распоряжения землей. Земельная  реформа предполагала изменение  существовавшей системы государственных  земельных отношений в направлении  развития различных: частных, государственных, коллективно-долевых форм собственности  на землю. Созданные на базе данных отношений собственности на землю, новые, более эффективно функционирующие  организационно-правовые формы хозяйствования должны были обеспечить, по сравнению  с государственной системой землепользования, более рациональный подход к использованию  земли, повышение ее плодородия, и, в  конечном счете, рост эффективности  аграрного производства. Она осуществлялась методами проб и ошибок, которые  явились результатом противоречивых позиций отдельных реформаторов, использования необоснованных рекомендаций иностранных консультантов, часто  не учитывающих интересов населения, особенно крестьянства. Правовое обеспечение  земельной реформы фактически создавалось  в ходе ее проведения, причем многие правовые положения исходили из содержания практических действий, не проверенных  временем.

В качестве результата земельной реформы  следует выделить крупномасштабные перераспределения сельскохозяйственных угодий по формам собственности и  основным типам сельскохозяйственных предприятий, включающие в себя развитие новых видов предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. [3, с 60]

Важной частью земельной реформы  является выдача документов, удостоверяющих право собственности на землю. В  первоначальном варианте это были свидетельства, подтверждающие право собственности  на долю в земельном участке. В  настоящее время проводится переоформление земельных паёв или долей в  участки с проведением их межевания, то есть определение границ каждого  участка. Эти участки, так же как  и доли передаются в аренду либо крестьянским (фермерским) хозяйствам, либо крупным сельскохозяйственным предприятиям с разными организационно - правовыми формами, некоторые используют их в личных подсобных хозяйствах. В ходе проведения аграрного реформирования большинство колхозов и совхозов, которые были основными формами  хозяйствования в дореформенный  период, были расформированы, выкуплены  или реорганизованы. Появились новые  формы хозяйствования, где в основе лежит частная собственность. Реформаторские идеи прогрессивных чиновников 18 - 19 веков попытались внедрить уже наши современники.

Дискуссия по вопросу об эффективных  формах хозяйствования не утихает, при  этом высказываются полярные точки  зрения. Отсутствует единство взглядов относительно конкретных форм реализации многоукладности в агросфере. Сложные тенденции и реальные противоречия в жизни современного села порождают крайние позиции в полемике.

В основе формирования многоукладной  экономики в сельском хозяйстве  должна лежать оптимизация отношений  земельной собственности, сбалансированность преимуществ и недостатков крупного и мелкого производства.

Агропромышленное производство представляет собой сложную систему предприятий, хозяйств и ассоциаций с многообразными горизонтальными и вертикальными  связями. Оно характеризуется своей  специфической технологией, техникой, организацией труда и управления, экономическими и социальными формами. К главным средствам производства АПК относятся земельные, биологические  и технические ресурсы. Набор  этих ресурсов должен быть не случайным, а упорядоченным, системным. Только единство производительных сил и  производственных отношений определяет устойчивость такой системы. В сельском хозяйстве возможности концентрации капитала и труда на небольшой  территории существенно ограничены.

В дореформенный период основными  формами хозяйствования в аграрном секторе страны были колхозы и  совхозы, число которых составляло чуть более 25 тысяч. В настоящее время  доля государственных предприятий  в аграрном секторе экономики  составляет менее 10 %. В связи с  реорганизацией предприятий с государственной  собственностью наблюдалась устойчивая тенденция к их сокращению.

В сельском хозяйстве формальная замена государственной и кооперативной  форм собственности на другие, вследствие неподготовленности реформ и отказа государства от экономического регулирования  процесса производства, привела к  отрицательным последствиям, резко  возросло число убыточных хозяйств. Экономические показатели новых  форм хозяйствования не позволяют говорить об их преимуществах по сравнению  с оставшимися не реформированными колхозами и совхозами. Анализируя и оценивая их деятельность, можно  придти к выводу, что сравнительно эффективнее функционируют те крупно-товарные предприятия, у которых развиты производственный потенциал и инфраструктура. При этом они либо сумели добиться определенной помощи и поддержки федеральных и региональных органов власти, либо приспособились к рыночной экономике.

Сегодня перед аграрным производством  стоит задача обеспечить устойчивость землепользования на основе организационно - экономических и правовых методов. В результате мирового финансового экономического кризиса сельское хозяйство России поставлено в условия, при которых рост производства аграрной продукции, повышение его эффективности - не просто декларативные тезисы, это условия выживания.

Земельный вопрос нельзя решать в  отрыве от проблем аграрного производства. Сельское хозяйство - сложная и специфическая  отрасль, исторически имеющая низкую конкурентоспособность, сезонный характер, высокий уровень физического  труда, традиционно нуждающиеся в государственной поддержке. При самом активном участии государства должны быть созданы нормальные условия для производственной деятельности предприятий всех организационно - правовых форм. Это и эквивалентный обмен сельского хозяйства со смежными отраслями и рыночная инфраструктура, и возможность кредитования, в том числе и ипотечного под залог земли.

  Заключение

В связи с изменениями в социально-экономической структуре сельского хозяйства - падением производства и повышением производства и доли в валовой сельскохозяйственной продукции хозяйств населения - требуется большее внимание уделить индивидуальному сектору аграрной экономики. Поддержку хозяйств населения следует выдвинуть в число приоритетных задач аграрной политики именно сейчас, когда производство в крупных сельскохозяйственных предприятиях падает, а крестьянские хозяйства и их ассоциации организационно не окрепли и не получили сколько-нибудь весомого развития с точки зрения их вклада в продовольственное обеспечение страны.

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы (блока) связанных между собой отраслей - сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства.

Аграрные преобразования последнего периода изменяют пропорции  в структуре агропромышленного  комплекса по стоимости, материально-технической  оснащенности и занятости.

Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.

Следует отметить, что  принципиальные изменения сложившейся  системы аграрных отношений были неизбежны, и прежде всего была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка.

В то же время наряду с  позитивными изменениями - расширением  спектра форм хозяйствования, включая  воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ныне сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т. д. произошли, главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования, негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису.

Необходимо разумное сочетание  коллективных форм хозяйствования с  частной инициативой крестьян, ориентация на сбалансированное развитие трех сегментов  аграрной экономики с учетом складывающихся тенденций их развития. Особое внимание целесообразно уделить успешно  функционирующим личным подсобным  хозяйствам, создавая, с одной стороны, возможности для их интеграции с  коллективными хозяйствами, а с  другой, - для трансформации ЛПХ  в фермерские хозяйства.

Особое внимание должно быть уделено  проблемам становления новых  субъектов хозяйствования, способных  работать в условиях формирующихся  рыночных отношений, экономического и  социального риска.  
  Для глубокой и объективной оценки аграрной реформы необходимо обеспечить научное сопровождение ее хода по стране в целом и отдельных регионах.

Аграрные   правоотношения   –   это   реально

существующие    в    повседневной    деятельности    субъектов     аграрного

предпринимательства  (агробизнеса)   многогранные   отношения,   наполненные

качественно  новым  содержанием  в  связи   с   признанием   этих   аграрных

товаропроизводителей субъектами права  частной  и другой  негосударственной

формы собственности на землю  и другие средства  производства,  произведенные

продукты  питания,  а  также  субъектами  предпринимательской  деятельности,

которые    функционируют     наряду     с     государственными     аграрными

товаропроизводителями. Аграрные правоотношения – правовая  форма  реализации

положений  норм  аграрного  права  посредством  применения  их  в   процессе

определения  и  функционирования  прав  и  обязанностей  субъектов,  которые

производят и обеспечивают производство продуктов питания

Список  используемой литературы 
1. Ушачев И. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства Российской Федерации // АПК: экономика и управление-2009-№3.

2. Югай А. Землепользование в аграрной сфере // АПК: экономика и управление-2010-№11.

3. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учебник - М.: Дело - 2009

4.  Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. Курс экономической теории: Учебник - Мн.: Интерпрессервис, 2008

5. ред. Сидорович А.В., Волкова Ф.М.- М.; изд-во Московский университет, 2009

6. Шутьков А.А. Совершенствование системы управления в агропромышленном производстве. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011, № 11-12, с. 4-7.

7. «Экономическая теория», Добрынин  Ю. В.,СПТБ: «Ун. Экон. и фин.», 2009г.

8.    Волкова Н., Широкова Е. Формы хозяйствования и эффективность землепользования // АПК: экономика и управление-2011-№5.

Информация о работе Новые формы хозяйствования в аграрной сфере