Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:45, контрольная работа
С момента своего возникновения экономическая мысль Германии выделяется рядом характерных особенностей, обусловленных специфической экономического развития этой страны. Германия позже других европейских стран и США вступила на путь капиталистического развития, причем первые ее шаги по этому пути были отягощены серьезными феодальными пережитками. В этой ситуации либерально-фритредерские рецепты классической школы и ее интерпретаторов оказывались малопригодны, поскольку без поддержки государства немецкая буржуазия была заранее обречена на поражение в борьбе со своими внешними конкурентами
Введение……………………………………………………………………...3
Молодая (новая) историческая школа и ее представители……………….5
Экономические концепции новой исторической школы…………………7
Экономические концепции новейшей исторической школы……………10
Заключение …………………………………………………………………14
Список использованной литературы и источники……
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВПО УрГУПС)
Кафедра: Мировая экономика и логистика
Контрольная работа
по дисциплине:
История экономических учений
на тему: «Новая историческая школа Германии»
Проверил:
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Молодая (новая) историческая школа и ее представители……………….5
Экономические концепции новой исторической школы…………………7
Экономические концепции новейшей исторической школы……………10
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы и источники……………………….16
Введение
В середине XIX в. возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа».
Эта школа, по сути, олицетворяет не столько историческое, сколько социально-историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в поле исследований политической экономии наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым одновременное рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений.
В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что классики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма, приверженность некой универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности.[1]
С момента своего
возникновения экономическая
Другими
следствием позднего развития
капитализма в Германии
Указанные
обстоятельства помогают
Молодая (новая) историческая школа и ее представители
Традиции «стариков» исторической школы Германии были продолжены и развиты в 70-90-е годы XIX в. Луйо Брентано (1844-1931), Густавом Шмоллером (1838-1917), Карлом Бюхером (1847-1930) и другими представителями данного направления экономической мысли. Идеи молодой школы не только сохраняют преемственность с предшественниками, но и отражают новые реалии, сложившиеся после объединения Германии.
Они выступали прежде всего против марксизма, одержавшего теоретическую победу в рабочем движении. Антимарксистская направленность составляла главное отличие новой исторической школы от старой, поскольку представители последней полемизировали с английскими классиками и утопическими социалистами.
Шмоллер, Вагнер и Бюхер утверждали, что задачей экономистов является исследование не теоретических построений, а практических проблем развития народного хозяйства страны, изучение влияния на экономические отношения этических, психологических, правовых и политических факторов, выработка конкретных рекомендаций по управлению экономикой страны в соответствии с интересами и потребностями практики.[3]
Заслугой экономистов
исторической школы являлось обоснование
взаимосвязи между
Если старая школа выступала против классической политической экономии и утопического социализма, то молодая историческая школа сложилась в борьбе против научного социализма.
Представители «молодой» школы историков не отрицали существования экономических законов, но отмечали, что открыть законы посредством логических обоснований нельзя. Обобщения теоретического характера должны опираться на опыт, факты.
Лидер молодой исторической
школы – Л.Брентано писал, «что точное
описание даже самых скромных явлений
экономической жизни имеет
Г.Шмоллер считал, что созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование хозяйственных индивидов, развития техники, социальных институтов, природных условий.ё
К.Бюхер делил экономическую
теорию на три стадии: домашнее хозяйство
(без обмена), городское хозяйство,
связанное с работой
Экономические концепции новой исторической школы
Школа в подлинном
смысле этого слова появилась
в 70-е гг. ХIХ в. и получила
название новая историческая
школа. Она стала более
Однако
у более молодых
Шмоллер
буквально руководил всем тем,
что происходило в
Экономические концепции новейшей исторической школы
В отличие от новой
исторической школы
Самым популярным представителем этой школы был Вернер Зомбарт (1863—1941), наиболее фундаментальным сочинением которого был «Современный капитализм» (1902, второе, значительно расширенное издание — 1916—1917). В нем он исследовал развитие экономики, выделяя докапиталистическую стадию, ранний, развитый и поздний капитализм, начинающийся с Первой мировой войны. Кроме того, Зомбарт дал прогноз о следующей стадии в книге «Будущее капитализма» (1932). Эта стадия получила у него название «организованный капитализм», основными чертами которого были государственное регулирование экономики и сочетание частной, коллективной (корпоративной) и государственной собственности.
После второго издания «Современного капитализма» — работы все-таки в основном описательной, Зомбарт перешел к разработке теоретического понятия «экономическая система», под которым он понимал «определенную организацию хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. В понятии системы хозяйства приводится к логическому единству исторически обусловленное своеобразие жизни». В 1925 г. он опубликовал работу «Порядок хозяйственной жизни», где дал характеристику «экономической системы», состоящей из трех частей: дух (экономическое сознание, традиции), форма (экономическая организация и управление), способ (техника, применяемая в производстве и обращении) — с подробной расшифровкой содержания каждой части.[5] Зомбарт писал, что, насыщая эту схему конкретным историческим материалом, можно дать сравнительный анализ любой исторически и территориально определенной экономики. Другим видным представителем новейшей исторической школы и, так же как и Зомбарт, известным социологом был Макс Вебер (1864—1920). В отличие от Зомбарта слава его нарастала в течение всего ХХ в. Среди его работ можно выделить такие, как «протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1916—1919) и «Экономика и общество» (1920).