Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.

Работа содержит 1 файл

микроэкономика курсовик.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

      Если  фирма не предпринимает никаких  действий, может наступить ситуация, когда она начнет нести убытки. Поэтому фирма вынуждена увеличивать  затраты на разработку новых товаров, новых технологий, рекламу и другие способы продвижения товара. При этом кривые средних и предельных издержек смещаются вверх. Цель этих затрат – такое увеличение спроса, чтобы кривая спроса хотя бы на каком-то участке снова стала располагаться выше кривой средних издержек. Только такие расходы на рекламу или НИОКР можно считать эффективными. В новом краткосрочном периоде опять может возникнуть ситуация, когда фирма будет получать экономическую прибыль, и эта ситуация также будет неустойчивой.

      Сравнивая равновесие фирмы в условиях монополистической  конкуренции с равновесием в условиях совершенной конкуренции, выделим следующие отличия:

      а) цена в условиях монополистической  конкуренции выше цены в условиях совершенной конкуренции (Рmk>Pск). Более того, она выше предельных затрат (Рmk>MC(Qmk)) и минимума средних затрат (Рmk>minAC). Это является своего рода платой покупателей за разнообразие выбора, более полное удовлетворение индивидуальных запросов;

      б)  объем в условиях монополистической  конкуренции ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (Qmk>Qck). Это означает, что в условиях монополистической конкуренции у фирмы остаются избыточные мощности. Избыток мощностей – понятие относительное. Имеется в виду, что не производится такой объем, при котором средние затраты достигают минимума. В тоже время избыток мощностей не означает, что они не загружены другим ассортиментом. Значит, фирма в условиях монополистической конкуренции вынуждена использовать более гибкий, легко переналаживаемый (и, как правило, более дорогой) производственный аппарат;

      в)   как при любой несовершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции возникают чистые потери общества. Это объясняется недопроизводством товаров и превышением цены над предельными издержками. 

      Олигополия. Олигополия (от греч. Oligos – немногий, незначительный) представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляет от двух до десяти крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции), либо дифференцированными (как прирынке монополистической конкуренции).

      Характерные признаки олигополистического рынка:

    1. Малое количество фирм, которые, однако, в состоянии снабжать весь рынок.
    2. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль. Они аналогичны тем, что действуют на рынке чистой монополии, и могут быть связаны с достигнутыми низкими издержками на основе работы в режиме положительного эффекта масштаба и больших расходов на рекламу. То и другое предполагают очень высокие требования к величине авансированного капитала. Ограничения могут быть связаны с патентной монополией, как происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа IBM (производство компьютеров), Ксерокс,Кодак и т.д. На протяжении срока действия патента фирма защищается государством от конкуренции.
    3. Олигополия, обладая большей долей рынка, может диктовать ему цену, т.е. является ценоискателем.
    4. Все фирмы на огополистическом рынке взаимозависимы. Это значит, что поведение олигополиста  строится в соответствии с возможной реакцией конкурентов. Решения конкурентов становятся для олигополиста дополнительным условием определения оптимальных объемов производства и уровня цены. Необходимость учета альтернативных изменений отраслевого рынка заставляет олигополиста применять ситуационное планирование, что поднимает научный уровень конкуренции.
    5. Возможность множества ответных реакций со стороны конкурентов на поведение олигополиста вызывает естественные трудности в определении конкретной оптимальной величины объема продаж и уровня цены. Поэтому процесс максимизации прибыли предполагает наличие коридора возможных действий.
    6. Цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы. Они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех участников рынка. Такое поведение олигополистов отражает модель ломаной кривой спроса.
    7. Рынок олигополий демонстрирует склонность участников к согласованным действиям или к тайному сговору при назначении и изменении цен. В этом случае олигополистический рынок перерастает в рынок чистой монополии.

      Модели  поведения олигополиста. Модельломаной кривой спроса описывает реакцию субъектов рынка на изменение цены одного из них.

      Предположим, что три фирмы – А,В,С – делят рынок на три равные части. Представим отраслевой рынок в виде следующей схемы, где А,В,С, - равные доли каждой фирмы в отраслевом рынке. 
 
 
 
 

А В С

      Отраслевой  рынок. 

      Если  фирма А повышает отпускные цены, то фирмы В и С могут подстраиваться под этот уровень цены. В данном случае вся отрасль теряет некоторый объем продаж в пользу других отраслей, поскольку рынок олигополий переполнен. Сокрашение объема продаж у фирмы, которая строит свою стратегию, прежде всего ориентируясь на увеличение объемов производства, является крайне нежелательным. Поэтому фирмы В и С не отвечают на повышение цены фирмой А и сохраняют прежние цены.

      Тогда фирма А теряет своих покупателей, которые станут клиентами фирм В  и С. Структура отраслевого спроса изменится рис.   И предстанет следующим образом:

 
А В С

 
 
Отраслевой  рынок

 

      Фирма А отказывается в проигрыше, поскольку  её потери от снижения цены усугубляются убытками в результате снижения объема продаж. Она вынуждена для предотвращения последующих потерь вернуться к исходному уровню цены. Восстанавливается прежнее статус-кво в отношении распределения долей рынка фирмами А,В,С рис..

      Рынок олигополий продемонстрировал устойчивость по отношению к росту цен, т.е. к инфляции.

      Предположим противоположную ситуацию. Фирма  А снижает отпускную цену. Это ведет к увеличению количества покупателей, привлеченных от конкурентов. Доля фирмы А на рынке возрастает. 

      А       В       С

      Отраслевой  рынок 

      Фирмы В и С в целях увеличения объема продаж вынуждены также понизить цены, приняв уровень цены фирмы А за эталон. В результате распределение долей рынка возвратиться к прежнему уровню , но при более низкой цене   Каждая фирма данного рынка оказалась в менее ивыгодных условиях по сравнению с исходными позициями, поскольку из-за более низких цен она потеряла часть своей прибыли.

      Работа  на рынке олигополий предполагает, что любое изменение цены ведет  к потерям дохода, поэтому цены здесь являются относительно не гибкими, консервативными. Ценовая конкуренция  становится не выгодной и олигополисты прибегают к неценовой конкуренции, улучшая качество продукции, используя научно-технические достижения, эффективный менеджмент, рекламу.

      Модель  ломаной кривой спроса получила такое  название благодаря графику, отображающему  ситуацию, когда олигополисты не отвечают на повышение цены, а при её снижении поддерживают это начинание.

 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
 
 

      На  графике показано, что отрезок  DE кривой отраслевого спроса очень эластичен. Повышение цены выше равновесного уровня Р может дать много вариантов снижения объемов производства. Отрезок ED’ неэластичен. Снижение цены ниже равновесного уровня Р практически не меняет величины предложения.

      Модель  стратегии наименьших потерь основана на использовании теории игр. Фирма  определяет стратегию исходя из возможного ответного поведения конкурента. Если бы с конкурентом можно было договориться, то была бы выбрана стратегия, позволяющая каждому получить прибыль, размеры которой примирили бы их интересы. Однако в условиях автономного поведения конкурента стратегия фирмы строится с учетом того,  что конкурент никогда не выберет для себя вариант с наибольшими потерями. Поэтому из просчета ответных ходов конкурента такой вариант исключается.

      Рассмотрим  выбор вариантов ценового поведения  фирмы А, поделившей рынок с фирмой В. 

 
 
 
      Стратегия фирмы А       
 
Реакция фирмы В
 
Снизить цены
 
Оставить  цены без изменения
 
Снизить цены                                                             -100 000/-10 000                       +1 500/-1 500 

Оставить  цены без изменения                                    -1 500/+1 500                                  0/0 

      

      Влияние рыночной стратегии на изменение  прибыли фирмы А (числитель) и  фирмы В (знаменатель), млн.руб. 
 

      Если  фирма А снижает цены и фирма  В следует за ней, то прибыль упадет у каждой фирмы на  1000 млн.руб. Если фирма В сохранит свои цены, то фирма А получит дополнительный доход 1500 млн руб., а у фирмы В доход сократится на 1500 млн.руб.

      При другой ценовой стратегии фирмы  А, когда она не меняет цену, расклад  вариантов будет иной. В случае когда на такое бездействие в области цен фирмы А конкурент (фирма В) цены снижает, прибыль фирмы А упадет на 1500 млн.руб., а фирма В увеличит доходы на 1500 млн.руб. Если обе фирмы сохранят свои цены без изменения, то их прибыли не изменятся.

      Если  бы фирма А выбрала стратегию без учета изменений поведения конкурента, то она остановилась бы на стратегии снижения цен у фиомы В. При этом достигается наибольшая прибавка дохода в сумме 1500 млн.руб. Однако менеджер фирмы А предполагает, что такой вариант является наихудшим с точки зрения фирмы В и отвергает его возможность.

      Для каждой фирмы в нашем примере  наихудшим вариантом становится тот, при котором она снижает  цены, а конкурент их сохраняет  на прежнем уровне. Поэтому обе  фирмы подобный вариант отвергают. Это заставляет их на падение цены у конкурента отвечать подобным образом .

      Модель  Курно показывает, каким образом  на рынке дуополии (двух продавцов) устанавливаются цена и выпуск одного и того же вида продукции. Модель строится на предположении, что каждый из участников определяет для себя объем производства исходя из объема предложения конкурента.

      При этом отыскивается рыночное равновесие объемов производств, которое устраивает каждого и не стимулирует их к  изменению своих позиций на рынке. Обе фирмы борются за свою долю на рынке, сбивая цены и уменьшая тем самым предельный доход конкурента. Такое противоборство выгодно до тех пор, пока увеличение производства компенсирует потери от снтжения цены. Придостижении подобных параметров фирма попадает в состояние экономического равновесия . Аналогичная ситуация складывается и у конкурента. Графически эта мысль отображена на рисунке.  

        
 

      Равновесие  Курно 
 

      Автор этой модели французский экономист  XIX в. А.Курно предполагал, что трынок олигополий располагает меньшим объемам предложения по сравнению с рынком чистой конкуренции, ибо он использует барьеры для вступления в отрасль. В то же время сговор дуалистов в отношении  максимизации совокупной прибыли и последующего её деления на две равные части приведет к сокращению общего объема производства. Сговор позволит держать цены, не увеличивая выпуск. Модель картеля показывает типичное поведение олигополистов, вступивших в тайный сговор. Тайный сговор, соглашение, кооперативное поведение являются средством , с помощью которого фирмы пытаются избежеть потери от конкуренции, которые могут быть значительными, поскольку в барьбу вступают фирмы, представляющие крупный бизнес.Склонность ко всякого рода тайным соглашениям обусловлена малым количеством конкурентов, что облегчает возможность договоренности между ними. Наиболее часто договоренность принимает форму картеля. Картель – это формальное (в письменном виде) или устное соглашение по поводу цен и объемов производства или о разделе рынков сбыта. Иллюстрацией тайного сговора является соглашение между экспортерами нефти, которые сформировали международный картель ОПЕК, подняв мировые цены на нефть в четыре раза, спровоцировав нефтяной кризис 1973-1974 гг. В связи с тем, что спрос на нефть неэластичен, картель смог добиться значительного увеличения цены и незначительного сокращения объема продаж. 

Информация о работе Несовершенная конкуренция