Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:23, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.
Если
фирма не предпринимает никаких
действий, может наступить ситуация,
когда она начнет нести убытки.
Поэтому фирма вынуждена
Сравнивая равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции с равновесием в условиях совершенной конкуренции, выделим следующие отличия:
а) цена в условиях монополистической конкуренции выше цены в условиях совершенной конкуренции (Рmk>Pск). Более того, она выше предельных затрат (Рmk>MC(Qmk)) и минимума средних затрат (Рmk>minAC). Это является своего рода платой покупателей за разнообразие выбора, более полное удовлетворение индивидуальных запросов;
б) объем в условиях монополистической конкуренции ниже, чем в условиях совершенной конкуренции (Qmk>Qck). Это означает, что в условиях монополистической конкуренции у фирмы остаются избыточные мощности. Избыток мощностей – понятие относительное. Имеется в виду, что не производится такой объем, при котором средние затраты достигают минимума. В тоже время избыток мощностей не означает, что они не загружены другим ассортиментом. Значит, фирма в условиях монополистической конкуренции вынуждена использовать более гибкий, легко переналаживаемый (и, как правило, более дорогой) производственный аппарат;
в) как при любой несовершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции возникают чистые потери общества. Это объясняется недопроизводством товаров и превышением цены над предельными издержками.
Олигополия. Олигополия (от греч. Oligos – немногий, незначительный) представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляет от двух до десяти крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции), либо дифференцированными (как прирынке монополистической конкуренции).
Характерные признаки олигополистического рынка:
Модели поведения олигополиста. Модельломаной кривой спроса описывает реакцию субъектов рынка на изменение цены одного из них.
Предположим,
что три фирмы – А,В,С – делят рынок
на три равные части. Представим отраслевой
рынок в виде следующей схемы, где А,В,С,
- равные доли каждой фирмы в отраслевом
рынке.
А | В | С |
Отраслевой
рынок.
Если
фирма А повышает отпускные цены,
то фирмы В и С могут
Тогда фирма А теряет своих покупателей, которые станут клиентами фирм В и С. Структура отраслевого спроса изменится рис. И предстанет следующим образом:
Отраслевой рынок |
Фирма
А отказывается в проигрыше, поскольку
её потери от снижения цены усугубляются
убытками в результате снижения объема
продаж. Она вынуждена для
Рынок олигополий продемонстрировал устойчивость по отношению к росту цен, т.е. к инфляции.
Предположим
противоположную ситуацию. Фирма
А снижает отпускную цену. Это ведет к
увеличению количества покупателей, привлеченных
от конкурентов. Доля фирмы А на рынке
возрастает.
А | В | С |
Отраслевой
рынок
Фирмы В и С в целях увеличения объема продаж вынуждены также понизить цены, приняв уровень цены фирмы А за эталон. В результате распределение долей рынка возвратиться к прежнему уровню , но при более низкой цене Каждая фирма данного рынка оказалась в менее ивыгодных условиях по сравнению с исходными позициями, поскольку из-за более низких цен она потеряла часть своей прибыли.
Работа на рынке олигополий предполагает, что любое изменение цены ведет к потерям дохода, поэтому цены здесь являются относительно не гибкими, консервативными. Ценовая конкуренция становится не выгодной и олигополисты прибегают к неценовой конкуренции, улучшая качество продукции, используя научно-технические достижения, эффективный менеджмент, рекламу.
Модель ломаной кривой спроса получила такое название благодаря графику, отображающему ситуацию, когда олигополисты не отвечают на повышение цены, а при её снижении поддерживают это начинание.
|
||
На графике показано, что отрезок DE кривой отраслевого спроса очень эластичен. Повышение цены выше равновесного уровня Р может дать много вариантов снижения объемов производства. Отрезок ED’ неэластичен. Снижение цены ниже равновесного уровня Р практически не меняет величины предложения.
Модель
стратегии наименьших потерь основана
на использовании теории игр. Фирма
определяет стратегию исходя из возможного
ответного поведения
Рассмотрим
выбор вариантов ценового поведения
фирмы А, поделившей рынок с фирмой
В.
Стратегия фирмы А |
Реакция фирмы В | |
Снизить цены |
Оставить цены без изменения | |
Снизить цены Оставить
цены без изменения |
Влияние
рыночной стратегии на изменение
прибыли фирмы А (числитель) и
фирмы В (знаменатель), млн.руб.
Если фирма А снижает цены и фирма В следует за ней, то прибыль упадет у каждой фирмы на 1000 млн.руб. Если фирма В сохранит свои цены, то фирма А получит дополнительный доход 1500 млн руб., а у фирмы В доход сократится на 1500 млн.руб.
При другой ценовой стратегии фирмы А, когда она не меняет цену, расклад вариантов будет иной. В случае когда на такое бездействие в области цен фирмы А конкурент (фирма В) цены снижает, прибыль фирмы А упадет на 1500 млн.руб., а фирма В увеличит доходы на 1500 млн.руб. Если обе фирмы сохранят свои цены без изменения, то их прибыли не изменятся.
Если бы фирма А выбрала стратегию без учета изменений поведения конкурента, то она остановилась бы на стратегии снижения цен у фиомы В. При этом достигается наибольшая прибавка дохода в сумме 1500 млн.руб. Однако менеджер фирмы А предполагает, что такой вариант является наихудшим с точки зрения фирмы В и отвергает его возможность.
Для каждой фирмы в нашем примере наихудшим вариантом становится тот, при котором она снижает цены, а конкурент их сохраняет на прежнем уровне. Поэтому обе фирмы подобный вариант отвергают. Это заставляет их на падение цены у конкурента отвечать подобным образом .
Модель Курно показывает, каким образом на рынке дуополии (двух продавцов) устанавливаются цена и выпуск одного и того же вида продукции. Модель строится на предположении, что каждый из участников определяет для себя объем производства исходя из объема предложения конкурента.
При
этом отыскивается рыночное равновесие
объемов производств, которое устраивает
каждого и не стимулирует их к
изменению своих позиций на рынке.
Обе фирмы борются за свою долю
на рынке, сбивая цены и уменьшая тем самым
предельный доход конкурента. Такое противоборство
выгодно до тех пор, пока увеличение производства
компенсирует потери от снтжения цены.
Придостижении подобных параметров фирма
попадает в состояние экономического
равновесия . Аналогичная ситуация складывается
и у конкурента. Графически эта мысль отображена
на рисунке.
Равновесие
Курно
Автор
этой модели французский экономист
XIX в. А.Курно предполагал, что трынок олигополий
располагает меньшим объемам предложения
по сравнению с рынком чистой конкуренции,
ибо он использует барьеры для вступления
в отрасль. В то же время сговор дуалистов
в отношении максимизации совокупной
прибыли и последующего её деления на
две равные части приведет к сокращению
общего объема производства. Сговор позволит
держать цены, не увеличивая выпуск. Модель
картеля показывает типичное поведение
олигополистов, вступивших в тайный сговор.
Тайный сговор, соглашение, кооперативное
поведение являются средством , с помощью
которого фирмы пытаются избежеть потери
от конкуренции, которые могут быть значительными,
поскольку в барьбу вступают фирмы, представляющие
крупный бизнес.Склонность ко всякого
рода тайным соглашениям обусловлена
малым количеством конкурентов, что облегчает
возможность договоренности между ними.
Наиболее часто договоренность принимает
форму картеля. Картель – это формальное
(в письменном виде) или устное соглашение
по поводу цен и объемов производства
или о разделе рынков сбыта. Иллюстрацией
тайного сговора является соглашение
между экспортерами нефти, которые сформировали
международный картель ОПЕК, подняв мировые
цены на нефть в четыре раза, спровоцировав
нефтяной кризис 1973-1974 гг. В связи с тем,
что спрос на нефть неэластичен, картель
смог добиться значительного увеличения
цены и незначительного сокращения объема
продаж.