Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в рыночных структурах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

цель данной работы состоит в исследовании особенностей реализации несовершенной конкуренции и разновидностей неценовой конкуренции в системе рыночных отношений.
Цель определяет задачи исследования: 1. Рассмотреть экономическую сущность конкуренции; 2. Проанализировать основные назначение и функции конкуренции в рыночной экономике; 3. Выявить разновидности несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах; 4. Рассмотреть понятие и сущность неценовой конкуренции; 5. Исследовать неценовые методы конкуренции субъектов рыночных отношений; 6. Выявить недобросовестные методы конкуренции в рыночных структурах

Содержание

Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция 6
1.1. Экономическая сущность конкуренции 6
1. 2. Основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике 8
1.3. Разновидности несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах 11
Глава 2. Разновидности неценовой конкуренции в различных рыночных структурах 16
2.1. Понятие и сущность неценовой конкуренции 16
2.2. Неценовые методы конкуренции субъектов рыночных отношений 19
2.3. Недобросовестные методы конкуренции в рыночных структурах 29
Заключение 33

Работа содержит 1 файл

несовершенная конкуренция виды неценовой конкуренции в рыночных структурах курс 543.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Заключение

     Таким образом, в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

     1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию, когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа - объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга «Экономика несовершенной конкуренции», 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

     2. Огромное число обособленных  потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.

     3. Предельным случаем является  монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

     4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.

     Неценовой метод конкуренции является наиболее распространённым и предполагает при  сохранении цен на товары привлечение потребителей за счёт внедрения дополнительных услуг, повышения качественных или других характеристик товаров. Неценовые методы конкуренции выражаются, например, при включении в действующую цену товара более продолжительных сроков гарантийного обслуживания, в проведении работ по доставке и установке оборудования, бесплатном консультировании по вопросам эксплуатации, расширении сети обслуживающих центров гарантийного и послегарантийного ремонта, в сокращении сроков доставки товара потребителю.

     При неценовых методах конкуренции  возрастает роль маркетинга, специальных  маркетинговых исследований, предусматривающих  разработку новых форм притягивания клиентов и применение эффективных  рекламных мероприятий.

     Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.

     Итак, мы видим, что каждый из действующих  субъектов предпринимательского бизнеса, прибегая к различным видам, методам  и направлениям конкурентных действий стремится к усилению своей реальной конкурентоспособности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

  1. Авдашева  А., Шаститко А. Модернизация антимонопольной  политики в России. // Вопросы экономики. – 2008. - №5. - с.18.
  2. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. – 2007. - №9. - с.18.
  3. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент.  – М.: Эксмо, 2006. – 464 с.
  4. Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к ФЗ «О защите конкуренции» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2007. – 216 с.
  5. Курс экономической теории. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС, 2006.
  6. Курс экономической теории. / Под ред. М.И. Чепурина, Е.А. Киселевой. – М.: АСА, 2004.
  7. Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. - М.:  МГУ, 2007.
  8. Лемке Г. Нелинейный стратегический менеджмент или искусство конкуренции.  – М.: ДиС, 2006. – 400 с.
  9. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Управление конкурентоспособностью.  – М.: Омега-Л, 2007. – 325 с.
  10. Макализ Д. Экономика бизнеса: Конкуренция, макростабильность и глобализация.  – М.: Бином, 2007. - 695 с.
  11. Новиков В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие. // Вопросы экономики. – 2007. - №9. - с.33.
  12. Носова С.С. Талахадже А.А. Экономика: базовый курс лекций для вузов. – М.: Гелион, 2006.
  13. Нуриев Р., Авдашева С. Базовые экономические понятия. - М.:  Финансы и статистика, 2003.
  14. Нуриев Р., Розанова Н. Поведение потребителя в рыночной экономике. // Вопросы экономики. 2008. - №2. – с.35.
  15. Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. - М.:  издательство МАИ, 2007.
  16. Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями.  – М.: Олимп-Бизнес, 2006. – 352 с.
  17. Просветов И. Тактика выживания: практика действий в жестком конкурентном окружении.  – М.: Секрет фирмы, 2006. - 240 с.
  18. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. // Вопросы экономики. – 2008. - №5. - с.100.
  19. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая  теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Норма, 2005.
  20. Стенлейк Дж. Ф. Экономикс для начинающих. - М.:  Республика, 2007.
  21. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок. Учебник для ВУЗов.- М.: КНОРУС, 2006.
  22. Траут Дж., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции.  – М.:  Питер, 2007. – 288 с.
  23. Уткин Э.А. Финансовое управление. – М.: ЭКМОС, 2006.
  24. Федоров А.В. Анализ финансовых рынков и торговля финансовыми активами: пособие по курсу.- М.: Питер, 2007.
  25. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 2008.
  26. Финансы. Уч. пособие / Под ре. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  27. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. - М.: Альянс, 2007.
  28. Экономическая теория. Под ред. Булатова.  – М.: ЭКМОС, 2006.
  29. Юданов А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач.  – М.: КНОРУС, 2008. – 464 с.

Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в рыночных структурах