Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:44, курсовая работа
цель данной работы состоит в исследовании особенностей реализации несовершенной конкуренции и разновидностей неценовой конкуренции в системе рыночных отношений.
Цель определяет задачи исследования: 1. Рассмотреть экономическую сущность конкуренции; 2. Проанализировать основные назначение и функции конкуренции в рыночной экономике; 3. Выявить разновидности несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах; 4. Рассмотреть понятие и сущность неценовой конкуренции; 5. Исследовать неценовые методы конкуренции субъектов рыночных отношений; 6. Выявить недобросовестные методы конкуренции в рыночных структурах
Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция 6
1.1. Экономическая сущность конкуренции 6
1. 2. Основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике 8
1.3. Разновидности несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах 11
Глава 2. Разновидности неценовой конкуренции в различных рыночных структурах 16
2.1. Понятие и сущность неценовой конкуренции 16
2.2. Неценовые методы конкуренции субъектов рыночных отношений 19
2.3. Недобросовестные методы конкуренции в рыночных структурах 29
Заключение 33
Таким образом, в зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию, когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа - объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга «Экономика несовершенной конкуренции», 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.
2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.
3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.
4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.
Неценовой метод конкуренции является наиболее распространённым и предполагает при сохранении цен на товары привлечение потребителей за счёт внедрения дополнительных услуг, повышения качественных или других характеристик товаров. Неценовые методы конкуренции выражаются, например, при включении в действующую цену товара более продолжительных сроков гарантийного обслуживания, в проведении работ по доставке и установке оборудования, бесплатном консультировании по вопросам эксплуатации, расширении сети обслуживающих центров гарантийного и послегарантийного ремонта, в сокращении сроков доставки товара потребителю.
При неценовых методах конкуренции возрастает роль маркетинга, специальных маркетинговых исследований, предусматривающих разработку новых форм притягивания клиентов и применение эффективных рекламных мероприятий.
Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое- совершенствование технических характеристик товара; второе- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя.
Итак,
мы видим, что каждый из действующих
субъектов предпринимательского бизнеса,
прибегая к различным видам, методам
и направлениям конкурентных действий
стремится к усилению своей реальной
конкурентоспособности.
Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в рыночных структурах