Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 21:44, курсовая работа
цель данной работы состоит в исследовании особенностей реализации несовершенной конкуренции и разновидностей неценовой конкуренции в системе рыночных отношений.
Цель определяет задачи исследования: 1. Рассмотреть экономическую сущность конкуренции; 2. Проанализировать основные назначение и функции конкуренции в рыночной экономике; 3. Выявить разновидности несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах; 4. Рассмотреть понятие и сущность неценовой конкуренции; 5. Исследовать неценовые методы конкуренции субъектов рыночных отношений; 6. Выявить недобросовестные методы конкуренции в рыночных структурах
Введение 3
Глава 1. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике. Несовершенная конкуренция 6
1.1. Экономическая сущность конкуренции 6
1. 2. Основное назначение и функции конкуренции в рыночной экономике 8
1.3. Разновидности несовершенной конкуренции в различных рыночных структурах 11
Глава 2. Разновидности неценовой конкуренции в различных рыночных структурах 16
2.1. Понятие и сущность неценовой конкуренции 16
2.2. Неценовые методы конкуренции субъектов рыночных отношений 19
2.3. Недобросовестные методы конкуренции в рыночных структурах 29
Заключение 33
Все указанные типы дифференциации, применяемые субъектами бизнеса в качестве методов неценовых конкурентных действий, выводят конкуренцию за рамки продуктового направления. Неценовые конкурентные действия, основанные на дифференциации, применяются в межпродуктовой, отраслевой и межотраслевой конкуренции. Они свойственны разным видам конкурентных действий, но, как правило, не используются фирмами для обороны или контрнаступления.
Соперничество субъектов бизнеса за непосредственное внимание потребителей обычно трактуется, по сути, как единственная, а порой и как исключительная сфера неценовых конкурентных действий. Во многих исследованиях перечень методов неценовых конкурентных действий ограничивается конкуренцией вокруг потребительских свойств товаров и услуг. Между тем, действительная практика современной конкуренции демонстрирует обширный арсенал конкурентных действий, которые никак нельзя назвать ценовыми, но которые также и не представляют собой непосредственного соперничества вокруг товаров и услуг.
Вторая из отмеченных выше групп неценовых конкурентных действий ориентируется субъектами предпринимательского бизнеса на сохранение или улучшение места в цепочках ценностей. По сути, стремясь к такому положению, предпринимательские фирмы продолжают конкуренцию вокруг товаров и услуг, хотя фактическими участниками отношений с ними в данном случае выступают не потребители, а контрагенты, включая партнеров по бизнесу.
Наращивание субъектами предпринимательского бизнеса конкурентных преимуществ с использованием указанной группы конкурентных действий базируется на уже известных нам подходах, применяемых всеми компаниями при вхождении в цепочки ценностей. Предпринимательская фирма, как мы помним, может создать или сохранить конкурентное преимущество, которое является либо отражением конкурентных преимуществ других участников цепочки ценностей, либо достижением удачного партнерства как такового.
Конкуренция субъектов бизнеса за пребывание в эффективной или престижной цепочке ценностей и внутри нее осуществляется, как правило, неценовыми методами. Таковыми являются:
• диверсификация собственной деловой деятельности в отрасли партнеров;
• использование товарных знаков контрагентов, его фирменного наименования и маркировки для привлечения внимания к результатам собственной деятельности;
• копирование образцов деятельности партнеров в своих интересах, использование различной информации о деловой и профессиональной деятельности партнеров для улучшения показателей собственного бизнеса;
• вовлечение действующих партнеров в новые виды бизнеса ведомых контрагентов, выполняющих вспомогательную роль, в том числе в форме совместной предпринимательской деятельности;
• создание разнообразных объединений с партнерами по бизнесу в целях совместного противодействия внешнему окружению;
• реклама и другие формы пропаганды контрагентов, имя или деловые возможности, которые планируются к приватизации субъектами бизнеса;
• изменение в одностороннем порядке числа и состава партнеров по сделкам, установление новых или особых требований к их деятельности и продукции;
• приобретение фирмы-партнера по цепочкам ценностей, выпускающей смежные товары;
• заключение контрактов с поставщиками необходимых товаров и перепродажа их под своей собственной торговой маркой;
• расторжение в одностороннем порядке (на законных или на не законных основаниях) контрактов и изменение условий сделки.
Неценовое соперничество партнеров по бизнесу выступает как предпосылка их ценового и неценового соперничества с прямыми конкурентами за внимание потребителей. Ряд отмеченных выше методов конкурентных действий в отношении контрагентов характерен и для их столкновения с прямыми и условно-прямыми конкурентами. Методы влияния и давления на них составляют третью группу методов неценовой конкуренции13.
В данную группу мы включаем лишь специфические методы конкурентных действий, совершая которые субъекты предпринимательского бизнеса пытаются обеспечить и обозначить конкурентные преимущества над соперниками. Различные формы дифференциации товаров, их свойств, каналов сбыта и качества сюда не входят. К указанной группе методов конкуренции отнесем:
- пропаганду и контрпропаганду в отношении прямых (условно-прямых) конкурентов;
- заключение договоров с партнерами по цепочкам ценностей или с другими конкурентами о совместном противостоянии общим соперникам;
- приобретение или присоединение фирмы-конкурента в целях подавления его деловой деятельности;
- сбор важной, в том числе конфиденциальной информации о конкурентах и использование ее в своей собственной деятельности (экономическая разведка);
- противодействие аналогичным действиям со стороны прямых конкурентов, других субъектов бизнеса и органов власти и управления (экономическая контрразведка);
- переманивание наиболее ценных работников фирмы-конкурента, в том числе специалистов, владеющих профессиональными секретами, что ведет к уменьшению конкурентного потенциала фирмы-конкурента и увеличению собственного конкурентного потенциала;
- обеспечение поддержки своей деятельности со стороны представителей органов власти и управления, а также со стороны общественности – в противоположность деятельности конкурентов.
Немалая
часть указанных методов
Четвертой
группой методов неценовых
• влияние на установление и определение норм и правил взаимодействия с конкурентами на различных рынках, включая участие (прямое или косвенное) в законотворческой деятельности;
• участие в различных некоммерческих мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс;
• использование разнообразных PR коммуникаций для формирования благоприятного внешнего имиджа.
Указанные методы неценового соперничества благотворно влияют на поведение потребителей и служат, хотя и косвенно, фактором привлечения их внимания, признаком конкурентного преимущества, реализовать которое можно, как мы помним, лишь вступив в сделку с таким общественно ценным субъектом предпринимательского бизнеса. Данные методы могут применяться в рамках любых видов конкурентных действий, но обычно они сопутствуют наступлению, контрнаступлению и отвлекающим конкурентным действиям.
Основными методами недобросовестной конкуренции являются:
К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.
Именно промышленный шпионаж так сказать «создал» патент на изобретение. Поскольку сохранить секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.
Патент - это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.
Но патент, теоретически направленный против промышленного шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что за всяким, кто первым привезет во Францию какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом признаются права равные правам изобретателя.
Часто термины «промышленный» и «экономический» шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического14. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и такие сферы, как показатели валовой национальный продукт - это:
Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.
Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.
Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.
С развитием компьютерной техники и созданием различного рода компьютерных сетей как глобального (мирового масштаба), так и различных локальных сетей, например банковских, встает проблема защиты источников информации в этих сетях, т.к. любое несанкционированное вторжение скажем в банковскую сеть может привести к потере важной информации, к потере ее секретности и как следствие - использованию этой информации в каких-либо корыстных целях.
Развитие
компьютеров и компьютерных сетей
с развитием компьютерного пиратства
и воровства вынудило правительства многих
стран применять различные меры; например,
в США организована специальная группа,
отвечающая за безопасность и неприкосновенность
компьютерных сетей и компьютерных баз
данных, т.к. любой человек, имеющий компьютер,
доступ в сеть и определенный интеллект
может получать доступ в такие компьютерные
банки данных, которые содержат строго
конфиденциальную и секретную информацию,
которая не предназначена для рядового
пользователя. В качестве примера можно
привести случай, произошедший в США, когда
один пользователь смог подключиться
к сети компьютеров министерства обороны
США, в результате его злого умысла была
полностью уничтожена важная информация
одного из пентагоновских компьютеров.
Информация о работе Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в рыночных структурах