Автор: d***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа
Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.
Задачи работы:
- выделить причины несостоятельности рынка;
- рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;
- проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;
- определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.
Введение 3
1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5
1.1 Сущность несостоятельности рынка 5
1.2 Причины несостоятельности рынка 6
1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8
1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9
2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13
2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13
2.2 Интернализация внешних эффектов 15
3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19
3.1 Особенности спроса на общественные блага 19
3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23
3.3 Концепция «фиаско правительства» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Среди денежных выплат наибольшую известность получили корректирующие налоги и субсидии, предложенные А.Пигу и названные его именем. Графически налог Пигу представлен на рис.4[16].
Рис.4. Налог Пигу.
Налог
Пигу – корректирующий налог
на выпуск продукции, который применяется
при отрицательных внешних
В результате установления
такого налога на единицу производимой
продукции частные издержки возрастают
на его величину, кривая предложения перемещается
влево вверх, и внешние издержки переводятся
во внутренние. В том случае, если величины
налога и внешних затрат совпадают, равновесие
достигается в точке эффективного распределения
ресурсов, другими словами, фирмы и домашние
хозяйства принимают свои решения в соответствии
с общественными затратами и выгодами,
вызванными их частными действиями. Теоретически
решение проблемы экстерналий представляется
достаточно убедительным. Но на практике
часто возникают трудности определения
величины и способов взимания соответствующего
налога. В случае положительных
экстерналий аналогом налога Пигу является
выплата субсидий. Корректирующая
субсидия при положительных внешних эффектах
- выплата государством субсидии потребителям
и/или производителям продукции, деятельность
которых приводит к положительным внешним
эффектам[1,C.118].
3.1
Особенности спроса
на общественные
блага
Вся
историческая практика развития рыночной
экономики доказала факт существования
некоторых воспроизводимых
У
общественных благ можно выделить две
характерные черты-
Признаки | Общественные блага |
Частные блага |
Исключаемость потребителя | Трудно | Легко |
Совместность потребления | Высокая (невычитаемость) | Низкая (вычитаемость) |
Внешние эффекты, эффект бесплатного потребления | Сильные | Слабые |
Возможность их контроля частным образом | Слабая (государственная власть замыкает на себя позитивные и негативные последствия) | Сильная |
Соперничество в потреблении | Нет | Есть |
Делимость на части | Трудно | Легко |
Определение потребности, измерение качества и количества | Относительно затруднено | Относительно не затруднено |
Индивидуальный выбор в отношении потребления, вида и качества благ | Обычно отсутствует | Обычно присутствует |
Связь оплаты со спросом и потреблением | Нет | Есть |
«Безбилетник» | Есть | Нет |
Решения | Государство | Рынок |
Общественный товар или услуга, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом. Примерами чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом[2,C.320].
Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги. Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ[14,C.22].
Важной задачей является и выявление спроса на общественные блага. Чтобы в этом убедиться рассмотрим как он формируется на рис.5[22].
Рис.5.
Спрос на общественные блага.
Спрос
населения на общественные блага
формируется путем
Оптимальный по Парето уровень производства общественных товаров достигается тогда и только тогда, когда сумма определенных таким образом вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, которые нужны для производства единицы общественного блага:
MRS = RSi i MRSi
MRT-предельная норма трансформации общественного блага в частное, определяемая производственной функцией;
MRSi-предельная норма замещения общественного блага частным для i-го потребителя.
Вклады в финансирование общественного блага, соответствующие индивидуальным уровням предельной выгоды (предельных норм замещения), в идеальных условиях могли бы служить ориентиром при распределении налогового бремени. Однако выявление индивидуальной предельной полезности блага на практике трудноосуществимо, что приводит к трудности оценки спроса на общественные товары и услуги.
На
практике эта проблема неизбежно
носит политический характер. Принятие
решений о предоставлении общественных
благ подвержено значительному влиянию
политических сил, бюрократии и других
лоббистских интересов. Окончательную
оценку адекватности выявления и удовлетворения
спроса на услуги дают избиратели в ходе
выборов[3,C.271].
3.2
Процесс принятия
решений правительством
как объект анализа
теории общественного
выбора
Достижение таких целей как полная занятость, стабильные цены, постоянный экономический рост исключительно с помощью рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с экономической нестабильностью становится функцией государства[9,C.21].
Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального механизма и решения социальных проблем[7,C.176].
Государство
должно проводить корректировки
рыночного распределения
Экстерналии – это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц – лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и неэффективности всей рыночной системы. Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене[20].
Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения, засаживать вырубки. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты. Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов[10,C.433].
Важная функция государства в рыночной экономике – производство общественных благ. Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя[9,C.28].
Затраты
на производство общественных благ несет
государство, а выгодами от их потребления
пользуется все общество. Поскольку
доходы государства формируются в основном
за счет налогов, фактически само общество
финансирует общественных благ. Однако
непосредственная связь между величиной
уплачиваемого налога и участием в потреблении
общественных благ отсутствует. Важное
теоретическое и практическое значение
имеет вопрос о том, каковы должны быть
границы государственного вмешательства
в экономику. Диапазон взглядов на этот
счет очень велик: от полного отрицания
необходимости государственного вмешательства
в рыночную экономику до допущения его
в очень широких масштабах. Однако все
сходятся на том, что государственное
вмешательство в экономику не должно разрушать
рыночный механизм, подменять собой рыночное
саморегулирование[7,C.181].
3.3
Концепция «фиаско
правительства»
Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско правительства. Причинами фиаско государства может быть:
-
ограниченность, ненадежность или
сознательное искажение
-
несовершенство политического
-
наличие мощного
-
неспособность государства
- наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации[17].
Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране[10,C.438].
Информация о работе Несостоятельность рынка, причины и формы их проявления