Несостоятельность рынка, причины и формы их проявления

Автор: d***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.
Задачи работы:
- выделить причины несостоятельности рынка;
- рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;
- проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;
- определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.

Содержание

Введение 3
1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5
1.1 Сущность несостоятельности рынка 5
1.2 Причины несостоятельности рынка 6
1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8
1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9
2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13
2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13
2.2 Интернализация внешних эффектов 15
3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19
3.1 Особенности спроса на общественные блага 19
3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23
3.3 Концепция «фиаско правительства» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

курсовик полностью готовый!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Среди денежных выплат наибольшую известность получили корректирующие налоги и субсидии, предложенные А.Пигу и названные его именем. Графически налог Пигу представлен на рис.4[16].

     

     Рис.4. Налог Пигу. 

     Налог Пигу – корректирующий  налог  на выпуск продукции, который применяется  при отрицательных внешних эффектах и поднимает предельные частные  затраты до уровня общественных[3,C.317].

     В результате установления такого налога на единицу производимой продукции частные издержки возрастают на его величину, кривая предложения перемещается влево вверх, и внешние издержки переводятся во внутренние. В том случае, если величины налога и внешних затрат совпадают, равновесие достигается в точке эффективного распределения ресурсов, другими словами, фирмы и домашние хозяйства принимают свои решения в соответствии с общественными затратами и выгодами, вызванными их частными действиями. Теоретически решение проблемы экстерналий представляется достаточно убедительным. Но на практике часто возникают трудности определения величины и способов взимания соответствующего налога. В случае положительных экстерналий аналогом налога Пигу является выплата субсидий. Корректирующая субсидия при положительных внешних эффектах - выплата государством субсидии потребителям и/или производителям продукции, деятельность которых приводит к положительным внешним эффектам[1,C.118].  

  1. Общественные  блага как проявление несостоятельности  рынка
 
 

     3.1 Особенности спроса  на общественные  блага 

     Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт существования  некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Основная причина этого -   рыночная несостоятельность. В то же время эти блага являются общественно необходимыми, и более того, выполняют важные общественные функции. Такие блага называются общественными[22].

     У общественных благ можно выделить две  характерные черты-неконкурентность в потреблении и их неприсвояемость[10,C.431]. Отсутствие конкуренции в потреблении означает следующее: в отличие от потребления блага частного потребление общественного блага одним индивидом не уменьшает возможностей его потребления другими, то есть поступив в обращение, благо уже не покидает его. На языке предельного анализа эта черта определяется следующим образом: насколько скоро общественное благо произведено и поступило в потребление, предельные издержки обеспечения доступа к нему еще одного, добавочного, потребителя равны нулю. Неприсвояемость означает, что воспрепятствовать потреблению такого блага лицам, не желающим платить за него, невозможно или запретительно дорого. В реальной действительности блага могут обладать этими свойствами в разной степени и различных сочетаниях. Различные характеристики частных и общественных благ приведены в таблице(табл. 1)[18]. 
 
 
 
 

     Таблица 1

     Сравнительные характеристики частных и общественных благ
 
    Признаки Общественные 
    блага
    Частные блага
    Исключаемость потребителя Трудно Легко
    Совместность  потребления Высокая (невычитаемость) Низкая (вычитаемость)
    Внешние эффекты, эффект бесплатного потребления Сильные Слабые
    Возможность их контроля частным образом Слабая (государственная  власть замыкает на себя позитивные и  негативные последствия) Сильная
    Соперничество в потреблении Нет Есть
    Делимость на части Трудно Легко
    Определение потребности, измерение качества и  количества Относительно  затруднено Относительно  не затруднено
    Индивидуальный  выбор в отношении потребления, вида и качества благ Обычно отсутствует Обычно присутствует
    Связь оплаты со спросом и потреблением Нет Есть
    «Безбилетник» Есть Нет
    Решения Государство Рынок
 

     Общественный  товар или услуга, для которых  характерны четко выраженные несоперничество  в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом. Примерами чистых общественных благ являются услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом[2,C.320].

     Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и  не разлагается на индивидуальные услуги. Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ[14,C.22].

     Важной  задачей является и выявление  спроса на общественные блага. Чтобы  в этом убедиться рассмотрим как  он формируется на рис.5[22].

     

     Рис.5. Спрос на общественные блага. 

     Спрос населения на общественные блага  формируется путем вертикального  суммирования функций индивидуального  спроса. Пусть D1, D2, D3 – кривые индивидуального спроса первого, второго и третьего потребителя, D кривая совокупного спроса, Y предельная выгода, получаемая потребителем (предельная готовность платить), Q количество поставляемых благ. Пусть общественное благо производится в количестве Q*, которое устанавливается в зависимости от предельных издержек производства блага. Индивидуальный потребитель не должен целиком оплачивать общественное благо, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий его предельной выгоде. Для первого потребителя этот вклад составит P1, для второго - P2, а третий потребитель может рассчитывать на компенсацию в размере P3, так как для него предельная выгода отрицательна[22].

      Оптимальный по Парето уровень производства общественных товаров достигается тогда и  только тогда, когда сумма определенных таким образом вкладов равна  альтернативной стоимости ресурсов, которые нужны для производства единицы общественного блага:

     MRS =    RSi i MRSi

     MRT-предельная норма трансформации общественного блага в частное, определяемая производственной функцией;

     MRSi-предельная норма замещения общественного блага частным для i-го потребителя.

     Вклады  в финансирование общественного  блага, соответствующие индивидуальным уровням предельной выгоды (предельных норм замещения), в идеальных условиях могли бы служить ориентиром при распределении налогового бремени. Однако выявление индивидуальной предельной полезности блага на практике трудноосуществимо, что приводит к трудности оценки спроса на общественные товары и услуги.

     На  практике эта проблема неизбежно  носит политический характер. Принятие решений о предоставлении общественных благ подвержено значительному влиянию  политических сил, бюрократии и других лоббистских интересов. Окончательную оценку адекватности выявления и удовлетворения спроса на услуги дают избиратели в ходе выборов[3,C.271].  

3.2 Процесс принятия  решений правительством  как объект анализа  теории общественного  выбора 

     Достижение  таких целей как полная занятость, стабильные цены, постоянный экономический рост исключительно с помощью рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с экономической нестабильностью становится функцией государства[9,C.21].

     Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального механизма и решения социальных проблем[7,C.176].

     Государство должно проводить корректировки  рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике  отрицательных и положительных  внешних эффектов, и финансирование производства  или непосредственное производство общественных благ. К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

     Экстерналии – это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц – лиц, не участвующих в рыночной сделке, и  не учитываемые в полной мере в  рыночных ценах. Наличие внешних  эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и неэффективности всей рыночной системы. Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене[20].

     Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения, засаживать вырубки. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты. Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним  снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов[10,C.433].

     Важная  функция государства в рыночной экономике – производство   общественных благ. Общественные блага  нельзя продать одному лицу, поэтому  их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя[9,C.28].

     Затраты на производство общественных благ несет  государство, а выгодами от их потребления  пользуется все общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует. Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику до допущения его в очень широких масштабах. Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование[7,C.181]. 

     3.3 Концепция «фиаско  правительства» 

     Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско правительства. Причинами фиаско государства может быть:

     - ограниченность, ненадежность или  сознательное искажение информации, необходимой для выработки того  или иного курса.

     - несовершенство политического процесса, в результате чего искажается  общественный выбор;

     - наличие мощного бюрократического  аппарата, интересы которого могут  приходить в противоречие с  интересами общества в целом;

     - неспособность государства полностью  предусматривать и контролировать  последствия принятых им решений;

     - наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации[17].

     Таким образом, к фиаско рынка может  добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство  должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране[10,C.438].

Информация о работе Несостоятельность рынка, причины и формы их проявления