Автор: d***********@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 19:42, курсовая работа
Цель работы: Выявление причин и форм проявления несостоятельности рынка на современном этапе.
Задачи работы:
- выделить причины несостоятельности рынка;
- рассмотреть влияние внешних эффектов на проблему несостоятельности рынка;
- проанализировать действие общественных благ на несостоятельность рынка;
- определить роль правительства в решении проблемы несостоятельности рынка.
Введение 3
1 Несостоятельность рынка как экономическое явление 5
1.1 Сущность несостоятельности рынка 5
1.2 Причины несостоятельности рынка 6
1.3 Формы проявления несостоятельности рынка 8
1.4 Способы устранения несостоятельности рынка 9
2 Внешние эффекты и особенности их проявления 13
2.1 Внешние эффекты как проявление несостоятельности рынка 13
2.2 Интернализация внешних эффектов 15
3 Общественные блага как проявление несостоятельности рынка 19
3.1 Особенности спроса на общественные блага 19
3.2 Функции правительства в решении проблемы несостоятельности рынка 23
3.3 Концепция «фиаско правительства» 25
Заключение 26
Список использованной литературы 28
К основным формам проявления несостоятельности рынка можно отнести следующее:
- внешние эффекты;
- общественные блага;
- монополия;
- социальная несправедливость и дифференциация доходов.
Внешние эффекты – это прямые последствия экономической деятельности некоего хозяйствующего субъекта, которые не учитываются их виновником и не означают каких-либо прав третьих лиц на компенсацию[2,C.310].
Следующая форма проявления несостоятельности рынка – это общественные блага.
Общественные блага – это блага, которые не могут предоставлены отдельному потребителю таким образом, чтобы одновременно они не были бы предоставлены в распоряжение всех других потребителей[6,C.715].
Монополия
также рассматривают как
Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству[5,C.374].
Последней формой проявления является дифференциация доходов и социальная несправедливость.
Дифференциация доходов населения – реально существующие различия в уровне доходов населения, в значительной степени предопределяющие социальную дифференциацию в обществе, характер его социальной структуры[10,C.299].
Социальная
несправедливость предполагает относительно
неравномерное распределение
Как преодолеть неэффективность, вызванную внешними эффектами? Если фирма, оказывающая внешний эффект, имеет производственную технологию с фиксированными пропорциями, ее внешний эффект может быть уменьшен только за счет уменьшения выпуска. Это может быть достигнуто с помощью налога на произведенную продукцию. Для большинства фирм возможно замещение факторов в производственном процессе за счет изменения технологий[13,C.98].
Рассмотрим
фирму, реализующую свою продукцию
на конкурентном рынке. Фирма выбрасывает
в атмосферу вещества, отравляющие окрестный
воздух. Фирма может сократить количество
вредных выбросов, но только при определенных
затратах. Это можно проследить на рис.1[11,C.720].
Рис.1. Эффективный
уровень выбросов.
Ось абсцисс представляет уровень выброса вредных веществ. Уровень выброса в 26 единиц соответствует объему производства фирмы максимизирующему прибыль. Кривая MSC представляет предельные общественные издержки от загрязнения воздуха. Эта кривая возрастает, потому что предельные издержки внешнего эффекта растут по мере его увеличения. Кривая MCA представляет предельные издержки снижения уровня выбросов. Она показывает дополнительные издержки фирмы по установке оборудования для контроля за загрязняющими веществами. Эта кривая убывает, так как предельные издержки на сокращение уровня выбросов низки, когда это сокращение невелико, но высоки когда оно значительно. Эффективный объем выбросов в 12 единиц находится в точке Е*, где предельные общественные издержки от загрязнения воздуха в 3 доллара равны предельным издержкам на сокращение объемов выбросов. В точке Е* сумма издержек фирмы на снижение объемов выбросов и общественных издержек минимизируется. Отметим, что, если выбросы ниже Е*, скажем Е0, предельные издержки на снижение объема выбросов (7 долларов) выше, чем общественные (2 доллара), и поэтому выбросы слишком малы. Однако если выбросы находятся на уровне Е1, предельные общественные издержки (4доллара) больше предельных издержек на сокращение выбросов (1 доллара) и объем выбросов слишком велик[11,C.720].
Мы можем стимулировать фирму к сокращению выбросов до уровня Е* тремя способами: нормативами выбросов, налогами на выбросы и передаваемыми лицензиями на выбросы. Рассмотрим каждый способ.
Норматив выбросов
– это установленный законом предел количества
выбрасываемых фирмой вредных веществ.
Если фирма допускает превышение этого
предела, ее могут подвергнуть денежному
штрафу, а ее управляющих – даже уголовному
наказанию. В нашем случае эффективный
норматив выброса равен 12 единицам (точка
Е*). За его превышение фирму ожидает
суровое наказание[11,C.723]. Действие налогов
на выбросы и нормативов представлены
на рис.2[11,C.724].
Рис.2.
Налоги и нормативы.
Налог на выбросы – это отчисления фирмы за каждую единицу объема вредных выбросов. Плата в 3 доллара создает условия для эффективной работы нашего завода. При таком налоге фирма минимизирует свои издержки, сокращая объем выбросов с 26 до 12 единиц. Первая единица объема выброса может быть сокращена (с 26 до 25) при весьма незначительных издержках. Значит, при весьма незначительных издержках фирма может избежать выплаты в 3 доллара за единицу объема выбросов. Фактически для всех объемов выброса в 12 единиц предельные издержки на сокращение загрязнения меньше, чем налог на выбросы, и поэтому сокращение выбросов выгодно. Однако ниже 12 единиц предельные издержки на уменьшение выбросов превышают размер налога, и поэтому фирма предпочитает уплату налога на выбросы его дальнейшему сокращению. Фирма будет платить сумму налога, изображенную затененным прямоугольником, и нести общие издержки на уменьшение загрязнения, показанные треугольником под кривой МСА справа от точки Е. Данные издержки меньше суммы, которую выплачивала бы фирма, если бы не сократила объем выбросов[11,C.727].
Предположим,
что мы хотим сократить выбросы,
но в связи отсутствием
При
достаточно большом числе фирм и
лицензий возникает конкурентный рынок
лицензий. В состоянии рыночного
равновесия цена лицензии равна предельным
издержкам фирмы, иначе отдельные
фирмы получат преимущества для
покупки большого количества лицензий.
Уровень выбросов, выбранный правительством
будет достигнут при минимальных издержках[11,C.731].
Внешние эффекты - результат воздействия одного экономического субъекта на другие, не учитываемый в условиях сделок на рынке. Другими словами, это затраты и выгоды, не включенные в цену товара[12,C.62]. Внешние эффекты подразделяются на отрицательные, связанные с внешними затратами EC, и на положительные, связанные с внешними выгодами EB. Внешние эффекты могут создаваться как при производстве (например, в случае выпуска продукции предприятием-загрязнителем), так и при потреблении (например, в случае мешающей соседям громкой музыки). В качестве типичного и, пожалуй, наиболее значимого примера внешних эффектов можно привести загрязнение окружающей среды в результате производственной деятельности[16].
Появление внешних эффектов означает различие в оценке экономической ситуации с двух точек зрения - частной, учитывающей только интересы участников рыночной сделки, и общественной, или социальной, учитывающей интересы всех экономических субъектов, в том числе и третьих лиц. Используя предельный подход, можно сказать, что в случае внешних затрат предельные общественные издержки MSC наряду с предельными частными издержками MPC включают предельные внешние издержки MЕC, или
MSC = MPC + MEC.
Аналогично, при наличии выгод перелива предельные общественные выгоды MSB наряду с предельными частными выгодами MPB включают предельные внешние выгоды MЕВ, или
MSB = MPB + MЕB.
Другими словами, внешние
эффекты возникают при
Рис.3. Внешние затраты
и внешние выгоды.
Графически
наличие отрицательных внешних
эффектов выражается в том, что кривые
предложения с частной и
2.2
Интернализация внешних
эффектов
Равновесные
решения при наличии внешних
эффектов определяются частными расчетами,
а поскольку последние
Таким образом, для
обоих типов экстерналий
Основной способ учета внешних эффектов частным сектором, приводящий к достижению эффективных решений, связан с установлением прав собственности. Он сформулирован в теореме Р.Коуза[4,C.473]. Конкурентный рынок может самостоятельно, без государственного вмешательства решить проблему экстерналий и восстановить оптимальное распределение ресурсов при одном условии: права собственности должны быть четко определены. При этом неважно, какой конкретно экономический субъект станет собственником. Важно, чтобы собственник общедоступного ресурса появился. Как только собственник определен, невидимые для рыночных субъектов внешние издержки перелива становятся видимыми, начинаются переговоры заинтересованных сторон. Причем участникам выгодно вступать во взаимодействие, так как отказ от переговоров означает отказ от выгоды. Результатом переговоров является достижение эффективной точки[1,C.203].
Теорема Коуза: При нулевых трансакционных издержках конкурентный рыночный механизм обеспечивает достижение эффективного решения в случае установления прав собственности, независимо от того, кто получит эти права[15,C.210].
Однако возможности
применения данного теоретического
подхода для объяснения реальных
экономических процессов
Вторую группу условий составляют трудности определения источников и последствий экстерналий. Например, в случае загрязнения воздуха неясно, кто из тысяч предприятий - потенциальных загрязнителей и в какой степени отвечает за ухудшение состояния воздуха, кто из жителей и в какой степени пострадал от вредных выбросов. В большинстве случаев экологические проблемы возникают именно в таких ситуациях, когда взаимодействует значительное число заинтересованных сторон, участников трудно разделить на две четко очерченные группы, источники и направления вредного воздействия трудно выделить. Другими словами, такие ситуации можно охарактеризовать как наличие высоких издержек взаимодействия, или высокого уровня затрат на сбор и обработку информации, проведение переговоров, осуществление сделки, контроль и юридическую защиту выполнения контрактов. В таких ситуациях условия теоремы Коуза не выполняются, права собственности определить невозможно, и частный сектор оказывается неспособным осуществить перевод внешних эффектов во внутренние и тем самым обеспечить возможность достижения эффективных состояний. Возникает необходимость вмешательства государства, выражающего интересы не только участников рыночной сделки, но и третьих лиц[6,C.707].
Для решения проблемы экстерналий государство может применять две группы средств, имеющихся в его распоряжении и связанных с использованием ценового механизма или административно-правовых методов: разнообразные денежные выплаты или регулирование. В первом случае необходимость осуществлять установленные государством платежи корректирует частные затраты или выгоды в соответствии с общественными, при этом внешние эффекты интернализуются, и принимаются эффективные решения. Во втором случае государство прямо воздействует на экономических субъектов, определяя результирующие показатели и способы производства и потребления продукции с помощью системы административно-правовых методов[16].
Информация о работе Несостоятельность рынка, причины и формы их проявления