Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:48, курсовая работа
задачи:
изучить пенсионную систему Российской Федерации, ее развитие и становление;
проанализировать сущность и состояние негосударственных пенсионных фондов (НПФ), как основы НПО;
определить основные проблемы и перспективы развития НПО.
Введение_____________________________________________________3
1. Пенсионная система Российской Федерации ______________________5
1.1 История возникновения и развития пенсионного
страхования в России до современного этапа _______________________5
Современная пенсионная система______________________________10
1.3 Сущность и функции негосударственных
пенсионных фондов (НПФ)_____________________________________15
1.4 Состояние негосударственных пенсионных
фондов в Российской Федерации_________________________________21
2. Результаты работы негосударственных пенсионных фондов.
Проблемы и перспективы развития._____________________________23
2.1 Результаты работы негосударственных
пенсионных фондов по итогам 2 квартала 2010 г.____________________23
2.2 Проблемы развития НПО____________________________________26
2.3 Перспективы развития НПО __________________________________28
Заключение___________________________________________________32
Список использованной литературы_______________________________34
Приложение __________________________________________________37
В 1969 году в стране была введена единая система социального
страхования
колхозников. Пенсионное обеспечение
членов колхозов осуществлялось непосредственно
из Централизованного союзного фонда
социального обеспечения
Все
эти элементы пенсионной системы
наглядно показывают наличие серьезных
методических и практических проблем,
которые достигли своего апогея в
конце 80-х годов, когда стало очевидно,
что действующая система не в
состоянии справляться с
1.2 Современная пенсионная система
Россия вошла в рыночную экономику, унаследовав пенсионную систему СССР. При этой пенсионной системе пенсия гражданина, трудившегося всю жизнь, практически не зависела от размера его заработной платы и стажа работы. Платежи были обезличены и поступали в общую копилку, из которой они распределялись на выплаты пенсий.
Приведем упрощенный пример (цифры условные):
Численность населения страны – 100 млн. человек
Численность работающих – 60 млн. человек
Средний уровень оплаты труда – 2000 руб.
Процент отчислений в пенсионный фонд – 15%
Численность пенсионеров – 30 млн. человек
Отчисления в пенсионный фонд = 2000 руб.*60 млн. человек*15% = 18 млн. руб.
Средняя пенсия составляет – 18000 млн. руб. : 30 млн. человек = 600 руб6.
Коренные изменения основ экономической жизни России в начале 1990-х гг. привели к изменению и принципов пенсионного обеспечения. Сегодня государственное пенсионное обеспечение основывается на обширной законодательной базе и имеет всеобщий характер. При этом предусматриваются следующие виды пенсий:
- по старости;
- за выслугу лет;
- по инвалидности;
- по потере кормильца;
- социальная.
Право на трудовую пенсию предоставляется всем гражданам, занятым трудовой или иной общественно полезной деятельностью.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, который определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Источником финансирования государственных пенсий являются:
-
бюджет Пенсионного фонда
-
федеральный бюджет для
Следует
отметить, что пенсионная система
России и ранее, и по большой части
в настоящее время представляет
собой распределительную
Возвратимся к нашему примеру и допустим, что численность работающих и численность пенсионеров равны и составляют по 45 млн. человек. В этом случае отчисления в пенсионный фонд составят 2000 руб.* 45 млн. человек *
*15% = 13500 млн. руб.;
средняя пенсия составит 13500 млн. руб. : 45 млн. чел. = 300 руб.
Вполне очевидно, что когда соотношение между количеством пенсионеров и количеством работающих станет ниже некоего критического показателя, то государство должно увеличивать либо процент отчислений в пенсионный фонд, либо пенсионный возраст. Подобные меры могут стать препятствием для экономического развития и привести к конфликту поколений. Именно в этом следует искать причины того, что распределительная система изживает себя и начинают развиваться накопительные системы.
Основные
черты реформируемой пенсионной
системы России были отражены в концепции
реформы системы пенсионного
обеспечения в Российской Федерации,
принятой постановлением Правительства
РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по
реализации концепции реформы системы
пенсионного обеспечения в
1
января 2002 г. Россия вступила в
очередную фазу развития
В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации сегодня представлена 3 элементами:
Государственное пенсионное обеспечение представляет собой следующие виды пенсионных выплат:
- базовая
часть трудовой пенсии по
- базовая
часть трудовой пенсии по
- базовая
часть трудовой пенсии по
- социальные
пенсии нетрудоспособным
- государственные пенсии военнослужащим;
- пенсии другим отдельным категориям граждан7.
Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.
Обязательное
пенсионное страхование представляет
собой страховую и
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.
Трудовая пенсия, назначаемая по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:
страховых взносов).
Размер страховой части зависит от результатов труда конкретного человека и основан на условно накопительном принципе. Результаты труда гражданина учитываются Пенсионным фондом Российской Федерации на его индивидуальном счете в форме расчетного пенсионного капитала.
Страховая часть трудовой пенсии, равно как и базовая, основаны на солидарно распределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.
Финансирование
выплаты накопительной части
трудовой пенсии осуществляется за счет
сумм пенсионных накоплений, учтенных
в специальной части
Следует обратить внимание на то, что начиная с 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать эти средства в негосударственный пенсионный фонд, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный пенсионный фонд.
За
период с 1 января 2007 года по 1 января 2010
года количество негосударственных
пенсионных фондов (НПФ), осуществляющих
деятельность по обязательному пенсионному
страхованию, увеличилось с 73 до 141.
За указанный период отмечается активизация
деятельности НПФ по привлечению
граждан к формированию накопительной
части трудовой пенсии через негосударственные
пенсионные фонды.
1.3 Сущность и функции негосударственных пенсионных
фондов (НПФ)
Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:
1) обеспечивать
выплату пенсий, а не единовременных
сумм, и согласовываться с
2) иметь
как установленные выплаты,
3) финансироваться
как за счет взносов
4) иметь
финансовое покрытие в форме
накопленных активов и будущих
поступлений взносов —
Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
НПФ - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:
НПФ - некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
Пенсионные
резервы фонда формируются
Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды. Опыт в России