Научно - техническая революция в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

Мировое хозяйство –чать теории рыночной экономики, изучающая закномерности хоз взаимодействования м.у различными гос-ми в области м.у народного обмена товарами и услугами, движение факторов производство и финансово кредитных потоков.
черты - развитие международного перемещения факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); рост международных форм производства на предприятиях расположенных в разных странах (транснациональные компании, совместные предприятия…); экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

Работа содержит 1 файл

Мир.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

11) Теория сравнительных преимуществ

При анализе  направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: во-первых, экономические ресурсы  – природные, трудовые и др. –  распределены между странами неравномерно, во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных  технологий или комбинаций ресурсов. 
Преимущества, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными, считал Д. Рикардо, поэтому даже страны, имеющие абсолютно более высокие уровни издержек производства, могут выиграть от торгового обмена. В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество и наименьшую слабость и для которого не абсолютная, а относительная выгода является наибольшей – таков закон сравнительного преимущества Д. Рикардо. По версии Рикардо совокупный объем выпуска продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже альтернативные (вмененные) издержки. Таким образом, относительное преимущество – выгода, основанная на более низких альтернативных (вмененных) издержках в стране-экспортере. Отсюда в результате специализации и торговли выиграют обе страны, участвующие в обмене. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии. 

12) Теория Хекшера-Олина. 

Это теория ученых из Швеции, появившаяся в 30-е  годы ХХ века, Основные положения их теории сводились к следующему: во-первых, в странах наблюдается тенденция  экспортировать те товары, для изготовления которых используются имеющиеся  в стране в избытке факторы  производства, и, наоборот, импортировать  товары, для производства которых  необходимы относительно редкие факторы; во-вторых, в международной торговле прослеживается тенденция выравнивания «факторных цен»; в-третьих, экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства за пределы национальных границ. 
концепция Хекшера – Олина оказывалась удобной для объяснения причин развития торговли между развитыми и развивающимися странами, когда в обмен на сырьевые товары, поступающие в развитые страны, в развивающиеся ввозились машины и оборудование. Однако не все явления международной торговли укладываются в теорию Хекшера – Олина, так как сегодня центр тяжести международной торговли постепенно смещается к взаимной торговле «подобными» товарами между «подобными» странами. 
                    

13) Парадокс Леонтьева.

Суть парадокса  Леонтьева состояла в том, что  доля капиталоёмких товаров в  экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса  США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева  заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости  товара значительно ниже, чем в  экспортных поставках США. Капиталоёмкость  труда в США значительная, вместе с высокой производительностью  труда это приводит к существенному  влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в  экспорте США растёт, подтверждая  парадокс Леонтьева. Связанно это с  ростом доли услуг, цены труда и структуры  экономики США. Это приводит к  росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.

14) Теория жизненного цикла продукта

Ее выдвинули  и обосновали Р.Верной, Ч.Киндельбергер и Л.Вельс. По их мнению, продукт с момента появления на рынке и до ухода с него проходит цикл, состоящий из пяти этапов:

  • разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.
  • выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж;
  • быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли;
  • зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции;
  • упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.

 

15) . теория эффекта масштаба

В долгосрочном периоде фирма имеет возможность  не только комбинировать факторы  производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства.

Оказывается, изменение факторов в одной и  той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение  между относительным изменением объема выпуска и относительным  изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают:

  • положительный (растущий)
  • постоянный (неизменный)
  • отрицательный (снижающийся)
  • Характер действия эффекта масштаба обусловлен:
  • не действием закона убывающей отдачи (все факторы являются переменными)
  • не интенсивностью использования какого-то фактора (предполагает неизменность соотношения факторов)

Сохранение  неизменным соотношения факторов производства для любого уровня выпуска позволяет проследить проявление эффекта масштаба,

Законов, регулирующих направленность действия эффекта масштаба, не существует, и  определение характера эффекта  масштаба возможно только путем эмпирических наблюдений.

Факторы, способствующие росту отдачи от масштаба:

  • действие размерного фактора (производство лампочки в 100 Ватт не требует в 2,5 раза больших расходов, чем лампочки в 40 Ватт)
  • рост производительности из-за более глубокого разделения труда
  • большие возможности применения новых технологий и техники
  • более полная загрузка мощностей
  • использование высококвалифицированной рабочей силы и специализация в управлении

Факторы противодействующие росту эффекта от масштаба:

  • рост вероятности возникновения узких мест и аварийности
  • нарастание трудностей управления и координации
  • рост транспортных расходов и затрат по сбыту
  • рост административных расходов

16) Теория конкурентных преимуществ

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

  • воздействие правительства на факторные условия;
  • воздействие правительства на условия спроса;
  • воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
  • воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

17) Современное состояние международной  торговли.

Международная торговля (МТ) – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международную или внешнюю торговлю характеризуют  три важных характеристики: общий  объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Общий объем МТ (товарооборот) подразделяется на:

стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы МТ. Номинальный – обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный – представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.

Физический  объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику МТ

Эти показатели рассчитывается всеми странами в  национальной валюте и переводится  в доллары США в целях международного сопоставления.

Товарная структура. Представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг).

Географическая структура. Представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.

Территориальная географическая структура – это данные о МТ стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.

Организационная географическая структура – это данные о МТ между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).

18) внешнеторговая политика сущность  и тенденции развития

Внешнеторговая политика — составная часть экономической политики государства, предполагающая оказание влияния на внешнюю торговлю посредством экономических и административных рычагов (налоги, субсидии, прямые ограничения импорта и экспорта, кредитования и т. п.). В контексте внешнеторговой политики государство законодательно устанавливает определённые правила внешней торговли, которым подчиняются как резиденты (экспортёры и импортёры Исторически выделяется два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли

Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. 

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

  • селективный – направлен против отдельных стран или товаров;
  • отраслевой – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
  • коллективный – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики

 

Особенно заинтересованы в беспрепятственном  передвижении товаров между странами ТНК, для которых либерализация  внешней торговли является средством  облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их промышленных комплексов.

Государства, проводя протекционистскую  политику, используют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит  от ее конкретных целей. Государство  может давать рекомендации и поощрять хозяйствующие субъекты к тем  или иным действиям. К инструментам внешнеторговой политики относится  система двусторонних и многосторонних договоров. Однако чаще всего в условиях развитых рыночных отношений применяются  тарифы и нетарифные барьеры.

 

19) Таможенный тариф. понятия цели и виды

Классическим  и основным инструментом внешнеторговой политики являются таможенные тарифы.

Таможенный  тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.

Таможенная  пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

Таможенные  пошлины классифицируются по следующим  направлениям.

По направлению движения товара пошлины бывают:

импортные - наиболее часто встречаются, применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных и политических целей.

экспортные - препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки, применяются значительно реже, обычно когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных целях.

транзитные - применяются очень редко.

По способу установления пошлины  бывают:

адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от цены товара. Оценка стоимости импортных товаров производится в соответствии с Соглашением об оценке товаров в таможенных целях, заключенным в рамках ГАТТ. Средний уровень ставок адвалорных пошлин относительно невысокий (около 6%).

специфические - устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения;

комбинированные (смешанные) - устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.

Направление действия пошлин.

Преференциальные  пошлины устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной.

Дискриминационные пошлины. Их уровень выше ставок первой колонки. Среди них моно выделить ответные, компенсационные, антидемпинговые пошлины.

Ответные  пошлины являются реакцией на определенные действия партнера. Они могут распространяться на всю торговлю или на отдельные товарные группы и устанавливаются для воздействия на партнера с целью сокращения применяемых им ограничений.

Информация о работе Научно - техническая революция в современном мире