Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:
дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;
3. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………….5
Понятие налоговой системы. Принципы положенные
в основу налоговой системы……………………………………………….5
1.2. Правовые основы становления и развития
налоговой системы РФ……………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………13
Структура построения налоговой системы РФ…………………...13
Механизм управления налоговой системой РФ…………………..19
ГЛАВА 3. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….26
Проблема реформирования налоговой системы РФ……………..26
Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 165.50 Кб (Скачать)
 
 

                                                  СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ

ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ……………………………….5

    1. Понятие налоговой системы. Принципы положенные

 в основу  налоговой системы……………………………………………….5

1.2.     Правовые основы становления  и развития 

налоговой системы РФ……………………………………………………..10

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………13

    1. Структура построения налоговой системы РФ…………………...13
    2. Механизм управления налоговой системой РФ…………………..19

ГЛАВА 3. ТЕКУЩЕЕ  СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………….26

    1. Проблема реформирования налоговой системы РФ……………..26
    2. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ……………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..33

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...36

 

        Введение

 

       Сбалансированность  и обоснованность системы налогов  и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов. Особенность налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что законодательство, регулирующее эту область жизни общества, ещё не обрело необходимой стабильности, поскольку не достигло сбалансированности, чёткости и обоснованности, способной удовлетворить все нужды современного российского общества. Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

       В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

         Целью работы является анализ и изучение налоговой системы России. Для достижения этой цели, в работе поставлены следующие задачи:

  1. дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию налоговая система;
  2. определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;

       3. выявить недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ;

       К задачам работы можно отнести  изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются выявление сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

 

       

       Глава 1. Экономические  основы и принципы

       построения  налоговой системы

       1.1. Понятие налоговой системы. Принципы, положенные в основу налоговой системы РФ

       Различные страны строят свою налоговую систему  на базе общепринятых принципов экономической  теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом достижений науки. Однако принципы построения налоговой системы в целом не однозначны и во многом зависят от приверженности правительства той или иной теории.

       Налоги, сборы, пошлины и другие налоговые  платежи, взимаемые в установленном  законодательством порядке, в совокупности образуют основу любой налоговой  системы. Поскольку по набору налогов их видам и структуре, способам взимания базе, ставкам, льготам и фискальном полномочиям различных уровней власти налоговые системы существенно отличаются друг от друга, на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

       Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

       В соответствии с российским законодательством (гл.2 Кодекса) введено понятие «система налогов и сборов в Российской Федерации». Обратим внимание на то, что понятие «налоговая система» более емкое, чем понятие «система налогов и сборов», ибо первое из них включает второе как составную часть и определяется совокупностью условий налогообложения, экономическими и политико-правовыми характеристиками.

       Существенными особенностями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

  • Система и принципы налогового законодательства;
  • Принципы налоговой политики;
  • Порядок установления и ввода в действие налогов;
  • Виды налогов и общие элементы налогов;
  • Порядок распределения налогов по бюджетам;
  • Система налоговых органов;
  • Формы и методы налогового контроля;
  • Права и ответственность участников налоговых отношений;
  • Порядок и условия налогового производства.

       Кратко остановимся на двух существенных условиях налогообложения: налоговой политике государства и порядке распределения налогов по бюджетам.

       Налоговая политика – это система целенаправленных, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов и налогообложения. При ведении налоговой политики преследуются следующие цели:

       Фискальная – формирование доходной части бюджета посредством налогов и сборов;

       Экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, регулирования спроса и предложения, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности;

       Социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, поддержка граждан и создание института их социальной защиты;

       Экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;

       Контрольная – проведение налоговых проверок способствует принятию государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;

       Международная – заключение с другими странами соглашений об избежание двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин стимулирования предпринимательской деятельности.

       Таким образом, налоговая политика по своему содержанию охватывает:

       а) выработку концепций налоговой  системы;

       б) рассмотрение основных направлений  и принципов налогообложения;

       в) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области  экономического и социального развития общества.

       Существенным  условием налогообложения в России является порядок распределения  налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально  влияет на основы построения бюджетной  системы. От решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий  во многом зависит стабильность и управляемость в экономике.[20,c.105]

       С самого начала функционирования налоговой  системы России в первую очередь  исходили из необходимости использования наработанных мировым опытом фундаментальных принципов налогообложения, которые легли в основу налоговой системы в РФ.

  • Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, при этом должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
  • Принцип недискриминации налогоплательщиков. Налоги и сборы не могут различно применяться исходя из политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Также не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
  • Принцип экономического приоритета, который означает, что основанием для установления налога может служить экономическая природа объекта налогообложения. Законодательная декларация этого принципа ограничивает произвольное установление налогов и сборов;
  • Принцип презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности законодательных актов в сфере налогообложения трактуются в пользу налогоплательщика;
  • Принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать в казну.

       Характеризуя  налоговую систему, следует отметить, что при ее создании и дальнейшем реформировании исходили из учета внутринациональных особенностей России, а именно: уровня развития, выбранной экономической политики, финансово-бюджетного устройства и других аспектов. Эти особенности нашли свое выражение в ряде организационных принципов, положенных в основу налоговой системы Российской Федерации.

       Организационный принцип – это положение, соответствии с которыми осуществляется построение, развитие и управление налоговой системой. Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами.

  • Принцип единства налоговой системы. Данный принцип закреплен в ст.75 Конституции РФ. Основные начала российского законодательства о налогах и сборах не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств (ст.3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционны прав.  Не допускается также введение региональных налогов, позволяющих пополнять бюджеты одних территорий за счет других.
  • Принцип равенства правовых статусов субъектов Федерации. Структура налоговой системы должна обеспечить достаточную степень самостоятельности соответствующих бюджетов по налоговым источникам. При этом основу системы должен быть заложен налоговый федерализм, то есть разграничение полномочий федеральных и региональных уровней власти в области налого- творчества и бюджетных отношений. Необходимость налогового федерализма определила трехуровневую структуру налоговой системы России, которая включает федеральные, региональные и местные налоги и сборы. В Кодексе (ст.3,п.5) четко определены полномочия и законодательные основы взимания налогов разных уровней.
  • Принцип подвижности (эластичность). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства.
  • Принцип стабильности. Главная цель налоговой реформы – это стабильное и более понятное, чем сегодня, налоговое законодательство. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет новой стадии реформирования. Реализация данного принципа обусловлена интересами всех субъектов налоговых отношений, поскольку убирает существующие в законодательстве препятствия развитию бизнеса.
  • Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов.
  • Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Согласно рассматриваемому принципу установлено ограничение на введение дополнительных налогов субъектами самоуправление (ст. 4 Кодекса)
  • Принцип гармонизации отечественной системы налогообложения и систем налогообложения других стран. В системы налогов РФ включены многие налоги, взимаемые в развитых странах с рыночной экономикой (НДС, налог на прибыль организаций, поимущественный налог и др.) Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущее войти в мировые экономические сообщества.[20,с.113]

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации