Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа ныне действующей налоговой системы России выявить ее противоречия и указать пути решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-рассмотреть историю возникновения налоговой системы
-раскрыть ее основные понятия и роль в экономике
-выявить основные принципы построения налоговой системы
-проанализировать структуру ее построения
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в РФ и процесс ее становления
-выявить противоречия действующей налоговой системы России
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     - отмены неэффективных и оказывающих  наиболее негативное влияние  на хозяйственную деятельность  налогов и сборов;

     - исключения из самих механизмов  применения налогов и сборов  тех норм, которые искажают их экономическое содержание.

     3. Упрощение налоговой системы путем установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

     4. Обеспечение стабильности налоговой системы, а также предсказуемости объемов платежей для налогоплательщиков на длительный период. Реализации этой цели, в частности, должно способствовать установление на федеральном уровне исчерпывающего перечня региональных и местных налогов и сборов, а также предельных значений их ставок.

     Вместе  с тем необходимо сохранить льготы, связанные с решением задач структурной  перестройки экономики и стимулирования инвестиций. Подобные льготы должны иметь  временный и направленный характер, причем, что особенно важно, их следует предоставлять участникам экономической деятельности, а не отдельным регионам и территориям.

     5. Изменение структуры налогов  за счет постепенного отказа  от тех из них, которые дополнительно  облагают прирост доходов и прибыли, заработной платы, объемов производства, инвестиций, занятости. Это создаст мощные стимулы для модернизации производства, увеличения внешних и внутренних инвестиций.

     6. Совершенствование системы налоговых  ставок, определяющих сумму налогового изъятия. Это относится в первую очередь к налогу на прибыль. Можно ввести (сначала в отдельных регионах) его регрессивные ставки, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка понижается. При таком методе компании будут заинтересованы не в уменьшении (сокрытии) налогооблагаемой базы, а в том, чтобы показать ее в полном объеме, так как чем больше сумма полученной прибыли, тем меньше ставка налога. В этом случае бюджетные поступления не сократятся.

     7. Существенное снижение ставок НДС, акцент на налогах, удерживаемых при выплате доходов, а также замена налога на чистую прибыль налогом на выводимые из предприятия доходы. К их числу следует отнести: распределяемую часть прибыли (дивиденды); любые другие выплаты в пользу пайщиков (акционеров), включая предоставление ссуд и кредитов; возвраты капитала в любых формах и избыточные (сверх нормальных размеров) оклады, субсидии, опционы и т. д. высшим руководителям компаний.

     9.   Установление в качестве базы Пенсионного фонда налога с оборота. Это единственный налог, который увеличивается прямо пропорционально инфляции и росту товарооборота и уплаты которого при легальных операциях нельзя избежать.

     10. Переход от налогообложения факторов производства к обложению природных ресурсов и различных форм природной ренты.

     11. Отказ от налогообложения малого  бизнеса. Разумеется, подобная мера  должна распространяться лишь  на настоящие малые предприятия,  где: их учредители не только  вкладывают деньги, но и работают  и участвуют в управлении; среди  учредителей нет юридических лиц; число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5 - 10 человек, а оборот не превышает установленного максимума.

     В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере 
стимулирующую и регулирующую функции.

     Реформирование  действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость.

     Заключение

     Налоговая система является одним из главных  элементов рыночной экономики. Она  выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения  приоритетов экономического и социального  развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

        Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

        Жизнь показала  несостоятельность   сделанного упора на чисто  фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

        Анализ реформаторских  преобразований  в области налогов в основном  показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие).  На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно  не  уделять  первостепенное внимание специфике экономических,  социальных  и  политических условий   сегодняшней России,  ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

       Вполне  ясно, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения и его правовой  формы,  результаты  любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов. Проблем в  сфере  налогообложения  накопилось  слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в  недалеком будущем. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою  роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации.   

        Действующая налоговая система  в ее основных–экономическом  и правовом аспектах подвергается  обоснованной критике. Непомерное  налоговое бремя для предприятий  основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно  усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

       Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов, а также посредством спорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов, включая акты других министерств, приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.

          Опыт налоговой системы в России  говорит о том, что только  законодательная форма дает оптимальную  возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

        На Западе налоговые вопросы  давно уже занимают почетное  место в финансовом планировании  предприятий.  В  условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового  фактора может привести к  весьма  неблагоприятным  последствиям  или  даже вызвать банкротство предприятия.  С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым  законодательством  льгот  и  скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и  возможности финансирования расширения деятельности,  новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

        В настоящее время во всем  мире наблюдается тенденция к  упрощению налоговой системы.  Это и понятно.  Чем  проще   налоговая система, тем,   проще  определять экономический результат,  меньше забот при составлении отчетных  документов и  тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того,  как снизить себестоимость продукции,  а не  на то,  как снизить налоги.  Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

        Такая тенденция подтверждается  тем,  что в некоторых странах  вообще существует  один единственный  налог на добавленную стоимость.

        В нашей же стране система  налогов имеет очень сложную  структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к  тому,  что  бухгалтерия предприятий очень  часто  ошибается при отчислениях налогов,  в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную  уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов. Так как налоговые реформы, в сущности, продолжаются, и по сей день, данная тема остаётся актуальной и сегодня. 

Список  использованной литературы

 

  1. Андреев И. Некоторые особенности применения упрощенной                                                                      системы налогообложения [Текст]  / И. Андреев  // Налоговый вестник. - 2005. - №2. - С. 81-89.
  2. Налоговая политика России проблемы и перспективы [Текст]: учебное пособие  / под ред. И. В. Горского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 287с.
  3. Жестков С. Проблемы налогового планирования в Российской Федерации [Текст] / С. Жестков // Налоговый вестник. – 2005. -  № 6 . - С. 74.
  4. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение [Текст]: учебное пособие /  Е. Ю. Жидкова. – М.: Эксмо,2009. – 480с.
  5. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации [Текст]: учебник для вузов / В. Г. Пансков. – М.: МЦФЭР,2004. – 576с.
  6. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: Ч. 1-2 : с изм. и доп. на 15 апр. 2004 г. – М. : Велби, 2004. – 551 с.
  7. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации  [Текст]: офиц.  текст. – М.: Маркетинг,2001. – 39 с.
  8. Российский налоговый курьер: [Электронный ресурс]: интернет-журнал. – М.: TMS/RU,2003. – Режим доступа: http://www.rnk.ru – 15.04.2010.
  9. Толкушкин А. В. История налогов в России [Текст]: учебное пособие / А. В. Толкушкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Юристъ, 2001. – 430с.
  10. Трунин С. Проблемы налоговой системы России [Текст] / С. Трунин  //Финансы и кредит. – 2004. - №9. – С. 9-11.
  11. Упрощенная система налогообложения: [Электронный ресурс]:     интернет-журнал. – М.: TMS/RU, 2005. – Режим доступа: http://www.26-2.ru – 10.04.2010.
  12. Черник Д.Г. Налоговая система Российской Федерации [Текст]: учебник / Д.Г. Черник, А.З. Дадашев. – М.: ИНФРА, 2003. – 387с.
  13. Швецов Ю. Налоговая система России: Можно ли исправить существующие недостатки? [Текст] / Ю.Швецов // Вопросы экономики. – 2007. - №4. – С.140-145.
  14. Экономический портал: [Электронный ресурс]: федеральный образовательный портал. – М.: TMS/RU, 2008. – Режим доступа: http://institutiones.com – 11.05.2010.

Информация о работе Налоговая система России