Налоговая система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа ныне действующей налоговой системы России выявить ее противоречия и указать пути решения.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
-рассмотреть историю возникновения налоговой системы
-раскрыть ее основные понятия и роль в экономике
-выявить основные принципы построения налоговой системы
-проанализировать структуру ее построения
-охарактеризовать сложившуюся систему налогообложения в РФ и процесс ее становления
-выявить противоречия действующей налоговой системы России
-сформулировать предложения по совершенствованию налоговой системы РФ

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.doc

— 151.00 Кб (Скачать)
"justify">     С помощью налогов, льгот и санкций  госyдарство стимyлирyет технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сyмма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконстрyкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборyдование для производства продyктов питания и ряда дрyгих освобождается от налогообложения. С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окyпаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. [4, c.32-35]

     Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнyю направленность. Это достигается пyтем yстановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нyжды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нyждающихся в социальной защите. Наконец, последняя фyнкция налогов - фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания госyдарственного аппарата, обороны станы и той части не прозводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Структура налоговой системы и основные принципы налогообложения

       Налоговая система, в  ее  обобщенном  понимании,  представляет  собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм  и  методов их установления, изменения и отмены; системы мер,  обеспечивающих  выполнение налогового  законодательства.  Главными  органично   связанными   элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

       Система налогов – это совокупность  налогов, сборов, пошлин  и   других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства  в  тот или  иной  период   времени. Основными   налогами,   посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской,  так  и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических  лиц, подоходный  налог  с  физических  лиц; таможенные пошлины, единый социальный налог, налог с продаж.

          Налоговый механизм – понятие более  объемное,  чем  система  налогов, представляет собой  совокупность  всех  средств и методов организационно - правового    характера,    направленных     на     выполнение     налогового законодательства. Посредством  налогового  механизма  реализуется  налоговая политика государства, формируются  основные  количественные  и  качественные характеристики налоговой  системы,  ее  целевая  направленность  на  решение конкретных социально-экономических задач. [4, c.45-48]

       Наиболее  важную  роль  в   налоговом   механизме   имеет   налоговое законодательство,  а  внутри  него  –   механизм   налогообложения   (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления  налогооблагаемой  базы, состав  объектов  обложения  и  другие  элементы,  связанные  с  исчислением налогов). 

     Важная  роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

     Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики: [4, с.18]

     1) Подданные государства должны  участвовать в содержании правительства  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством и защитой государства.

     2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа).

     3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время,  когда плательщику удобнее всего оплатить его.

     4) Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне  государства. 
 
 
 
 
 
 

2. Современная налоговая  система России  и ее совершенствование

2.1 Основные принципы построения налоговой системы в экономике России

     Принципы  построения налоговых систем в целом  не однозначны и во многом зависят  от приверженности правительства к  той или иной экономической теории. Тем не менее, эти принципы носят всеобщий характер, хотя и имеют в разных странах отличительные черты, связанные с различной трактовкой некоторых понятий и положений.

     На  данный момент налоговая система  Российской Федерации построена на следующих принципах: [13, c.140-142]   

  1. Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц);
  2. Достаточно высокий удельный вес, по сравнению с зарубежными странами, доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
  3. Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и местные.
  4. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
  5. Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
  6. Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.
  7. Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов, по сравнению с остальными расходами предприятия.

     8. Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

     9. Двойное налогообложение - одновременное обложение одних и тех же доходов или одних и тех же капиталов.

     - Либо различными видами налогов в пределах одной страны (экономическое двойное налогообложение);

     - Либо одними и теми же видами налогов в разных странах (международное двойное налогообложение);

     Например, если заработная плата работника  облагается подоходным налогом, то дополнительный налог на фонд заработной платы предприятия, в который входит и зарплата работника, приводит к ее двойному налогообложению – это экономическое двойное обложение.

     10.Единая ставка налога на доходы физических лиц. Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость.

     11. Наличие специальных налоговых режимов.

     Специальный налоговый режим - особый порядок  исчисления и уплаты налогов и  сборов в течение определённого  периода времени, применяемый в  случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

     Современное налоговое законодательство предусматривает  четыре специальных налоговых режима: [4, c.257-285]

  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Упрощённая система налогообложения
  • Единый налог на вменённый доход
  • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Структура действующей налоговой системы РФ

     Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц. [4, c.50-53]

     • Первый уровень — это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     • Второй уровень — налоги республик  в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.

     • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.

     Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства.

     Наибольшие  доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических  лиц. В основном это соответствует  мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом  на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетов целевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он дает необходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли.

     Среди местных налогов крупные поступления  обеспечивают: налог на имущество  физических лиц, земельный налог, налог  на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большая группа прочих местных налогов.

     Бюджетное устройство Российской Федерации, как  и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части  соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

     Закрепленные  и регулирующие налоги полностью  или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляются в местные бюджеты.

     Налог на прибыль предприятий и организаций в твердой доле: 2% + 18% делится соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из последних перечисляется в местные бюджеты.

     Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.

Информация о работе Налоговая система России