Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор: Ирина Иванова, 05 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.

Содержание

Введение....................................................................................................................... 2
Глава 1. Основы налоговой системы.......................................................................... 3
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства.................................... 3
1.2. Функции налогов.................................................................................................. 5
1.3. Основы становления и развития налоговой системы РФ................................. 7
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации................................................ 9
2.1. Структура налогообложения РФ......................................................................... 9
2.2. Основные взимаемые налоги............................................................................... 12
Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики РФ..... 14
3.1. Совершенствование налога на прибыль организаций...................................... 15
3.2. Совершенствование налога на добавленную стоимость.................................. 18
3.3. Индексация ставок акцизов................................................................................. 20
3.4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.................................. 22
3.5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц........................................................................ 24
3.6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых........................ 25
3.7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов....................... 27
3.8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен..................................................................... 32
3.9. Совершенствование налогового администрирования...................................... 32
Заключение.................................................................................................................... 35
Список литературы....................................................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

По системе  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности уточнен  перечень видов предпринимательской  деятельности, в отношении которых она может применяться. Запрещено применять данный налоговый режим организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму единого налога в зависимости от фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Вместе с тем  практика применения специальных налоговых  режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.

По единому  сельскохозяйственному налогу отсутствуют ограничения по размерам экономической деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остается достаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налогового учета.

Для единого  налога на вмененный доход характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению этим налогом. Ежегодное увеличение базовой доходности на единый для всех видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, корректирующий коэффициент базовой доходности К1, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), без учета фактической доходности видов предпринимательской деятельности стимулирует рост цен на товары (работы, услуги). При этом отсутствие в течение длительного времени корректировки базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, не компенсируется применением корректирующего коэффициента К1 и приводит к занижению налоговой базы и налоговых поступлений в местные бюджеты.

Несмотря на введение ограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный  доход для крупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участия в организации других организаций, требуется ужесточение таких ограничений, в частности, по объему выручки, так как действующее для крупнейших налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения перехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательской деятельности, для которых он изначально не предназначался.  

3.8. Международное сотрудничество, интеграция в международные  организации и  соглашения, информационный обмен

      В рамках международных налоговых  отношений Российской Федерации  и зарубежных государств в 2008 году был  ратифицирован Протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения  с Германией, в соответствии с  которым, в частности, обмен налоговой информацией будет распространен на налоги любого вида и содержания, а не только на прямые налоги, непосредственно входящие в сферу действия Соглашения. Это позволит улучшить информационный обмен и транспарентность налоговых отношений между Россией и Германией, будет способствовать повышению эффективности борьбы с правонарушениями в налоговой области.

      Также был ратифицирован аналогичный  Протокол к Конвенции об избежании  двойного налогообложения с Чехией. Завершены переговоры по проектам протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения с Арменией, Италией, Финляндией. Все указанные протоколы также направлены на расширение информационного обмена между российскими налоговыми органами и налоговыми органами указанных государств. 

3.9. Совершенствование налогового администрирования

В 2006-2008 годах  особое внимание уделялось повышению  качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному  исполнению налоговых обязанностей, а также обеспечению эффективного использования инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов.

      С 1 января 2009 года введены в действие изменения в законодательство о  налогах и сборах, предусматривающие  реализацию следующих мер:

1) Введение дополнительных оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов.

Отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации, принимаемому в период с 1 января 2009 года до 1 января 2010 года, на срок, не превышающий пять лет, в случае, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) превысит 10 миллиардов рублей и ее единовременное погашение создаст угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен при выполнении организацией государственного оборонного заказа;

2) В законодательство  о налогах и сборах включены  нормы, позволяющие признать безнадежными к взысканию суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, которые списаны со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечислены в бюджетную систему Российской Федерации, в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы;

3) Уточнен предельный  срок проведения камеральной  налоговой проверки. В соответствии  с внесенными изменениями такая  проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В случае, если в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, то камеральная налоговая проверка первоначальной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика;

4) Уточнен срок вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

5) В законодательство  о налогах и сборах введен  запрет на использование налоговыми органами при осуществлении налогового контроля доказательств, полученных с нарушением Кодекса;

6) Налогоплательщику  с 2010 года предоставлено право  проводить перерасчет налоговой  базы и суммы налога за налоговый  (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога;

7) Усовершенствован  предусмотренный Кодексом порядок  приостановления операций по  счетам налогоплательщиков в банке. При этом предусмотрено:

нераспространение приостановления налоговыми органами операций по счетам в банке на операции по списанию денежных средств в счет уплаты в бюджетную систему Российской Федерации страховых взносов;

определение порядка пересчета сумм денежных средств в иностранной валюте, находящихся на валютном счете налогоплательщика в банке, операции по которому приостановлены, в рубли;

определение срока  вручения налоговым органом представителю  банка решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика, а также вручения копии такого решения налогоплательщику;

применение приостановления  операций по счетам в банке не только для обеспечения исполнения решений  налоговых органов о взыскании  налогов (сборов), но и пеней, штрафов.

В случае нарушения  налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, подлежат начислению (начиная с 1 января 2010 года) проценты, уплачиваемые налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока.

Уточнены также  составы нарушений банками законодательства о налогах и сборах и размеры  санкций за эти нарушения.

Помимо перечисленного с 1 января 2009 года вступили в силу нормы Кодекса об обязательном апелляционном обжаловании, предшествующем обращению налогоплательщика в суд, в случае обжалования решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

Заключение

Налоговые отношения  развиваются под воздействием целого комплекса законов. Исторически  государственные финансы и их масштабная часть – налоги регламентировались специальными юридическими нормами. С течением времени правоприменительная практика в области государственных финансов осмысливалась с территориальных позиций, устанавливались и её связи с экономическими тенденциями общественного развития, отслеживались закономерности и, в конечном счёте, формировались законы.

Законность и  чёткие принципиальные основы системы  налогообложения способствуют стабилизации бюджетно-налоговых отношений, определяют стратегию и тактику их развития, предают налогообложению долговременный характер действия. Налоговое право как важный научно-практический раздел налоговедения связывает органичное целое экономику и политику. 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2004.
  2. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования 
    экономики - Финансы, №1-1996.
  3. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2000.
  4. Петрова. Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. - 2-ое изд., стереотип. - М.: Издательство Норма (Издательская группа Норма – Инфа - М),2001.
  5. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: «Юристъ», 2001.
  6. Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 1997. № 19-20.
  7. Российский налоговый портал- www.taxpravo.ru

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования