Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор: Ирина Иванова, 05 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии.

Содержание

Введение....................................................................................................................... 2
Глава 1. Основы налоговой системы.......................................................................... 3
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства.................................... 3
1.2. Функции налогов.................................................................................................. 5
1.3. Основы становления и развития налоговой системы РФ................................. 7
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации................................................ 9
2.1. Структура налогообложения РФ......................................................................... 9
2.2. Основные взимаемые налоги............................................................................... 12
Глава 3. Основные направления совершенствования налоговой политики РФ..... 14
3.1. Совершенствование налога на прибыль организаций...................................... 15
3.2. Совершенствование налога на добавленную стоимость.................................. 18
3.3. Индексация ставок акцизов................................................................................. 20
3.4. Совершенствование налога на доходы физических лиц.................................. 22
3.5. Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц........................................................................ 24
3.6. Совершенствование налога на добычу полезных ископаемых........................ 25
3.7. Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов....................... 27
3.8. Международное сотрудничество, интеграция в международные организации и соглашения, информационный обмен..................................................................... 32
3.9. Совершенствование налогового администрирования...................................... 32
Заключение.................................................................................................................... 35
Список литературы....................................................................................................... 36

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

Поэтому первый этап развития налоговой системы  можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой  реформы. Начиная с 1996 г. последовательно  сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

Третий этап развития налоговой системы - это  этап реформирования. В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная  часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный  документ, учитывающий всю систему  налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства. 
 

Глава 2. Налоговая система  Российской Федерации

2.1. Структура налогообложения  РФ

С 1992 года в нашей  стране действует новая налоговая  система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую  систему Государственная налоговая  служба РФ, которая входит в систему  центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей  Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением  законодательства о налогах, правильностью  их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Под термином «  налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения  органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить  законно установленные налоги. Конституционный  суд РФ в постановлении от 04.04.96 г. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное жительство в названные регионы // Российская газета. 1996. 17 апреля. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления ).

Таким образом, понятие « законно установленный  » включает в себя и вид правового  акта, на основании которого взимается  налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

Установить налог  не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

Установить налог - значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции ( налогоплательщик, объект и предмет  налога, налоговый период и т.д. ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика ( субъекта налога ), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

Законом « Об основах налоговой системы в  Российской Федерации » впервые  в России вводится трехуровневая  система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Республиканские  налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Из местных налогов ( а их всего 22 ) общеобязательны только 3 - налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог - на рекламу. Его должны платить юридические  и физические лица, рекламирующие  свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

2.2. Основные налоги, взимаемые в России

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

- налог на добавленную стоимость

- федеральные  платежи за пользование природными  ресурсами

- акцизы на  отдельные группы и виды товаров

- подоходный налог

- налог на  доходы банков

- подоходный  налог с физических лиц

- налог на  доходы от страховой деятельности

- налоги - источники  образования дорожных фондов

- налог на  операции с ценными бумагами

- Гербовый сбор - налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании увеличение ее акционерного капитала, доверенность, договор об аренде, о передачи ценных бумаг, акций, облигаций, соглашений об опеке, посредничестве, представительстве

- таможенная  пошлина

- государственная пошлина

- отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой  базы

- налог с имущества,  переходящего в порядке наследования  и дарения

- налог с биржевой  деятельности

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ И НАЛОГИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

- республиканские платежи за пользование природными ресурсами

- лесной налог

- налог на  имущество предприятий

- плата за  воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных  систем 

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

- земельный налог

- регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

- налог на  имущество физических лиц

- сбор за право  торговли

- налог на  строительство объектов производственного  назначения в курортной зоне

- целевые сборы  с населения и предприятий  всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство и другие цели

- курортный сбор

- налог на  перепродажу автомобилей и ЭВМ

- налог на  рекламу

- лицензионный  сбор за право торговли вино-водочными  изделиями

- сбор с владельцев  собак

- сбор за  выдачу ордера на квартиру

- лицензионный  сбор за право проведения местных  аукционов и лотерей

- сбор за  право использования местной  символики

- сбор за  парковку транспорта

- сбор за  выигрыш на бегах

- сбор за  участие в бегах на ипподромах

- сбор с лиц,  участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме

- сбор со  сделок, совершаемых на биржах, за  исключением сделок, предусмотренными  законодательными актами о налогообложении  операций с ценными бумагами

- сбор за  право проведения кино- и телесъемок

- сбор за  уборку территорий населенных пунктов

- другие виды  местных налогов

 

Глава 3. Основные направления  совершенствования  налоговой политики РФ

"Основные  направления налоговой политики  в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы", одобренные Правительством  Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование  налога на прибыль организаций

2. Совершенствование  налога на добавленную стоимость

3. Индексация  ставок акцизов

4. Совершенствование  налога на доходы физических  лиц

5. Введение налога  на недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога  на имущество физических лиц

6. Совершенствование  налога на добычу полезных  ископаемых

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

8. Международное  сотрудничество, интеграция в международные  организации и соглашения, информационный  обмен

По указанным  направлениям в 2008 году был принят ряд  решений. Большая часть из этих решений  была принята в качестве антикризисных мер налогового стимулирования. 

3.1. Совершенствование  налога на прибыль  организаций

1. Изменения,  внесенные в Налоговый кодекс  Российской Федерации в 2008 году, предусматривали следующее:

- начиная с  1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;

- в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования