Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 09:29, реферат
Экономическое образование в нашей стране на рубеже XXI в. находится в процессе созидания нового знания. Но поиски нового невозможны без извлечения уроков и использования огромного опыта, накопленного во всем мире и, конечно же, в нашей стране. Отличительной чертой преподавания экономической теории в России начала XX в. было то, что, как правило, читаемые курсы по экономической теории (политической экономии) основывались на высших достижениях мировой экономической мысли . Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.
Ведение……………………………………………………………….3
Экономическая теория в системе экономических наук…………. .4
Этапы развития мировой экономической мысли……………….… 6
Предмет методы и функции экономической теории…………….. 19
Основные функции и методы исследования экономической теории…………….. 20
Экономические законы и экономические категории……………...23
Предмет исследования экономической теории……………………25
Заключение…………………………………………………………..34
Список используемой литературы…………………………………36
Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгляды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики историческим, национальным и другим традициям. С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и рыночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также альтернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги. Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост предполагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволюции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза. Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных образований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.
Экономическая
теория изучает историческую эволюцию
системы рационального
Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономерности и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются? В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели производства обусловлены основными экономическими законами способов производства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии ха-рактерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма - максимально возможное удовлетворение потребностей. И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постановка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.
Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:
* стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);
* стабильный
уровень цен на основе
* высокий уровень занятости;
* поддержание
равновесного внешнеторгового
Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).
В то же время
общая экономическая теория тесно
соприкасается и учитывает
Поэтому вторая функция общей экономической теории - практическая (прагматическая) - разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономической жизни и т. д.
Третья функция общей экономической теории - прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив общественного развития.
Эти функции
экономической теории осуществляются
в повседневной жизни цивилизованного
общества. Экономической науке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно, экономическая
теория прошла сложный и противоречивый путь,
то отходя от своих истоков, то вновь приближаясь
к ним. Она и сейчас готовит мировому сообществу
как новые идеи, так и новые имена.
Выше были рассмотрены лишь наиболее яркие
представители экономическойтеории.
А сейчас необходимо сделать
некоторые выводы. Что же все-таки являлось
предметом внимания этих ученых-экономистов:
Экономика как сфера постоянной деятельности
людей по производству необходимых благ
и услуг? Взаимоотношения человека с природой
и друг с другом, поскольку не может быть
никакой экономической деятельности вне
природы и вне отношений между людьми?
А может предметом экономической науки
является изучение человеческих потребностей,
закономерностей их развития и способы
их удовлетворения? Ведь само производство
существует именно для этого. Словом, и
в этом вопросе имеются разные подходы
и разные ответы.
Марксистская экономическая
теория считает, что главной детерминантой
развития общества являются экономические
отношения и что предметом экономической
науки является изучение экономических
отношений по поводу производства, распределения,
обмена и потребления между классами,
предприятиями, социальными группами,
между гражданами и другими экономическими
агентами. Западная экономическая наука
определяет предмет экономической теории
по другому, она считает, что экономика
- это всегда выбор между различными вариантами
более целесообразно: использования имеющихся
ограниченных ресурсов. Поэтому экономическая
теория изучает проблему эффективности
использования ограниченных ресурсов
для получения человеком максимального
наслаждения.
При всей кажущейся противоположности
этих подходов, всё же представляется,
что они в какой-то степени являются дополнением
друга.
В самом деле, экономическая история свидетельствует,
что в времена, как впрочем и сейчас, экономическая
деятельность людей связана с решением
следующих вопросов: ЧТО и СКОЛЬКО производить
из имеющихся ресурсов? КАК производить?
Для КОГО производить?
Решение этих вопросов зависело от многих
факторов, в том и от характера экономических
отношений, складывающих общественном
производстве, и от имеющихся ограниченных
ресурс от безгранично развивающихся
человеческих потребностей, и от ум и рационального
использования всех основных факторов
произволе других. Это означает, что экономическая
теория призвана способствовать правильному
решению главных вопросов в каждой конкретной
ситуации, в зависимости от поставленных
целей. Словом, предметом экономической
теории является изучение поведения людей
в процессе общественного производства
в мире ограниченных ресурсе управленияим.
Таким образом экономическая
теория - это одна из важнейших частей
мировой экономики изучающая проблемы
материального и духовного благосостояние
человека в мире ограниченных ресурсов,
проблемы количественного качественного
улучшения всех сторон жизни людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Глава 1. - Мн., БГЭУ, 1997.
2. Экономическая теория / Методические указания Э.Н. Разнодежина 2005 г
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций. Тема 2. - М., 1999.
4. Дудич З.З. и др. Экономическая теория: Учеб. пособие. Ч. 1., тема 1. - Мн.: БГПА, 1995.
5. История экономических учений/ Учебное пособие Т.Н. Гоголева 2003 г.
6. Камаев В.Д.
и др. Учебник по основам
7. Основы экономической теории: Учеб. пособие/ В.Л.Клюня, М.И. Зеленкевич и др. Введение - Мн., 1997.
8. Основы экономической теории/ Под общ. ред. Э.И.Лобковича, М.И.Плотницкого. Раздел 1, глава 1, 2. - Мн., 1998.
9. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1., глава 1. - М., 1992.
10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М.,
Моргунов В.И. "Микроэкономика".
М: изд. "Экономическая школа".
2002.
11. Введение в микроэкономику. М: изд.
"Экономическая школа". 2001
12. Общая экономическая теория (политэкономия):
учебник , Под общ.ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой,
-М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
13. Долан Э.Дж., Линдсей Д., Макроэкономика/
Пер. с анг. В.Лукашевича. –М.: Банки и биржи,
ЮНИТИ, 1996.
14. Зайдель. Х , Теммен.Р Основы учения об
экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
15. Львов. Ю.А Основы экономики и организации
бизнеса. С-П. Формика. 1992
16. Маконнелл. К., Брю. С . Экономикс : принципы,
проблемы и политика. М.: Республика. 1992.
Т. 1
17. Портер. М Международная конкуренция.
М.:1994
18. Робинсон. Дж. Экономическая теория
несовершенной конкуренции. М. 1986
19. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики.
М.: ЮНИТИ. 1996
Информация о работе Налогообложение и отпускная цена на предприятии