Национальное богатство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же анализ национального богатства Российской Федерации и основных тенденций его развития.
Исходя, из указанной цели следует решить следующие задачи:
а) Раскрыть понятие национального богатства и его сущность;
б) Изучить состав национального богатства страны и его особенности

Работа содержит 1 файл

курсовая националка.docx

— 240.34 Кб (Скачать)

 

 

Также существенная роль золотовалютных резервов страны. Если проанализировать статистику и резюмировать имеющуюся  на данный момент информацию о хранении золотовалютных резервов, получится, что  оно в основном осуществляется в  следующих видах активов:

- золото;

- cпецифические активы  Международного валютного фонда:  специальные права заимствования  и резервные позиции МВФ;

- валюта (в прямом смысле) на банковских счетах;

- ценные бумаги (как государственные,  так и негосударственные);

- банковские депозиты;

- сделки РЕПО (покупка/продажа  ценных бумаг с обязательством  обратной продажи/покупки).

Золотовалютные резервы  на начало 2009 года составили 383 млрд. долларов. Валютные резервы России на 30 апреля 2010 года составили 460,7 млрд. долларов США, а запасы золота - 523,7 тонн.

Динамику  золотовалютных резервов России можно пронаблюдать на Рисунке 5.

 

       Рисунок  5- Динамика золотовалютных резервов  России

 

Центральный банк России придерживается следующих целей при выборе резервных  валют:

- устойчивость;

- ликвидность;

- диверсификация.

Как уже было выяснено, существующие проблемы связаны с воздействием мирового финансово-экономического кризиса, для выхода из которого необходимо проведение адекватной и эффективной  бюджетной политики.

Изменения в основные характеристики бюджета 2008-2011годов вносились Правительством РФ дважды в 2009 году. Последним был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2011годов» (об увеличении бюджетных ассигнований на дополнительную поддержку сельского хозяйства, в меры по социальной защите отдельных категорий граждан, дополнительную поддержку субъектов Российской Федерации) был одобрен на заседании большинством голосов.

Далее определим особенности  человеческого капитала России как  составляющей национального богатства.

 

 

2.4 Человеческий  капитал России как составляющая национального богатства страны

 

Национальный человеческий капитал - человеческий капитал страны, являющийся составной частью её национального  богатства.

Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал  нации.

Национальный человеческий капитал измеряется его стоимостью, рассчитываемой различными методами - по инвестициям, методом дисконтирования  и другими. Национальный человеческий капитал составляет более половины национального богатства каждой из развивающихся стран и свыше 70-80% - развитых стран мира.

Особенности национального  человеческого капитала определяли историческое развитие мировых цивилизаций  и стран мира. Национальный человеческий капитал в XX и XXI веках являлся  и остается главным интенсивным  фактором развития экономики и общества.

Стоимость национального  человеческого капитала стран мира видна в Таблице 6.

 

Таблица 6 - Стоимость национального  человеческого капитала стран мира на базе затратного метода по состоянию  на октябрь 2010 года

 

      Страна

Всего, трлн. долл.

От всего национального  богатства

От мирового итога человеческого  капитала

К уровню США

Мировой человеческий капитал

365

66

-

384

США

95

77

26

-

Китай

25

77

7

26

Бразилия

9

74

2

9

Индия

7

58

2

7

Россия

30

50

8

32


 

Дополнительно необходимо учитывать  отток человеческого капитала в  другие страны. Для России он велик. А это - прямые потери значительной части инвестиций в человеческом капитале. Причем отток человеческого капитала приводит также к потере части инвестиций в науку. Ну а инвестиции в здоровье людей 15-25 раз ниже на душу населения, чем в развитых странах мира.

Многочисленные примеры  неудач в государственном строительстве, законодательстве, экономике и других сферах Российского государства  есть прямое следствие сравнительно низкого качества российского человеческого  капитала и, соответственно, его низкой отдачи. Законы РФ копируются с законов  развитых стран мира, но они не работают в российской действительности, которая продолжает функционировать в условиях криминально-бюрократического уклада экономики и очень высокой коррупции.

В России ситуация с инвестициями в человеческий капитал и его  качеством сравнительно с развитыми  странами сейчас хуже, чем в 1913 году.

В России низки не только инвестиции в человеческий капитал, но и в физический капитал (оборудование, технологии, производственные здания и т.д.). В рейтинге 2009 года Россия заняла 74 место с инвестициями в основной капитал 21.5% ВВП (норма накопления). На протяжении последних лет норма накопления инвестиций держится в районе 20%, хотя норма сбережения составляет около 30%. Треть внутренних сбережений не инвестируется в экономику по причине их невостребованности и высоких рисков.

Лидирует в рейтинге по прямым инвестициям Китай с нормой накопления 46.3%, в Испании — 24%, Канаде — 21.5%, Германии — 17.6%, США — 12.2%. В  среднем в мире за 2009 г. норма накопления — 22.7%,

Для обеспечения прироста (неценового) российского ВВП на уровне 8% необходимы инвестиции порядка 40% ВВП, т.е. удвоение нынешних инвестиций в основной капитал.

Рост инвестиций в физический капитал необходимо увеличивать  за счет повышения инвестиционной привлекательности  России и регионов и притока частного иностранного и внутреннего капитала в экономику.

Для повышения качества российского  человеческого капитала к нему необходим  системный инвестиционный подход —  необходимо инвестировать опережающими темпами одновременно все его  составляющие. Так осуществили свой инновационный рывок финны, сингапурцы, корейцы.

В России в последние годы намечена тенденция роста национального человеческого капитала. Таблице 7 представим данные о динамике стоимости человеческого капитала Российской Федерации.

 

Таблица 7 – Динамика стоимости  человеческого капитала в РФ

 

 

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

Стоимость национального  человеческого капитала

790

840

870

900


 

 

Стоимость национального  человеческого капитала можно упрощенно оценить и непосредственно по доле инновационной экономики страны. В этом случае для развитых стран расхождения не превышают 20%, а для развивающихся стран зависят от корректности оценки доли инновационной экономики в ВВП. В частности, для России эта доля вычислялась, как среднее арифметическое трех показателей: количество инновационных предприятий в промышленности (9.4%), доля высокотехнологичной продукции в экспорте (5.8%), доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска России в добывающих, обрабатывающих производствах и распределении электроэнергии, газа и воды, которая по данным минэкономразвития составляет 1,4%.

Предложенная методика расчета  стоимости национального человеческого  капитала в отличие от затратного метода по инвестициям в составляющие национальный человеческий капитал учитывает его качество и его производительность, коррелирующую со средней производительностью труда /5/.

В качестве вывода можно  отметить, что национальное богатство  можно определить как совокупность всех нефинансовых и чистых финансовых активов, накопленных в стране по состоянию на определенный момент времени. При этом объем чистых финансовых активов - это разность между суммой финансовых активов страны и суммой ее обязательств.  Также важно сказать, что по величине национального богатства Россия занимает первое место в мире, однако необходимо более эффективное его использование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы  развития потенциала национального  богатства России

 

3.1 Тенденции развития  национального богатства России

 

Проблемы эффективного использования  элементов национального богатства  в  Российской экономике многообразны. В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и  сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая  установка на совершенствование  пропорций между элементами национального  богатства предполагает решение  задачи по обеспечению структурных  изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования  природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной  проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального  богатства.

Современное состояние природно-ресурсного потенциала России требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

Продвижение по указанным  направлениям зависит от комплекса  мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной  проблемы использования этого потенциала.

Чтобы воздействовать на структуру  национального богатства, необходимы специальные меры экономической  и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными  приоритетами, эффективной структуры  управления, которая бы с наименьшими  ресурсными затратами позволяла  создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной  стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры  общества различными путями: посредством  увеличения доли домашнего имущества, снижения уровня дифференциации доходов населения, повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

Ряд видных российских ученых указывает на очевидный недостаток основного капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в  том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства  России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (Таблица 8). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.

 

Таблица 8 - Прогноз динамики и структуры национального богатства  РФ до 2025 года

 

 

1997

2000

2005

2010

2015

2020

2025

Национальное богатство, %

100

102

105

108

112

116

120

Основной капитал

66

65

65

65

64

65

65

Материальные запасы

15

14

13

12

12

10

10

Домашнее имущество

19

21

22

23

24

25

25

Производственные фонды

56

55

54

52

51

51

50

Непроизводственные фонды

44

45

46

48

49

49

50

Информация о работе Национальное богатство