Национальное богатство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление теоретических и методических основ изучения национального богатства, а так же анализ национального богатства Российской Федерации и основных тенденций его развития.
Исходя, из указанной цели следует решить следующие задачи:
а) Раскрыть понятие национального богатства и его сущность;
б) Изучить состав национального богатства страны и его особенности

Работа содержит 1 файл

курсовая националка.docx

— 240.34 Кб (Скачать)

 

Вид (элемент) природных ресурсов

Занимаемое место в  мире

Олово

8

Уран

7

Свинец

5

Золото

4-5

Вольфрам

4

Калийные соли

2

Никель

2

Угли (всех типов)

2

Нефть и газовый конденсат

2

Железные руды

1

Природный газ

1

Алмазы

1


 

За рубежи России вывозится  большая часть производимых в  стране цветных металлов, почти 90% - меди, до 97% - никеля, до 99% - алюминия. Учитывая, что с советских времен новые  мощности по производству сырья практически  не вводились, эти цифры говорят  только об одном: нынешняя модель экономики  ориентирована на экспорт дешевого сырья и импорт дорогих готовых  изделий - в ущерб России и на благо  Запада.

Уменьшились поступления  в бюджет - на 20% сократились средства, выделяемые на геологоразведочные работы, вернувшись к уровню 2004-2005 гг. Под  угрозой оказались сроки освоения месторождений, сохранение уровня добычи, реализация Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года, геолого-геофизического обоснования внешней границы  континентального шельфа Российской Федерации  в Северном Ледовитом океане. И  это при том, что по прогнозам  специалистов шельф может стать  стратегическим резервом России, содержащим уникальные запасы нефти и газа. Но денег не то, что на создание полярных технологий добычи или модернизацию научного флота - даже на 55-ю Полярную экспедицию не выделяется.

Кроме этого, из-за недофинансирования компенсация израсходованных запасов  нефти и газа вновь разведанными сократилась уже в 2009 году до 78%, а  в 2011 году - до 67%.

В течение последних лет  разведочные работы не обеспечивают восполнение запасов нефти, уменьшающихся  вследствие истощения действующих  скважин. Обеспеченность нефтедобычи  доказанными запасами составляет всего 17 лет. Среди 12 нефтедобывающих ведущих  стран мира Россия занимает последнее  место.

Видим, что использование  национальных богатств неэффективно.

Для выхода из этой ситуации можно предложить следующее:

1) Деприватизировать предприятия добычи, переработки и реализации природных ресурсов. Доходы от природных ресурсов должны служить народу и государству, а не горстке проходимцев.

2) Пересмотреть заключенные с грубейшим нарушением российского законодательства Соглашения о СРП, принятые в 1994 году. Принять решение о целесообразности дальнейшей реализации указанных соглашений.

3) Восстановить принцип формирования программы проектов промысловых испытаний и освоения современных методов увеличения нефтеотдачи на конкурсной основе, с предоставлением нефтяным компаниям экономических стимулов за их реализацию.

4) Разработать долгосрочную программу разведки, добычи, и использования основных природных ресурсов, с целью оптимизации их использования.

5) Принять неотложные меры по восстановлению нормативной базы по охране водных объектов, ограничению, касающемуся использования водных объектов для сброса сточных вод.

6) Принять закон о введении природной ренты на добычу природных ресурсов. Установить уровень рентабельности добывающих предприятий, необходимый и достаточный для расширенного производства.

7) Освободить от налогообложения капитальные вложения, предназначенные на реконструкцию предприятий и освоение новых мощностей.

8) Определить в законодательных актах, что механизм дифференциации налогообложения в части снижения налоговой ставки должен применяться в отношении месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, на которых реализуются проекты применения третичных методов увеличения добычи, а также в отношении месторождений с выработкой запасов более 80%.

9)Освободить золотодобывающие организации от ввозных таможенных пошлин на ввозимое оборудование, используемое для добычи золота, а также установить нулевую ставку по налогу на имущество в отношении вновь изготовленного (приобретенного) оборудования сроком на 3 года, установить ускоренную амортизацию для оборудования при исчислении налога на прибыль золотодобывающих организаций.

В рамках изучения данной темы работы также интересно рассмотреть  особенности финансовых средств  Российской Федерации как одной  из важнейших составляющих национального  богатства. Это связано, главным  образом, с влиянием мирового финансово-экономического кризиса.

Далее определим особенности  физического капитала России.

 

 

2.3 Физический капитал России в 2008-2011 годах

 

 

Важно отметить, что на повышение  конкурентоспособности российской экономики существенное влияние  оказывают сдерживающие факторы.

Объём ВВП России за 2010 год составил в текущих ценах 45166,0 млрд рублей /16/. Его реальный объём относительно 2009 года составил 116,4 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2010 год по отношению к ценам 2009 составил 111,6 %. Наглядно изменение уровня ВВП видно на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Динамика изменения  ВВП РФ

 

После финансового кризиса 1998 ВВП России начал неуклонно  расти, чему в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных  сырьевых рынков. Несмотря на это, номинальный  ВВП России в долларах США оставался  ниже своего исторического максимума  вплоть до 2006 года. Реальный ВВП по ППС  достиг значения 1990 года лишь к концу 2007 года /17/. 

Основные сведения  ВВП  России в 2011  представлены в Таблице 3.

 

           Таблица 3 - Основные сведения ВВП в 2010 году

 

 

2011 год

ВВП в текущих ценах, млрд. руб

44491,4

Индекс физического объема  к соответствующему периоду предыдущего  года, %

104,0

Индекс-дефлятор  к соответствующему периоду предыдущего года, %

110,3


 

                  В январе 2011 года аналитики ФБК подсчитали, что с 2001 по 2010 год рост реального ВВП составил только 59,2 процента, и удвоения ВВП так и осталось невыполненным обещанием российской власти /18/.

Между тем у России есть возможности для завоевания более  прочных конкурентных позиций за счет проведения поддерживаемой обществом  активной государственной модернизационной политики. Главной концепцией среднесрочной  программы социально-экономического развития РФ на 2008-2012 гг. является резкое повышение конкурентоспособности России /19/.

Конкурентоспособность России в настоящее время выражена следующими положениями:

- сохранение высоких темпов  экономического роста (7,1%);

- быстрый рост физических  объемов экспорта;

- интенсивное расширение  внутренних рынков как результат  улучшения условий внешней торговли: рост доходов населения и товарооборота, инвестиционный бум.

В современных условиях, когда российской экономике приходится преодолевать негативные последствия  кризиса, сложно однозначно выделить те ключевые факторы, которые в решающей мере препятствуют повышению конкурентоспособности  и качества экономического роста.

Среди основных выделяют следующие:

- низкий технико-технологический  уровень производства,

- высокая степень физического  и морального износа эксплуатируемого  в действующем производстве оборудования,

- нехватка инвестиций  для реконструкции устаревших  мощностей,

- углубление инновационного  отставания производства от общемировых  тенденций,

- недостаточная развитость  важных составляющих национальной  конкурентоспособности, затрудняющая  высвобождение имеющихся конкурентных  преимуществ,

- низкое качество инфраструктуры, особенно в области связи и  современных информационных технологий,

- низкое качество корпоративного управления.

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и  выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние  годы сглаживалась благоприятной экономической  конъюнктурой. Это делает бюджетную  систему России крайне уязвимой с  точки зрения фискальных рисков и  вынуждает проводить более жесткую  бюджетную политику с тем, чтобы  избежать ситуации, когда правительство  будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи  принято решение основывать бюджетное  планирование на умеренно оптимистических  оценках перспектив экономики.

Мировой финансовый кризис снизил прогноз роста ВВП России в 2009 году до 5,5. По мнению фонда, ухудшение нынешней конъюнктуры и спад на российских финансовых рынках приведут к некоторому замедлению роста ВВП, однако у России есть хорошие возможности, чтобы избежать резкого и продолжительного снижения темпов роста.

Общими параметрами бюджета  называют суммарные цифры ожидаемых  доходов и расходов государства, а также такие показатели, как  инфляция, курс рубля и цена на нефть, - параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов. Основной составляющей доходов в 2010 году, как и в предыдущие периоды, остались поступления от налога на добавленную стоимость /20/.

В 2009 году доходы в бюджет составили 10 трлн. 927,1 млрд. руб. Нефтегазовые доходы бюджета в 2009 году получены в размере 4,693 трлн. рублей (9,1% ВВП), в 2010 году - 4,526 трлн. рублей (7,7% ВВП), в 2011 году - 4,637 трлн. рублей (6,9% ВВП). Не нефтегазовые доходы в 2009 году получены в размере 6,234 трлн. рублей (12,1% ВВП), в 2010 году - 7,207 трлн. рублей (12,2% ВВП), в 2011 году - 8,202 трлн. рублей (12,1% ВВП) /21/.

Бюджетные расходы в целом  способствовали реализации приоритетов  экономического и социального развития страны. Общие расходы в 2006 году составили 4270 млрд. рублей, в 2007 - 5464 млрд. рублей, в 2008 - 8874 млрд. рублей, в 2009 - 9931,4 млрд. рублей, в 2010 - 9886,9 млрд. рублей /22/.

На рисунке 4 представлены данные дефицита Федерального бюджета в 2008-2012 годах.

Рисунок 4 - Данные дефицита Федерального бюджета в 2008-2012 годах

 

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году являются средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

История изменения совокупного  объёма средств Резервного фонда  Российской Федерации представлена в Таблице 4.

 

Таблица 4 – История изменения  совокупного объёма средств Резервного фонда

 

Дата

В млрд. рублей

В млрд. долларов США

01.12.2008

3 661,37

132,63

01.01.2009

4 027,64

137,09

01.12.2009

2 238,58

75,07

01.01.2010

1 830,51

60,52

01.04.2010

1 823,26

59,91

01.07.2010

1 763,89

58,90

01.01.2011

1 553,28

52,90

01.04.2011

1 188,70

40,59


 

В соответствии с Таблицей 4 можно проследить динамику снижения Резервного Фонда России. Основной причиной этому служит влияние мирового финансового кризиса, вступившего в активную фазу осенью 2008 года.  Однако объем резервного фонда РФ по состоянию на 1 ноября 2012 г. достиг 1,934 трлн руб. ($61,35 млрд). Такой показатель предполагает рост на 1,8% по сравнению с данным на 1 октября. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов РФ.

Покрытие дефицита бюджета  в 2009-2012 годах представлено в Таблице 5 /23/.

 

Таблица  5– Источники  покрытия дефицита бюджета в 2009- 2012 гг.

 

 

 

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего

3 418,8

3 186,6

2 011,7

1 563,8

в % к ВВП

8,9

7,5

4,3

3,0

За счет средств Резервного фонда

3028,3

1 674,6

5,6

-

в % к ВВП

7,9

4,0

-

-

За счет Фонда национального благосостояния

-

681,7

737,0

712,1

в % к ВВП

-

1,6

1,6

1,4

Иные источники финансирования дефицита федерального бюджета

405,2

830,3

1 269,1

851,7

в % к ВВП

1,05

2,0

2,7

1,6

Информация о работе Национальное богатство