Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать проблемы становления и укрепления национальной валюты Республики Казахстан - тенге. В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные этапы становления национальной валюты Республики Казахстан;
- провести анализ влияния тенге на финансовую сферу Казахстана;
- выявить основные направления поддержания внутреннего равновесия национальной валюты РК.
Введение………………………………………………………………………….2
1. Основные этапы становления национальной валюты Республики Казахстан
Предпосылки возникновения тенге………………………………………….....4
1.2 Отличительные особенности тенге, свойства банкнот и монет……….5
1.3 Условия и последствия становления тенге……………………………….9
2. Влияние тенге на финансовую сферу Казахстана………………………….11
2.1 Переход на свободно плавающий обменный курс тенге (СПОК)….11
2.2 Влияние тенге на инфляционные процессы…………………………..13
2.3 Развитие банковской и платёжной системы Казахстана…………….14
2.4 Развитие сектора страховых услуг и системы пенсионного обеспечения………………………………………………………………………17
3. Основные направления поддержания внутреннего равновесия национальной валюты Республики Казахстан на современном этапе……..19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………
Устойчивое функционирование финансовой системы невозможно без надежной платежной системы. В Казахстане платежная система включает в себя межбанковскую систему переводов денег (МСПД) и систему розничных платежей (СРП). В основу МСПД, функционирующей с января 2000 года, заложен принцип Швейцарской межбанковской системы крупных платежей.
В настоящее время платежные
системы Казахстана обеспечивают потребности
реального сектора экономики, банков
и других участников финансового
рынка в своевременном
Наряду с планомерным ростом потоков платежей в платежных системах наблюдалось также значительное увеличение количества и объемов платежей по платежным карточкам, являющихся наиболее удобным и распространенным инструментом для осуществления безналичных платежей населением страны. При этом рынок платежных карточек является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка страны. Ежегодно растут количество карточек в обращении, держателей карточек, расширяется инфраструктура рынка платежных карточек. Несколько лет назад многие не представляли, что платежные карточки получат такое распространение из-за удобства использования и безопасности проведения операций.
Помимо снятия наличных денег и обмена валют держатель платежной карточки сейчас имеет возможность совершать коммунальные платежи, получать выписки о состоянии своих пенсионных накоплений, оплачивать услуги сотовой связи и другие операции. Спектр услуг, получаемых посредством платежных карточек, будет расширяться и дальше. Работа в этом направлении остается одной из приоритетных задач Национального Банка.
2.4 Развитие сектора страховых услуг и системы пенсионного обеспечения
Значительная работа была проведена в секторе страховых услуг. Законодательная база страхового рынка приведена в соответствие с принципами и стандартами Международной Ассоциации Страхового Надзора (IAIS). 18 декабря 2000 года был принят Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности». Закон определяет основные положения по осуществлению страхования как вида предпринимательской деятельности, особенности создания, лицензирования, регулирования, прекращения деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, условия деятельности на страховом рынке иных физических и юридических лиц, задачи государственного регулирования страхового рынка и принципы обеспечения надзора за страховой деятельностью.
До 2002 года структура страхового рынка Республики Казахстан представлялся только страховыми организациями, начиная с 2002 года, появились брокеры, актуарий, аудиторские организации, имеющие лицензию на право, осуществление аудита страховой организации, а также страховые организации с участием нерезидентов.
Наличие этих контролирующих
организаций, дают возможность проверить
любому страхователю деятельность любой
страховой организаций, вследствие
чего увеличиваются доверие
По состоянию на 1 января 2011 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляют лицензированную деятельность 40 страховых организаций (в том числе: 7 – по страхованию жизни), 13 страховых брокеров и 20 актуариев.
Политика и стратегия развития страхового рынка Казахстана определяемая Национальным банком последовательно ведет страховой рынок к нормам и стандартам Европейского Союза, при сохранении конструктивных отношений со страховыми организациями стран СНГ.
Определяющим моментом в движении к рыночным отношениям является прозрачность и законность страховых операций, корреляция действующего страхового законодательства Республики Казахстан с нормами Европейского Союза и Всемирной торговой организации.
Старт современной казахстанской пенсионной системе был дан в 1997 году, когда Правительством РК была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения.
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:
Первый уровень — это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.
Наряду с солидарной системой
создана и развивается накопительная пенсионная
система. Второй уровень — это обязательная накопительная
пенсионная система с фиксированным10-процентным р
Третий уровень — накопительная система, основанная
на добровольных и добровольных профессиональных
пенсионных взносах.
Преобразование отечественной пенсионной
системы носит долгосрочный характер:
полный переход к накопительной пенсионной
системе прогнозируется до 2040 года.
Хотелось бы отметить, что
государство гарантирует
3.Основные направления
поддержания внутреннего
Валютная политика Казахстана
должна обеспечивать защиту денежной
системы государства и
В связи с этим основным
приоритетом государства в
Валютная система Казахстана
является наиболее реформированным
сектором экономики, это позволило
сохранить относительную
Национальный Банк, как центральный банк страны формирует и реализует государственную денежно-кредитную политику, которая способствует созданию благоприятных макроэкономических условий для экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику. Основной задачей Национального Банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.
Экономическая и финансовая
стабилизация в республике связана
с поиском стратегии и
В этих условиях правительство и Национальный банк выбрали основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной способности национальной валюты и т. д. Указанные направления в. основном базируются па регулировании денег в обращении с помощью активной монетарной политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.
В области валютной политики
Национальный Банк Республики Казахстан
намерен сохранить режим
На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен занимать так называемую «пассивную позицию», которая подразумевает сокращение присутствия Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.
Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В условиях высокой волатильности мировых валют ситуация на валютном рынке во многом может определяться ситуацией на мировом рынке.
В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева экономики» Национальный Банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков.
Механизм валютного
Валютная политика Казахстана более либеральна: национальные деньги -- тенге являются конвертируемой на внутреннем рынке валютой по отношению к иностранным валютам, валютный рынок более емкий с точки зрения его объемов, видов и количества проводимых операций, отсутствуют многие ограничения, имеющие место в сопредельных странах.
Поскольку тенге не является
широко используемой валютой внешних
расчетов, в настоящее время для
Казахстана важной задачей является
поддержание внутреннего
Система валютного регулирования
в Казахстане до настоящего времени
преследовала такие цели, как обеспечение
устойчивости национальной валюты, укрепление
платежного баланса и развитие внутреннего
валютного рынка. Исходя из этого
основными направлениями
Поскольку лицензирование является
одним из административных барьеров
при осуществлении финансовых и
торговых операций, в практике валютного
регулирования стали
В законе “О валютном регулировании
и валютном контроле отсутствует
разделение операций на текущие и
операции, связанные с движением
капитала. В условиях либерализации
валютного режима предусмотрена
последовательная отмена ограничений.
Законопроект систематизировал действующие
режимы валютного регулирования (лицензирование
и регистрация), все основные действующие
нормы подзаконных нормативных
правовых актов по валютному регулированию
и валютному контролю. В законопроекте
также были отражены основные процедуры
нового режима уведомления о валютных
операциях, который не будет ограничивать
их проведение, являясь источником
информации о потоках капитала и
операциях с валютными
Основным концептуальным
положением принятого парламентом
Казахстана нового закона "О валютном
регулировании и валютном контроле"
является либерализация валютного
режима с 1 января 2007 года. Данный закон,
как следует из его текста, которым
располагает предусматривает
В законе отражены основные
процедуры нового режима уведомления
о валютных операциях, который не
будет ограничивать их проведение,
являясь источником информации о
потоках капитала и операциях
с валютными ценностями. Кроме
того, в законе предлагается такой
порядок валютного мониторинга,
который позволит получать необходимую
информацию о проводимых филиалами
и представительствами