Национальная валюта и её стабилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать проблемы становления и укрепления национальной валюты Республики Казахстан - тенге. В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные этапы становления национальной валюты Республики Казахстан;
- провести анализ влияния тенге на финансовую сферу Казахстана;
- выявить основные направления поддержания внутреннего равновесия национальной валюты РК.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Основные этапы становления национальной валюты Республики Казахстан
Предпосылки возникновения тенге………………………………………….....4
1.2 Отличительные особенности тенге, свойства банкнот и монет……….5
1.3 Условия и последствия становления тенге……………………………….9
2. Влияние тенге на финансовую сферу Казахстана………………………….11
2.1 Переход на свободно плавающий обменный курс тенге (СПОК)….11
2.2 Влияние тенге на инфляционные процессы…………………………..13
2.3 Развитие банковской и платёжной системы Казахстана…………….14
2.4 Развитие сектора страховых услуг и системы пенсионного обеспечения………………………………………………………………………17
3. Основные направления поддержания внутреннего равновесия национальной валюты Республики Казахстан на современном этапе……..19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………………………

Работа содержит 1 файл

Абдыкерова Айгерим УР-21.docx

— 1.12 Мб (Скачать)

Устойчивое функционирование финансовой системы невозможно без  надежной платежной системы. В Казахстане платежная система включает в себя межбанковскую систему переводов денег (МСПД) и систему розничных платежей (СРП). В основу МСПД, функционирующей с января 2000 года, заложен принцип Швейцарской межбанковской системы крупных платежей.

В настоящее время платежные  системы Казахстана обеспечивают потребности  реального сектора экономики, банков  и других участников финансового  рынка в своевременном проведении платежей и переводов денег, а  также способствует эффективной  реализации денежно-кредитной политики государства и исполнению государственного бюджета. На сегодняшний день платежные  системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми  организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная  база и технологии, используемые в  платежных системах, постоянно совершенствуются.

Наряду с планомерным  ростом потоков платежей в платежных  системах наблюдалось также значительное увеличение количества и объемов  платежей по платежным карточкам, являющихся наиболее удобным и распространенным инструментом для осуществления безналичных платежей населением страны. При этом рынок платежных карточек является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка страны. Ежегодно растут количество карточек в обращении, держателей карточек, расширяется инфраструктура рынка платежных карточек. Несколько лет назад многие не представляли, что платежные карточки получат такое распространение из-за удобства использования и безопасности проведения операций. 

Помимо снятия наличных денег  и обмена валют держатель платежной  карточки сейчас имеет возможность  совершать коммунальные платежи, получать выписки о состоянии своих  пенсионных накоплений, оплачивать услуги сотовой связи и другие операции. Спектр услуг, получаемых посредством  платежных карточек, будет расширяться  и дальше. Работа в этом направлении  остается одной из приоритетных задач  Национального Банка. 

 

2.4 Развитие сектора  страховых услуг и системы  пенсионного обеспечения

 

Значительная работа была проведена в секторе страховых  услуг. Законодательная база страхового рынка приведена в соответствие с принципами и стандартами Международной  Ассоциации Страхового Надзора (IAIS). 18 декабря 2000 года был принят Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности». Закон определяет основные положения по осуществлению страхования как вида предпринимательской деятельности, особенности создания, лицензирования, регулирования, прекращения деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, условия деятельности на страховом рынке иных физических и юридических лиц, задачи государственного регулирования страхового рынка и принципы обеспечения надзора за страховой деятельностью.

До 2002 года структура страхового рынка Республики Казахстан представлялся  только страховыми организациями, начиная с 2002 года, появились брокеры, актуарий, аудиторские организации, имеющие лицензию на право, осуществление аудита страховой организации, а также страховые организации с участием нерезидентов.

Наличие этих контролирующих организаций, дают возможность проверить  любому страхователю деятельность любой  страховой организаций, вследствие чего увеличиваются доверие страхованию.

По состоянию на 1 января 2011 года на страховом рынке Республики Казахстан осуществляют лицензированную  деятельность 40 страховых организаций (в том числе: 7 – по страхованию  жизни), 13 страховых брокеров и 20 актуариев.

Политика и стратегия  развития страхового рынка Казахстана определяемая Национальным банком последовательно  ведет страховой рынок к нормам и стандартам Европейского Союза, при  сохранении конструктивных отношений  со страховыми организациями стран  СНГ.

Определяющим моментом в  движении к рыночным отношениям является прозрачность и законность страховых  операций, корреляция действующего страхового законодательства Республики Казахстан  с нормами Европейского Союза  и Всемирной торговой организации.

Старт современной казахстанской  пенсионной системе был дан в 1997 году, когда Правительством РК была одобрена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения. 

Пенсионное обеспечение  Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:

Первый уровень — это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система. Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.

Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. 
Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.

Хотелось бы отметить, что  государство гарантирует сохранность  всех обязательных пенсионных взносов  с учетом уровня инфляции во всех пенсионных фондах. В настоящее время около 80% экономически активного населения  являются участниками накопительной  пенсионной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные направления  поддержания внутреннего равновесия  национальной валюты Республики  Казахстан на современном этапе

 

Валютная политика Казахстана должна обеспечивать защиту денежной системы государства и экономики  в целом от негативных последствий  резких колебаний обменного курса  тенге. Объективно определенный обменный курс национальной валюты является фундаментальной  основой, обеспечивающей макроэкономическую стабильность государства.

В связи с этим основным приоритетом государства в сфере  валютного регулирования должен стать выбор курсовой политики, не допускающей переоценки курса национальной валюты и не оказывающей негативного  влияния на конкурентоспособность  отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры.

Валютная система Казахстана является наиболее реформированным  сектором экономики, это позволило  сохранить относительную стабильность финансового кризиса. Этому способствовало проведение в предыдущие годы Национальным банком жесткой денежно-кредитной  политики, позволившей укрепить банковскую систему и стабилизировать валютные показатели.

Национальный Банк, как  центральный банк страны формирует  и реализует государственную  денежно-кредитную политику, которая  способствует созданию благоприятных  макроэкономических условий для  экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику. Основной задачей Национального  Банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.

Экономическая и финансовая стабилизация в республике связана  с поиском стратегии и выработкой эффективной денежно-кредитной политики в современных условиях, которая  должна быть направлена на ограничение  и сдерживание денежной и кредитной  эмиссии. Проведение политики жесткой  денежно-кредитной рестрикции связано  с нарастанием диспропорций в  сфере производства и в сфере  обращения, ростом цен и инфляции.

В этих условиях правительство  и Национальный банк выбрали основные направления своей политики на стабилизационный период: снижение темпов падения производства и темпов инфляции, укрепление покупательной  способности национальной валюты и  т. д. Указанные направления в. основном базируются па регулировании денег  в обращении с помощью активной монетарной политики, проводимой правительством и Нацбанком республики.

В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан  намерен сохранить режим плавающего обменного курса без определения  какого-либо долговременного установленного коридора.

На валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен  занимать так называемую «пассивную позицию», которая подразумевает  сокращение присутствия Национального  Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка  Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.

Колебания курса будут  обуславливаться соотношением спроса и предложения денег. В условиях высокой волатильности мировых  валют ситуация на валютном рынке  во многом может определяться ситуацией  на мировом рынке.

В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева экономики» Национальный Банк Республики Казахстан  будет отслеживать ситуацию по притоку  иностранной валюты в страну и  в случае необходимости рассмотрит возможность принятия мер по снижению возникающих рисков.

Механизм валютного регулирования, как одна из превентивных мер государства  против экономических кризисов, возник с момента приобретения республикой  суверенитета и не теряет свою актуальность до сих пор.

Валютная политика Казахстана более либеральна: национальные деньги -- тенге являются конвертируемой на внутреннем рынке валютой по отношению  к иностранным валютам, валютный рынок более емкий с точки  зрения его объемов, видов и количества проводимых операций, отсутствуют многие ограничения, имеющие место в  сопредельных странах.

Поскольку тенге не является широко используемой валютой внешних  расчетов, в настоящее время для  Казахстана важной задачей является поддержание внутреннего равновесия национальной валюты.

Система валютного регулирования  в Казахстане до настоящего времени  преследовала такие цели, как обеспечение  устойчивости национальной валюты, укрепление платежного баланса и развитие внутреннего  валютного рынка. Исходя из этого  основными направлениями валютного  регулирования является контроль за текущими операциями и контроль за операциями, связанными с движением  капитала.

Поскольку лицензирование является одним из административных барьеров при осуществлении финансовых и  торговых операций, в практике валютного  регулирования стали применяться  иные методы воздействия на валютный рынок. Позитивные изменения в экономике  республики позволили говорить о  том, что в настоящее время  становится более выгодным инвестировать  капитал в Казахстан, нежели уводить  его за пределы республики. В этих условиях сохранение ограничений на вывоз капитала резидентами могло  вызвать дисбаланс потоков капитала в экономике и привести к ряду негативных последствий. Например, при  сохранении политики свободного плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты будет оказывать давление на обменный курс в сторону его удорожания. Все эти вопросы были проанализированы в Концепции либерализации валютного  режима в Республике Казахстан, одобренной постановлением правления Национального  банка Республики Казахстан от 11 сентября 2002 года № 369, на основе которой  правительством были приняты Программы либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2003-2004 годы и на 2005-2007 год.

В законе “О валютном регулировании  и валютном контроле отсутствует  разделение операций на текущие и  операции, связанные с движением  капитала. В условиях либерализации  валютного режима предусмотрена  последовательная отмена ограничений. Законопроект систематизировал действующие  режимы валютного регулирования (лицензирование и регистрация), все основные действующие  нормы подзаконных нормативных  правовых актов по валютному регулированию  и валютному контролю. В законопроекте  также были отражены основные процедуры  нового режима уведомления о валютных операциях, который не будет ограничивать их проведение, являясь источником информации о потоках капитала и  операциях с валютными ценностями.

Основным концептуальным положением принятого парламентом  Казахстана нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является либерализация валютного  режима с 1 января 2007 года. Данный закон, как следует из его текста, которым  располагает предусматривает отмену режима лицензирования валютных операций с 1 января 2007 года с заменой ее на систему регистрации и уведомления  о произведенных валютных операциях. В целом принятый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" разработан в соответствии с программой либерализации валютного режима в Казахстане, рассчитанной на 2005-2007 годы.

В законе отражены основные процедуры нового режима уведомления  о валютных операциях, который не будет ограничивать их проведение, являясь источником информации о  потоках капитала и операциях  с валютными ценностями. Кроме  того, в законе предлагается такой  порядок валютного мониторинга, который позволит получать необходимую  информацию о проводимых филиалами  и представительствами иностранных  компаний валютных операциях для  правильного отражения их в платежном  балансе. Документом также предусмотрена  возможность введения президентом  республики режима специального разрешения на срок не более шести месяцев  в случае угрозы экономической безопасности и стабильности финансовой системы, если ситуация не может быть решена другими инструментами экономической  политики. Данная норма соответствует  принципам МВФ и, как ожидается, позволит эффективно устранять возможные  экономические угрозы, имеющие серьезный  дестабилизирующий характер для  национальной экономики. Закон создает  условия для более активной экспансии  казахстанского капитала на зарубежные рынки. Как отмечало ранее правительство  в пояснительной записке к  документу, действующий закон "О  валютном регулировании и валютном контроле" от 24 декабря 1996 года не дает комплексного представления о системе  валютного регулирования и контроля и не позволяет эффективно осуществлять политику либерализации валютного  режима в Казахстане. Согласно пояснению  правительства, в отличие от действующего закона структура нового закона более точно соответствует классификации валютных операций, используемой МВФ для оценки системы валютного регулирования. При разработке законопроекта использован опыт РФ, Чехии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Польши. Новый закон "О валютном регулировании и валютном контроле" парламент Казахстана принял в минувший четверг с внесением в него поправки, отменяющей существующие в Казахстане ограничения на вывоз иностранной наличной валюты. Согласно действующим правилам Национального банка, из Казахстана разрешен вывоз в наличной инвалюте в эквиваленте только до $10 тыс., а также без ограничений наличных сумм в инвалюте, ранее указанных в таможенной декларации при ввозе в республику. Нацбанк, не согласный с предлагаемым новым режимом вывоза валюты за рубеж, надеется, что глава государства наложит вето на закон.

Информация о работе Национальная валюта и её стабилизация