Национальная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

Содержание

Введение.
1. Национальная экономика: ее сущность, структура, цели раз-
вития.
2. Экономические и социальные результаты функционирования
национальной экономики.
3. Основные макроэкономические показатели и их динамика в
современной российской экономике.
Эссе на тему «Современные экономические проблемы России».
Заключение.
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая по эк.теории.docx

— 66.34 Кб (Скачать)

Затраты на науку в России сегодня остаются неправомерно низкими – около 4,4% расходов федерального бюджета. Самой  крупной строкой расходов федерального бюджета на науку являются прикладные научные исследования в области  национальной обороны (2,2%), а расходы  на НИОКР для национальной экономики  составляют всего 1,03% всех расходов бюджета. Фундаментальные исследования практически  не финансируются, в то время как  увеличение ежегодных расходов на фундаментальную  науку в 5-10 раз стабилизационный фонд даже не заметит. К сожалению, по развитию технологий многие страны нам  не догнать уже никогда, но стоит  хотя бы пытаться.

На НИОКР в России выделяется лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в европейских странах аналогичный показатель составляет от 50% и выше. Причём характерной чертой становится нарастающий "маркетинговый перекос" в технологических инновациях: акцент смещается с создания новых технологий на их продвижение на рынок и потребление.

Надо  сказать, перекосы всевозможных мастей становятся лейтмотивом экономики  России: во времена СССР все ресурсы  отправлялись в тяжёлую промышленность, в 90е годы явные преимущества получила банковская сфера, сейчас процветают добывающие отрасли. Экономика приобретает  черты несистемности, фрагментарности, фактически представляя собой не единый народно-хозяйственный комплекс, а множество отдельных компаний и корпораций, находящихся на разном уровне и имеющих разную скорость развития.

Разорвана "цепь" внутренних межотраслевых  поставок, связывавшая воедино всю  экономическую систему. Внутренний спрос на отечественную продукцию  низок (как за счёт её недостаточного качества, так и за счёт агрессивной  рекламы зарубежных товаров и  негативного образа российских компаний, укоренившегося в умах потребителей), а межотраслевой баланс напоминает, скорее, дисбаланс, поскольку обмен  между отраслями всё чаще идёт через зарубежные поставки.

Сохраняется и разрыв между макро- и микроуровнем экономики, выраженный в недостаточной развитости организационных отраслей, комплексов, территориальных экономических и научно-технологических центров. Этот разрыв является одной из основных причин малой эффективности применительно к российский экономике таких макрорегуляторов, как ставка процента, налог на прибыль и т.п..

И всё же, дабы не допустить перекоса в оценке современного состояния  России, следует отдать должное достигнутым  успехам: нашей стране за десятилетие  удалось построить рыночную экономику, к которой большинство государств пришли в результате долгих последовательных преобразований в результате исторической экономической эволюции. В следующем параграфе будут проанализированы основные тренды российской экономики и на их основе дана оценка перспектив её дальнейшего развития.

Выше  уже были отмечены основные преобразования, произошедшие в российской экономике  с момента её радикального преображения в начале 90х и до настоящего времени, указаны основные причины, создавшие базис для стремительного экономического роста на протяжении уже почти десятилетия.

Хотелось  бы верить, что наблюдаемый экономический  рост есть ничто иное, как устойчивая тенденция, изменения в которой не предвидятся. Однако, как известно, в России нет ничего необратимого и тем более постоянного: "Никогда в России не говори "никогда"!" Конечно, этот принцип в равной степени применим к любому государству (доказательством чему – последние события в экономической жизни США), но в условиях хрупкости и неустойчивости созданного относительного благополучия он звучит особенно настойчиво.

Итак, имеем следующие тенденции:

1.  Рост цен на нефть

2.  Снижение инфляции

3.  Рост инвестиций (в том числе иностранных)

4.  Сокрашение безработицы

Следствие? Экономический рост.

Рассмотрим  каждую из данных тенденций в отдельности.

Последний год нефть то и дело берёт новые  и новые ценовые высоты, десятилетие  назад показавшиеся бы астрономическими – 100 долл. за баррель, 110, 113… И всё же довольно опасно делать ставку на то, что рост цен на нефть будет продолжаться вечно. Большинство экспертов сходятся во мнении, что предел всё-таки наступит, и не в столь отдалённом будущем. К тому же, если уж задаться построением долгосрочных перспектив (что, несомненно, входит в задачи правительства при проведении экономической политики), то необходимо учесть и конечность минеральных ресурсов, с которой столкнётся если не наше, то следующее поколение. Конечно, у нас есть специально на случай катаклизмов созданный стабилизационный фонд, аккумулировавший на сегодняшний день более 140 млрд.долл., но не надо быть экономистом, чтобы понять: лучше заранее отделаться от экспортно-сырьевой зависимости (как модно говорить сейчас – "слезть с нефтяной иглы"), чем потом судорожно принимать экстренные меры и реанимировать в очередной раз рухнувшую экономику. Надо сказать, стабилизационный фонд – это вообще больной вопрос, о котором будет сказано несколько слов позже.

Снижение  инфляции также начинает приобретать  неустойчивый характер. Здесь вступают в силу не только и не столько  внутренние, сколько внешние факторы, от которых так зависима Российская экономика. Это и прошлогодний скачок цен на мировых продовольственных  рынках (некоторые аналитики предрекают и вовсе мировой продовольственный  кризис, начало которого многие страны ощущают уже сейчас), и рост цен  на энергоресурсы, вызывающий их увеличение и внутри страны, и мировой кризис ликвидности, не обошедший российские банки. Увеличение благосостояния граждан, повышение зарплат традиционно  сопровождается бóльшим увеличением цен на основные группы товаров.

Как известно, Россия пытается осуществить  переход к таргетированию инфляции, но уже который раз намеченные показатели приходится пересматривать. Как видно из приложения (диаграмма 1), после с трудом достигнутых в 2006 году 9% в 2007 году инфляция снова поднялась до уровня 11,9%. В этом году так же сложно рассчитывать на благоприятный исход – только за первые три месяца индекс потребительских цен составил 104,8%. Правительство на это обстоятельство реагирует крайне неадекватно, идя на замораживание цен в октябре прошлого года и повторное – уже в этом году. Последствия заморозок нетрудно было предвидеть – это, во-первых, предшествующий им и следующий за ними скачок цен, а, во-вторых, пустеющие прилавки магазинов.

Существуют  разные мнения на взаимосвязь инфляции и экономического роста. А. Кудрин и  Е. Гайдар уверены, что высокие темпы  экономического роста порождают  высокую инфляцию, откуда напрашивается  вывод о необходимости "торможения" российской экономики. Некоторые экономисты склонны считать, что для России уровень инфляции в 10-15% является не только нормальным, но и чуть ли необходимым условием для стабильного экономического роста. Но, принимая во внимание мировой опыт, с ними трудно согласиться. Поэтому с большой долей вероятности можно ожидать, что если тенденция к повышению ИПЦ возьмёт верх над тенденцией к его снижению, это негативно скажется и на динамике ВВП.

К слову о торможении экономического роста: министр финансов Алексей Кудрин заявил об опасности перегрева российской экономики. Китай и Казахстан, к примеру, уже столкнулись с такой проблемой, когда имеющаяся инфраструктура не может позволить себе столь высоких темпов роста. В Китае была принята программа снижения темпов роста с 11,5% до 8,5%, на подобные меры пошёл и Казахстан. В России пока что сдерживаться не намерены, однако в этом свете продолжающийся рост инвестиций и сокращение безработицы (явления, по сути, благоприятные) начинают вызывать некоторые опасения – передозировка чревата осложнениями.

Итак, кто виноват ясно, теперь стоит  разобраться с другим извечным вопросом – что делать?

Существует  своего рода панацея и для нефтяной зависимости, и для снижения "температуры", и в целом на "вкус" социальной сферы и престижа страны приятная.

Многие  экономисты небезосновательно считают, что источником устойчивого экономического роста России и решения назревших  социальных проблем должно стать  повышение конкурентоспособности  отечественной продукции на основе, прежде всего, научно-технологического обновления производства, развития наукоёмких отраслей и производства инновационных  продуктов. У всех на слуху переход  от индустриального общества к постиндустриальному, информационному, когда главным производственным фактором становится интеллектуальный продукт. Доля высоких технологий в экспорте обрабатывающего сектора развитых стран составляет 25-30%, в то время как у России – всего 13% – есть, над чем задуматься. Исследования показывают, что всё более явно обнаруживается зависимость экономического развития от качества и количества человеческих ресурсов, о драматических проблемах которых в нашей стране было сказано раньше.

Таким образом, требуется создание экономики знаний, что предполагает комплексный, чрезвычайно широкий подход к решению проблемы, а так же большой спектр необходимых действий. Это увеличение финансирования образования и науки, поддержка инновационной деятельности и наукоёмких отраслей, это последовательные меры по увеличению благосостояния, здоровья, уровня образованности и культуры населения, увеличение численности самого населения, наконец. Нужно перейти к широкомасштабному стимулированию модернизации. Через налоговые льготы на закупку современного технологического оборудования, отмену пошлин и НДС на его импорт, закупку через "институты развития" оборудования по заявкам российских компаний за рубежом (за валюту) и предоставление его в лизинг россиянам (за рубли – это снизит повышательное давление на рубль и сделает наши товары более конкурентными на международных рынках). Необходимо развитие инфраструктуры, причём речь идёт не только о транспортных сетях, но и об информационных каналах, распространении Интернет, электрификации и газификации регионов. Немалую роль играет и борьба с изъянами бюрократической системы, коррупцией, несовершенством законодательной базы и прочими политическими факторами. Необходимо оздоровление институциональной среды и структуры экономики, а так же дальнейшее развитие финансовой системы.

Нет ничего принципиально невозможного в том, чтобы одновременно поднять  уровень жизни людей, сократить  опасный разрыв между ростом заработков и ростом производительности труда  и расширить предложение товаров  на рынке, замедлив рост цен. Тем более, сейчас у нас есть уникальный постоянно  пополняющийся источник средств для финансирования всевозможных преобразований – это стабилизационный фонд, о котором уже говорилось ранее. Ежегодно он "прибавляет в весе" по 100 млрд. руб., которые было бы правильнее заставить работать на государство и его граждан. Эти изъятия не нанесли бы угрозы безопасности российской экономики, так как фонд всё равно превосходит все необходимые для обеспечения оной размеры. Не вызвали бы они при грамотном использовании и роста инфляции: денежная масса в России не достигла своих оптимальных размеров, напротив, наблюдается нехватка денег.

 

Эссе на тему «Современные экономические проблемы России»

Современные экономические  проблемы России касаются всех регионов нашей страны, в том числе, и  Краснодара. Я считаю,одной из наиболее существенных проблем является постоянная инфляция, которая очень сильно бьет по кошелькам малообеспеченных граждан. Несмотря на то, что экономисты рапортуют о том, что темпы инфляции в нашей стране постоянно снижаются, большинство россиян чувствуют существенное увеличение стоимости многих необходимых товаров. 
 
Еще одной современной экономической проблемой России является постепенное старение население. В настоящее время правительство Российской Федерации продумывает очередной план пенсионной реформы, которая должна привести к увеличению стажа работы, необходимого для получения пенсии, или увеличению пенсионного возраста.  
 
Кроме того, вероятнее всего в ближайшее время изменится порядок сбора денежных средств в пенсионный фонд, так как справится с выплатой пенсий населению государственным органам становится все труднее.  
 
Среди современных экономических проблем России также остро стоит и проблема развития производства, к сожалению, многие технологии, которые развивались в нашей стране, безвозвратно утеряны, большинство отечественных предприятий занимается исключительно сборкой товаров из комплектующих, поступающих из-за рубежа.  
 
Одной из острейших экономических проблем в нашей стране является высочайший уровень коррупции. По мнению некоторых специалистов, в «теневом» бюджете вращается огромная сумма денежных средств, которые, возможно, соответствуют официальному бюджету нашей страны.  
 
Несмотря на то, что некоторое время назад в нашей стране был принят закон о государственных закупках, победители большинства тендерных торгов определяются с помощью «откатов», которые необходимо заплатить чиновникам. Кроме того, в настоящее время средний уровень взятки в нашей стране превышает 100 000 рублей, а количество взяток постоянно растет. Несмотря на то, что правоохранительные органны постоянно заявляют об увеличении борьбы с взяточниками, многие люди стараются занять именно те посты, которые позволяют получать огромные суммы взяток.  
 
Одним из способов борьбы с экономическими проблемами в России является активная помощь предпринимателям. В настоящее время принято множество законодательных актов, которые существенно упрощают деятельность многих компаний, но, к сожалению, развитие малого и среднего бизнеса идет крайне низкими темпами.

Заключение.

Современное государство  в условиях рыночной экономики практически  включено во все сферы экономической  деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной  базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного  перераспределения, стабилизация и  стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.  
Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне  дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).  
Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.  
В современных условиях трансформирования экономики России задача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственного воздействия представляется тем более актуальной, что с одной стороны, Россия обладает исторической, "национальной" и природно – географически обусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей и практики их применения (даже если они имели успех в странах Восточной Европы в условиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастую просто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразования государственной собственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороны Госкомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества, необходимость структурной перестройки производственного потенциала и создания добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.  
На мой взгляд для стабильного развития национальной экономики целесообразны следующие рекомендации:  
·                   привести в логичное единообразие  национальные законодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащих изменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо от того, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши, взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства в финансовой сфере законодательства еще 30–х годов);  
·                   четко определить приоритеты отраслевого хозяйственного развития, и используя гибкую систему государственного инструментария (поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования), обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов, стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей;  
·                   шире использовать систему точечных проектов регионального приоритетного значения на основе конкурсного участия потенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральных бюджетных ресурсов (из бюджетов развития) создание сети страхования инвестиций, в т.ч. с участием государственных органов, использования залогового и ипотечного инструментария вступление в международные экономические организации, в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода  "крышу" или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежного капитала.  
·                   широкая гласность в обеспечении работа аппарата чиновников и гласность контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным направлениям деятельности (и приватизация, и банкротство, и кредиты международных организаций, и эффект привлечения частного зарубежного капитала, в т.ч. на региональном уровне).  
И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал – это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулирование инвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва. 

Информация о работе Национальная экономика