Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:37, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Введение.
1. Национальная экономика: ее сущность, структура, цели раз-
вития.
2. Экономические и социальные результаты функционирования
национальной экономики.
3. Основные макроэкономические показатели и их динамика в
современной российской экономике.
Эссе на тему «Современные экономические проблемы России».
Заключение.
Литература
Затраты на науку в России сегодня остаются неправомерно низкими – около 4,4% расходов федерального бюджета. Самой крупной строкой расходов федерального бюджета на науку являются прикладные научные исследования в области национальной обороны (2,2%), а расходы на НИОКР для национальной экономики составляют всего 1,03% всех расходов бюджета. Фундаментальные исследования практически не финансируются, в то время как увеличение ежегодных расходов на фундаментальную науку в 5-10 раз стабилизационный фонд даже не заметит. К сожалению, по развитию технологий многие страны нам не догнать уже никогда, но стоит хотя бы пытаться.
На НИОКР в России выделяется лишь 10% всего объема инвестиций, тогда как в европейских странах аналогичный показатель составляет от 50% и выше. Причём характерной чертой становится нарастающий "маркетинговый перекос" в технологических инновациях: акцент смещается с создания новых технологий на их продвижение на рынок и потребление.
Надо сказать, перекосы всевозможных мастей становятся лейтмотивом экономики России: во времена СССР все ресурсы отправлялись в тяжёлую промышленность, в 90е годы явные преимущества получила банковская сфера, сейчас процветают добывающие отрасли. Экономика приобретает черты несистемности, фрагментарности, фактически представляя собой не единый народно-хозяйственный комплекс, а множество отдельных компаний и корпораций, находящихся на разном уровне и имеющих разную скорость развития.
Разорвана "цепь" внутренних межотраслевых поставок, связывавшая воедино всю экономическую систему. Внутренний спрос на отечественную продукцию низок (как за счёт её недостаточного качества, так и за счёт агрессивной рекламы зарубежных товаров и негативного образа российских компаний, укоренившегося в умах потребителей), а межотраслевой баланс напоминает, скорее, дисбаланс, поскольку обмен между отраслями всё чаще идёт через зарубежные поставки.
Сохраняется и разрыв между макро- и микроуровнем экономики, выраженный в недостаточной развитости организационных отраслей, комплексов, территориальных экономических и научно-технологических центров. Этот разрыв является одной из основных причин малой эффективности применительно к российский экономике таких макрорегуляторов, как ставка процента, налог на прибыль и т.п..
И
всё же, дабы не допустить перекоса
в оценке современного состояния
России, следует отдать должное достигнутым
успехам: нашей стране за десятилетие
удалось построить рыночную экономику,
к которой большинство
Выше уже были отмечены основные преобразования, произошедшие в российской экономике с момента её радикального преображения в начале 90х и до настоящего времени, указаны основные причины, создавшие базис для стремительного экономического роста на протяжении уже почти десятилетия.
Хотелось бы верить, что наблюдаемый экономический рост есть ничто иное, как устойчивая тенденция, изменения в которой не предвидятся. Однако, как известно, в России нет ничего необратимого и тем более постоянного: "Никогда в России не говори "никогда"!" Конечно, этот принцип в равной степени применим к любому государству (доказательством чему – последние события в экономической жизни США), но в условиях хрупкости и неустойчивости созданного относительного благополучия он звучит особенно настойчиво.
Итак, имеем следующие тенденции:
1. Рост цен на нефть
2. Снижение инфляции
3. Рост инвестиций (в том числе иностранных)
4. Сокрашение безработицы
Следствие? Экономический рост.
Рассмотрим каждую из данных тенденций в отдельности.
Последний год нефть то и дело берёт новые и новые ценовые высоты, десятилетие назад показавшиеся бы астрономическими – 100 долл. за баррель, 110, 113… И всё же довольно опасно делать ставку на то, что рост цен на нефть будет продолжаться вечно. Большинство экспертов сходятся во мнении, что предел всё-таки наступит, и не в столь отдалённом будущем. К тому же, если уж задаться построением долгосрочных перспектив (что, несомненно, входит в задачи правительства при проведении экономической политики), то необходимо учесть и конечность минеральных ресурсов, с которой столкнётся если не наше, то следующее поколение. Конечно, у нас есть специально на случай катаклизмов созданный стабилизационный фонд, аккумулировавший на сегодняшний день более 140 млрд.долл., но не надо быть экономистом, чтобы понять: лучше заранее отделаться от экспортно-сырьевой зависимости (как модно говорить сейчас – "слезть с нефтяной иглы"), чем потом судорожно принимать экстренные меры и реанимировать в очередной раз рухнувшую экономику. Надо сказать, стабилизационный фонд – это вообще больной вопрос, о котором будет сказано несколько слов позже.
Снижение
инфляции также начинает приобретать
неустойчивый характер. Здесь вступают
в силу не только и не столько
внутренние, сколько внешние факторы,
от которых так зависима Российская
экономика. Это и прошлогодний скачок
цен на мировых продовольственных
рынках (некоторые аналитики
Как известно, Россия пытается осуществить переход к таргетированию инфляции, но уже который раз намеченные показатели приходится пересматривать. Как видно из приложения (диаграмма 1), после с трудом достигнутых в 2006 году 9% в 2007 году инфляция снова поднялась до уровня 11,9%. В этом году так же сложно рассчитывать на благоприятный исход – только за первые три месяца индекс потребительских цен составил 104,8%. Правительство на это обстоятельство реагирует крайне неадекватно, идя на замораживание цен в октябре прошлого года и повторное – уже в этом году. Последствия заморозок нетрудно было предвидеть – это, во-первых, предшествующий им и следующий за ними скачок цен, а, во-вторых, пустеющие прилавки магазинов.
Существуют разные мнения на взаимосвязь инфляции и экономического роста. А. Кудрин и Е. Гайдар уверены, что высокие темпы экономического роста порождают высокую инфляцию, откуда напрашивается вывод о необходимости "торможения" российской экономики. Некоторые экономисты склонны считать, что для России уровень инфляции в 10-15% является не только нормальным, но и чуть ли необходимым условием для стабильного экономического роста. Но, принимая во внимание мировой опыт, с ними трудно согласиться. Поэтому с большой долей вероятности можно ожидать, что если тенденция к повышению ИПЦ возьмёт верх над тенденцией к его снижению, это негативно скажется и на динамике ВВП.
К слову о торможении экономического роста: министр финансов Алексей Кудрин заявил об опасности перегрева российской экономики. Китай и Казахстан, к примеру, уже столкнулись с такой проблемой, когда имеющаяся инфраструктура не может позволить себе столь высоких темпов роста. В Китае была принята программа снижения темпов роста с 11,5% до 8,5%, на подобные меры пошёл и Казахстан. В России пока что сдерживаться не намерены, однако в этом свете продолжающийся рост инвестиций и сокращение безработицы (явления, по сути, благоприятные) начинают вызывать некоторые опасения – передозировка чревата осложнениями.
Итак, кто виноват ясно, теперь стоит разобраться с другим извечным вопросом – что делать?
Существует своего рода панацея и для нефтяной зависимости, и для снижения "температуры", и в целом на "вкус" социальной сферы и престижа страны приятная.
Многие
экономисты небезосновательно считают,
что источником устойчивого экономического
роста России и решения назревших
социальных проблем должно стать
повышение
Таким образом, требуется создание экономики знаний, что предполагает комплексный, чрезвычайно широкий подход к решению проблемы, а так же большой спектр необходимых действий. Это увеличение финансирования образования и науки, поддержка инновационной деятельности и наукоёмких отраслей, это последовательные меры по увеличению благосостояния, здоровья, уровня образованности и культуры населения, увеличение численности самого населения, наконец. Нужно перейти к широкомасштабному стимулированию модернизации. Через налоговые льготы на закупку современного технологического оборудования, отмену пошлин и НДС на его импорт, закупку через "институты развития" оборудования по заявкам российских компаний за рубежом (за валюту) и предоставление его в лизинг россиянам (за рубли – это снизит повышательное давление на рубль и сделает наши товары более конкурентными на международных рынках). Необходимо развитие инфраструктуры, причём речь идёт не только о транспортных сетях, но и об информационных каналах, распространении Интернет, электрификации и газификации регионов. Немалую роль играет и борьба с изъянами бюрократической системы, коррупцией, несовершенством законодательной базы и прочими политическими факторами. Необходимо оздоровление институциональной среды и структуры экономики, а так же дальнейшее развитие финансовой системы.
Нет
ничего принципиально невозможного
в том, чтобы одновременно поднять
уровень жизни людей, сократить
опасный разрыв между ростом заработков
и ростом производительности труда
и расширить предложение
Эссе на тему «Современные экономические проблемы России»
Современные экономические
проблемы России касаются всех регионов
нашей страны, в том числе, и
Краснодара. Я считаю,одной из наиболее
существенных проблем является постоянная
инфляция, которая очень сильно бьет по
кошелькам малообеспеченных граждан.
Несмотря на то, что экономисты рапортуют
о том, что темпы инфляции в нашей стране
постоянно снижаются, большинство россиян
чувствуют существенное увеличение стоимости
многих необходимых товаров.
Еще одной современной экономической
проблемой России является постепенное
старение население. В настоящее время
правительство Российской Федерации продумывает
очередной план пенсионной реформы, которая
должна привести к увеличению стажа работы,
необходимого для получения пенсии, или
увеличению пенсионного возраста.
Кроме того, вероятнее всего
в ближайшее время изменится порядок сбора
денежных средств в пенсионный фонд, так
как справится с выплатой пенсий населению
государственным органам становится все
труднее.
Среди современных экономических
проблем России также остро стоит и проблема
развития производства, к сожалению, многие
технологии, которые развивались в нашей
стране, безвозвратно утеряны, большинство
отечественных предприятий занимается
исключительно сборкой товаров из комплектующих,
поступающих из-за рубежа.
Одной из острейших экономических
проблем в нашей стране является высочайший
уровень коррупции. По мнению некоторых
специалистов, в «теневом» бюджете вращается
огромная сумма денежных средств, которые,
возможно, соответствуют официальному
бюджету нашей страны.
Несмотря на то, что некоторое
время назад в нашей стране был принят
закон о государственных закупках, победители
большинства тендерных торгов определяются
с помощью «откатов», которые необходимо
заплатить чиновникам. Кроме того, в настоящее
время средний уровень взятки в нашей
стране превышает 100 000 рублей, а количество
взяток постоянно растет. Несмотря на
то, что правоохранительные органны постоянно
заявляют об увеличении борьбы с взяточниками,
многие люди стараются занять именно те
посты, которые позволяют получать огромные
суммы взяток.
Одним из способов борьбы с
экономическими проблемами в России является
активная помощь предпринимателям. В настоящее
время принято множество законодательных
актов, которые существенно упрощают деятельность
многих компаний, но, к сожалению, развитие
малого и среднего бизнеса идет крайне
низкими темпами.
Заключение.
Современное государство
в условиях рыночной экономики практически
включено во все сферы экономической
деятельности общества. Важнейшими из
них являются формирование законодательной
базы, защита конкурентной среды, доходов,
регулирование системы
Государственное регулирование
выступает в качестве объективной потребности
общественного развития, особенно это
проявляется в условиях превращения науки
в непосредственную производительную
силу в процессе труда. Поясняя этот тезис,
мы хотим подчеркнуть, что государство
– как ассоциированный собственник –
берет на себя функции создания и поддержания
на стабильном уровне дорогих условий
воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые
системы образования, информации, здравоохранения,
защиты окружающей среды и т.д.).
Большую роль в системе госрегулирования
играет сфера внешнеэкономической деятельности,
имеющая непосредственную связь со структурной
политикой и составлением общенациональных
программ. Прогноз и контроль над экспортом,
импортом, торговым и платежным (включая
валютный) балансами – это серьезные гарантии,
с одной стороны, а с другой – стимулы
для предпринимательства как одного из
факторов поступательного развития хозяйственного
потенциала страны.
В современных условиях трансформирования
экономики России задача оптимального
сочетания рыночных регуляторов с системой
мер государственного воздействия представляется
тем более актуальной, что с одной стороны,
Россия обладает исторической, "национальной"
и природно – географически обусловленной
спецификой, в силу которой копирование
западных моделей и практики их применения
(даже если они имели успех в странах Восточной
Европы в условиях преобразования их хозяйственных
комплексов) неэффективно, а зачастую
просто вредно. С другой – процесс ускоренного
преобразования государственной собственности
и отсутствие эффективного управления
ею как со стороны Госкомимущества, так
и частных собственников преобразованного
госимущества, необходимость структурной
перестройки производственного потенциала
и создания добросовестной конкурентной
среды на национальном рынке, смещения
в структуре экспорта в сторону обрабатывающей
промышленности и постепенного повышения
конкурентоспособности российских товаров
и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно
диктует усиление воздействия государства
на экономические процессы при обеспечении
баланса интересов всех социальных групп
населения и формирования благоприятных
условий для их жизни.
На мой взгляд для стабильного
развития национальной экономики целесообразны
следующие рекомендации:
· привести в логичное единообразие
национальные законодательные системы,
исключив принятие частных взаимопротиворечащих
изменений, распространяемых на хозяйствующих
субъектов страны, независимо от того,
есть или нет доли иноучастия в капитале,
(показателен пример Польши, взявшей за
основу в частности в целях избежания
ложного банкротства в финансовой сфере
законодательства еще 30–х годов);
· четко определить приоритеты
отраслевого хозяйственного развития,
и используя гибкую систему государственного
инструментария (поддержки, гарантий,
защиты инвестиций, участия и преференцирования),
обеспечив равные условия для национальных
и зарубежных инвесторов, стимулировать
приток капитала именно на развитие приоритетных
отраслей;
· шире использовать систему
точечных проектов регионального приоритетного
значения на основе конкурсного участия
потенциальных инвесторов с привлечением
средств и региональных, и центральных
бюджетных ресурсов (из бюджетов развития)
создание сети страхования инвестиций,
в т.ч. с участием государственных органов,
использования залогового и ипотечного
инструментария вступление в международные
экономические организации, в т.ч. регионального
характера, которые создадут своего рода
"крышу" или гарантийную поддержку
привлечения частного зарубежного капитала.
· широкая гласность в обеспечении
работа аппарата чиновников и гласность
контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным
направлениям деятельности (и приватизация,
и банкротство, и кредиты международных
организаций, и эффект привлечения частного
зарубежного капитала, в т.ч. на региональном
уровне).
И в заключение хотелось бы
подчеркнуть, что иностранный капитал
– это лишь вспомогательное средство
обеспечения экономического развития,
преследующее в первое очередь свои собственные
интересы. Но умелое и грамотное регулирование
инвестиционного климата в стране в конкретно
избранный отрезок времени и этапа развития
страны может превратить его существенный
движитель оживления национальной конкурентной
среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического
прорыва.