Национальная экономика: ее сущность, структура, цели развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 368.71 Кб (Скачать)

    Воспроизводство нестабильности непосредственно связано  с характером того политического режима, который обычно устанавливается после революции. Его важнейшей чертой является постоянное маневрирование власти между социальными группировками с существенно различными социально-экономическими интересами. В результате возникает весьма своеобразная система, в которой сама стабильность обеспечивается за счет колебаний власти, стремящейся к созданию новых коалиций.

    Словом, несмотря на очевидную политическую консолидацию элиты, следует говорить о длительном периоде постреволюционной  нестабильности. Разумеется, это уже нестабильность совсем иного рода, нежели нестабильность революционной эпохи, поскольку теперь в стране в течение некоторого периода времени будут сохраняться устойчивость и порядок, а существенные политические колебания и взрывы будут происходить периодически, время от времени. Хотя сам факт их возможности, повышая общий уровень политической неопределенности, создает достаточно неприятный фон для социально-экономического развития страны.

    Другим  долгосрочным фактором социально-экономического развития России являются вызовы постиндустриального общества. Дальнейшее развитие страны будет происходить в том же мире и при наличии тех же фундаментальных вызовов, неспособность справиться с которыми привела в недавнем прошлом к революционному взрыву. Здесь исключительно важно понимание следующего обстоятельства: сам по себе факт революции еще не гарантирует создания более благоприятных условий для социально-экономического развития страны. Революция, отбрасывая одни институциональные ограничители на пути социально-экономического прогресса, вполне может поставить на их место другие, ничуть не менее сковывающие дальнейшее развитие общества. Поэтому важно, чтобы формирующаяся институциональная система была адекватна объективным вызовам данной эпохи, или, говоря марксистским языком, особенностям данного этапа технологического прогресса.

    По  сути, России предстоит решать задачи догоняющего развития применительно к условиям и вызовам постиндустриальной эпохи, при этом механизм их решения существенным образом отличается от соответствующего механизма эпохи индустриализации.

    Не  следует также забывать, что перед  Россией поставлена цель не только (и даже не столько) обеспечения устойчивого роста, но прежде всего проведения глубокой структурной трансформации. Между тем, как показывает опыт наиболее развитых стран, период структурных реформ нередко сопровождается замедлением темпов роста, а то и внешней стагнацией (что было, например, характерно для ряда стран Запада в 1970-е годы). Отчасти это связано с тем, что новые сектора (особенно сфера услуг) плохо фиксируются при помощи методов традиционной статистики, отчасти — необходимостью накопления ресурсов для нового технологического рывка. Однако надо принимать во внимание, что экономический рост без структурных сдвигов достаточно легко достижим путем государственного администрирования, однако этот рост не делает страну богаче, а экономику — эффективнее. Здесь также таится одна из форм возможного проявления политического кризиса[9].

    Таблица 4

    Доля  торговли в ВВП  и занятости России и США (в %)[13].

          Россия     США
          1990 г.     1995 г.     2003 г.     1990 г. 1997 г.
    В ВВП     6,38     19,7     20,0     14,8     17,1
В занятости     8,7*     10,1     16,8     21,7     21,8

    Мы  видим, во-первых, что в эти годы доля торговли в России быстро росла  и по добавленной стоимости, и  по занятости. В советское время  она была лишь завершающим звеном административно-распределительной  системы, в новых условиях ей предстояло стать «сердцем» рыночной экономики.

    Во-вторых, и по занятости, и по добавленной стоимости она приближалась к показателям развитых стран, по доле в занятости еще догоняла, по добавленной стоимости — превзошла на начальных этапах не только из-за трансфертных цен, но и вследствие того, что в ней сходились все ценовые диспропорции: между ценами внутренними и внешними, еще регулируемыми и уже свободными, ценами разных регионов, разных рынков. И все эти диспропорции выливались на время в доходы торговли, обеспечивая ей повышенную прибыльность. Через этот рыночный механизм шел процесс естественного устранения диспропорции, вырабатывались рыночные ценовые сигналы производителям и потребителям[11].

    Таблица 5

    Объём и динамика ВВП[12].

      1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Валовой внутренний продукт (в текущих ценах), млн. руб. (1995г. –  млрд. руб.) 1428522 7305646 8943582 10830535 13243240 17048122 21625372 26879762 32987375
Валовой внутренний продукт (в постоянных ценах),в  процентах к предыдущему году     - 110,0 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 107,4 108,1
Индекс-дефлятор ВВП, в разах к предыдущему году     - 1,4 1,2 1,2 1,1 1,2 1,2 1,2 1,1
 

    Рис. 3. Динамика изменения реального ВВП Российской Федерации (в ценах 2008 года)[13].

    Экономика перестроилась в соответствии с рыночными реалиями выявились наши подлинные конкурентные преимущества. Произошла серьезные подвижки в социальной структуре российского общества, главная из которых — имущественное и социальное расслоение, богатство немногих, бедность едва ли не половины. Но было очевидно, что с переходом к рынку в обстановке экономической свободы неизбежным стало преодоление уравниловки, ранее выдаваемой за равенство и подрывавшей деловые и трудовые мотивации.

    C 1992 по 2003 г. проводилась пусть порой непоследовательная, но либеральная экономическая политика. Попытки контроля государства над экономикой большей частью вызывались требованиями тех или иных кругов общества реагировать на негативные явления или усилиями отраслевых лоббистов. Напротив, реформаторская функция государства оставалась достаточно выразительной, особенно в 1992—1994 гг. и после прихода к власти В. Путина. Программа Г. Грефа, разработанная в 2000 г., и по сей день остается актуальной. Налоговая реформа, антибюрократические законы, либеральные и в то же время социально приемлемые Трудовой и Земельный кодексы — ее реализованные компоненты. Все это, а не только цены на нефть легло в основание подъема экономики. Но модернизация, активная фаза структурной перестройки, только начиналась[11]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практикум.

      Рассчитать  по данным в таблице валовой внутренний продукт (ВВП), чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), располагаемый доход (РД).

    
Данные Значения (млрд. руб.)
1. Личные потребительские расходы 340
2. Трансфертные платежи 70
3. Амортизационные отчисления 40
4. Экспорт 55
5. Импорт 45
6. Взносы на социальное страхование 35
7. Государственные расходы 100
8. Налоги на прибыль корпораций 50
9. Нераспределенная прибыль корпораций 20
10. Чистые внутренние инвестиции  частных фирм 25
11. Индивидуальные налоги 45
12. Косвенные налоги на бизнес 30
 

    Решение:

    По  данным таблицы рассчитаем необходимые  показатели:

    1)ВВП= С+ I+ G+ Хn, где

С — личные потребительские расходы;

I — частные валовые инвестиции = амортизация + чистые инвестиции;

G — государственные закупки товаров и услуг;

    Государственные закупки товаров и услуг не включают  трансфертные платежи  государства населению, а также  расходы по  обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга;

    ВВП = 340 + 40 + 25 + 100 + 55 – 45 = 515 

    2)ЧВП = ВВП – А, где

А –  амортизационные отчисления;

    ЧВП = 515 – 40 = 475

    3) НД = ЧВП – косвенные  налоги,

    НД = 475 – 30 = 445

    4)ЛД = НД – взносы на страхование – налог на прибыль – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи,

    ЛД = 445 – 35 – 50 – 20 + 70 = 410

    5) РД = ЛД – индивидуальные налоги,

    РД = 410 – 45 = 365 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение.

    Из  данной работы можно сделать выводы о том, что:

    Национальная  экономика — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационных форм хозяйствования.

    Основными стоимостными показателями, оценивающими результаты экономической деятельности в масштабах национального хозяйства, являются показатели системы национальных счетов.

    Система национальных счетов (СНС) представляет собой записанную в форме бухгалтерских счетов систему показателей, отражающих разные стороны воспроизводственных процессов в экономике страны.

    Основные  макроэкономические показатели СНС:

  • Валовой внутренний продукт (ВВП)
  • Валовой национальный доход (ВНД) =ВВП + чистый доход из-за границы)
  • Чистый внутренний продукт (ЧВП) = ВВП - А
  • Национальный доход (НД) = ЧВП – косвенные налоги(с 1993г. не рассчитывается)
  • Личный доход (ЛД) = НД – взносы на страхование – налог на прибыль – нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи
  • Располагаемый доход (РД) = ЛД – индивидуальные налоги
  • Чистое экономическое благосостояние (ЧЭБ) = ВВП + доходы теневой экономики + доходы от самозанятости – расходы на охрану окружающей среды.
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы.

    Книги:

  1. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КноРус, 2008.
  2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА -М, 2008.
  3. Экономическая теория/Чернецова Н.С, Скворцова В.А, Медушевская И.Е/Учебное пособие, КноРус 2009.
  4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.  - М.: Проспект, 2009.
  5. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой.  - М.: ЮНИТИ, 2008.
  6. Экономическая теория: Экспресс-курс: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2008.

    Журналы:

  1. Итоги 20 лет российских трансформаций//МэиМО.2006.№1.С. 49.
  2. Итоги реформирования экономики России и перспективы ее развития: [Материалы X Российского экономического форума, проведенного 20-21 мая в 2005 г. в г. Екатеринбурге] // РЭЖ. 2005. № 5-6. С.3-9
  3. Мау В. Экономическая политика в 2005 г.: определение приоритетов // Вопросы экономики. 2006. № 2. С. 4-27.
  4. Плышевский Б.П. Производство ВВП и СНГ// Экономист. 2007. №4. С.19-29
  5. Ясин Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. № 4. С. 4-30.

    Интернет  ресурсы:

  1. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник 2008.
  2. hpp://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

Информация о работе Национальная экономика: ее сущность, структура, цели развития