Национальная экономика: ее сущность, структура, цели развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 368.71 Кб (Скачать)

    Основными компонентами НД являются:

  • вознаграждение за труд;
  • доходы некорпорированного сектора (мелких производителей);
  • доходы от собственности.

    Личный  доход рассчитывается путем вычитания из ЧНД косвенных налогов и добавлением сальдо частных и государственных трансфертов, а также вторичных (или перераспределенных) доходов, в том числе полученных в виде процентов. Среди всех показателей системы национальных счетов он лучше других описывает уровень и структуру доходов физических лиц до уплаты налогов. Доходы домохозяйств не сводятся только к доходам от реализации факторов производства. Значительную роль играют разнообразные пособия и дотации, получаемые разными слоями населения от государства:

  • пособия по безработице;
  • пособия по нетрудоспособности, бесплатные и льготные лекарства и другие платежи системы социального страхования;
  • пенсии, стипендии и т.п.

    Располагаемый личный доход равняется личному доходу за вычетом прямых налогов. Он показывает, какими суммами могут реально распоряжаться домохозяйства. Этот показатель особенно важен для:

  • анализа уровня жизни в стране;
  • оценки эффективности выполнения государством своих функций. Степень социального неравенства в стране определяется не первичными доходами разных групп населения, а той структурой доходов которая складывается после проведения государством всех трансфер, тов и сбора им всех налогов;
  • анализа структуры покупательских возможностей населения по тем или иным социальным слоям (может быть прямо использован в маркетинговых целях).

    Существуют  также нежелательные «валовые национальные продукты», сопровождающие производство и рост ВВП: загрязнение воды, воздуха и почвы, мусорные свалки, перенаселение в крупных городах, шум и т.п.

    Все это оказывает неблагоприятное  воздействие на общественное благосостояние. Однако такие  издержки не исключаются из объема ВВП, а наоборот, расходы на очистку и охрану окружающей среды включаются в объем ВВП, завышая его.

    Во  всех странах существует также проблема учета теневой экономики, доходы от которой не включаются в ВВП, поскольку их получатели стремятся скрыть эти доходы. Большинство оценок размеров теневой экономики в развитых странах сходятся в том, что она составляет от 5 до 15% от объемов официального ВВП.

    Расширение  теневой экономики и невозможность учета ее масштабов приводят к занижению данных о производстве по сравнению с данными о его использовании, так как нелегально созданные продукты и доходы расходуются на потребление и накопление легально.

    Учитывая  отмеченные показатели ВВП, многие экономисты предлагают использовать в качестве показателя благосостояния нации в целом показатель чистого экономического  благосостояния (ЧЭБ). Для его определения необходимо включить в объем ВВП стоимость конечных товаров и услуг, созданных в теневой экономике, работой на дому, выполняемой самостоятельно,  увеличением досуга, и исключить загрязнение окружающей среды.

    Многолетние результаты функционирования экономики  данной страны отражают ее национальное богатство. Понятие  национального богатства менялось вместе с развитием экономики и экономической науки. К XX в. утвердилась точка зрения, что национальное богатство — это совокупность благ, накопленных обществом в результате труда на определенный момент времени. Оно включает различные элементы и имеет свою структуру. Различают материальное и нематериальное национальное богатство. Материальное богатство имеет вещественную форму.

    В состав национального  богатства, имеющего материальную форму, включают и основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере. Прежде всего это жилье и учреждения социально-культурной сферы, а также имущество населения, т.е. все, что накоплено домашними хозяйствами на данный момент.

    Исходя  из того, что национальное богатство — это накопленный труд, в его состав следует включать используемые природные ресурсы, тогда как неиспользуемые составляют потенциальное богатство, которое может превращаться в реальное через определенное время.

    Нематериальные  элементы национального богатства связаны с использованием достижений современной НТР и инвестициями в человеческий капитал. Действительным богатством страны является интеллектуальный, образовательный и  квалификационный потенциал, достижения науки, накопленные культурные ценности, духовный и нравственный потенциал.

    В современных условиях в элемент национального богатства превращается информация, позволяющая наиболее полно  реализовать экономический потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Основные макроэкономические  показатели и их  динамика в современной российской экономике.

    Экономико-политическая ситуация в 2005 г. в основном развивалась в логике 2004 г. Важнейшими тенденциями минувшего года стали сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны[9].

    Экономическая динамика оставалась благоприятной  на фоне высокой конъюнктуры цен  на ведущие товары российского экспорта.

    Таблица 1

    Основные  показатели социально-экономического развития России в 2001—2005 гг[13].

    Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
    ВВП, прирост в % 5,1 4,7 7,3 7,4 6,4
    Промышленное  производство, прирост в % 4,9 3,7 7,0 6,1 4,0
    Инвестиции  в основной капитал, прирост в % 8,7 2,6 12,5 10,9 10,5
    Прямые  иностранные инвестиции,

    млрд  долл.

4,0 4,0 6,8 9,5 18,0
    в % ВВП 0,9 1,0 1,8 2,1 2,4
    Инфляция (ИПЦ) 18,6 15,1 12,0 11,7 10,9*
    Баланс  бюджета, в % ВВП 2,9 1,4 1,7 4,4 8,3*
    Золотовалютные  резервы 36,6 47,8 76,9 124,5 182,2
    Стабилизационный  фонд, млрд долл.             106,3 522,3 1464,1
    Государственный долг, млрд долл. 146,9 142,6 141,9 141,4 109,7*
    в % ВВП 48,0 41,3 32,9 24,3 14,6*
    Общая внешняя задолженность, млрд долл. 167,4 170,1 199,2 223,6 228,3*
    в % ВВП 54,8 49,3 46,2 38,4 28,5*
    Внешнеторговый  баланс, млрд долл. 48,1 46,1 59,9 85,8 88,8*
    Платежный баланс по текущим операциям, в % ВВП  
11,1
 
8,4
 
8,2
 
10,3
 
12,2*
    Индекс  РТС (конец декабря) 260 359 567,3 614,1 1125,6

    * Январь  —сентябрь к предшествующему  году.

    Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2004-2005 годов — 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%. Это произошло несмотря на наличие двух факторов, способных негативно повлиять на темпы экономического развития: продолжавшегося укрепления курса рубля и нарастающей экспансии государства в хозяйственную жизнь. Приток нефтедолларов, создавая сложности для денежных властей, одновременно благоприятствовал решению бюджетных проблем страны. Продолжилось досрочное погашение внешнего долга, в результате чего он снизился до беспрецедентно низкого уровня (менее 25% ВВП). Ведущие рейтинговые агентства присвоили России суверенный инвестиционный рейтинг (последним из них это сделало Standard & Poor's в начале 2005 г.), который в дальнейшем сохранял тенденцию к повышению.

    Не  менее важно, что темпы роста  российской экономики превышали темпы роста экономик наиболее развитых, а также большинства посткоммунистических стран.

      Нарастал кризис функционирования  институтов государственной власти, прежде всего административного аппарата, судебной и правоохранительной систем. В результате в 2005 г. Россия продолжила движение вниз в основных мировых рейтингах, отражают их качество государственного управления. В рейтинге экономической свободы Россия переместилась с 114 на 124 место (сходные позиции у Индонезии и Камеруна). В рейтинге коррупции, — с 90 на 126 место (в окружении Нигера, Албании и Сьерра-Леоне). Аналогичная ситуация складывается и с рейтингом конкурентоспособности Всемирного экономического форума, где Россия «съехала» с 70 на 75 место (причем рейтинг конкурентоспособности бизнеса упал гораздо сильнее — с 61 места на 74). Естественно, впереди России оказываются не только все развитые страны мира, но и подавляющее большинство посткоммунистических стран, не говоря уже о коммунистическом Китае. 
 

    Основные  итоги сопоставления  ВВП за 2005 год[13]:

    Совокупный  объем ВВП стран, принявших участие  в Глобальном раунде по данным за 2005г., составил около 55 трлн.долларов США  по паритету покупательной способности (ППС).

    По  объему ВВП первая десятка стран  мира выглядит следующим образом:

    Таблица 2

Страны Объём ВВП

трлн.долларов

США 12,4
Китай 5,3
Япония 3,9
Германия 2,5
Индия 2,3
Соединенное Королевство 

(Великобритания)

1,9
Франция 1,9
Россия 1,7
Италия 1,6
Бразилия 1,6

    По  показателю ВВП на душу населения  по ППС наиболее обеспеченными странами и территориями являются:

    Таблица 2

Страны ВВП на душу населения

долл./чел

Люксембург 70014
Норвегия 47551
Бруней 47465
Кувейт 44982
США 41674
Сингапур 41478
Ирландия 38058
Макао 37259
Гонконг 35680

    Среди стран СНГ самый большой объем  ВВП на душу населения в России -11861 доллар США, или 28,5% от уровня США. По этому показателю Россия занимает 51-е место в мире.  

    Таблица 3

    Динамика  реального объема валового внутреннего  продукта, прирост (снижение):в процентах к предыдущему периоду

    

    2) Предварительная оценка.

    3) IV квартал 2009г. в % к IV кварталу 2008 года.

    4) Февраль 2010г. в % к февралю  2009 года.

    Россия  последних пяти лет характеризуется  высоким уровнем макроэкономической и политической стабильности, особенно заметным по контрасту с ситуацией 1990-х годов. Полномасштабная революция, через которую прошла Россия при осуществлении системной посткоммунистической трансформации, завершена, основные государственные институты восстановлены. Вместе с тем следует подчеркнуть, что речь идет лишь о некоторой консолидации элит, а не о формировании устойчивого национального консенсуса по базовым ценностям. Стабилизация общества, выходящего из революции, — временное, неустойчивое явление, достигаемое прежде всего на элитном уровне, точнее, она может быть охарактеризована как постреволюционная консолидация. Формирование национального консенсуса требует гораздо более продолжительного времени, исчисляемого десятилетиями. Долгое отсутствие этого консенсуса приводит к тому, что после завершения полномасштабной революции еще на протяжении достаточно длительного периода фазы относительной стабильности будут чередоваться с крутыми политическими поворотами [9].

Информация о работе Национальная экономика: ее сущность, структура, цели развития