Мотивационные факторы выбора места работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

Из этого следует выявить следующую цель контрольной работы: рассмотреть и проанализировать мотивационные факторы выбора места работы, путем решения следующих задачь:

1. Раскрытие понятия мотивации, его теорий и видов;

2. Рассмотреть интерес как мотивационный фактор при выборе места работы;

3. Проанализировать мотивы профессиональной деятельности человека;

4. Выделить основные мотивы выбора профессии.

Работа содержит 1 файл

человек и его потребности - копия.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

Введение

      На  сегодняшний момент проблема профессионального  самоопределения является одной  из важнейших в плане становления  человека как полноценного члена  современного общества. Он должен осуществить выбор профессии, место работы, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

Выбор работы - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями должности.

Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию. Обычно термином "мотив" в психологии обозначают инстинктивные импульсы, биологические влечения, интересы, желания, стремления, жизненные цели, установки, идеалы и т. д. В то же время необходимо различать мотив и стимул. Мотив – это внутреннее побуждение, под влиянием которого человек действует (например, страх, ожидание материального вознаграждения и т.п.) Стимул – что-то внешнее по отношению к человеку, то, что вызывает мотивы (например, угроза наказания, материальное вознаграждение и т.п.).

Мотивация является одной, из фундаментальных  проблем, как отечественной, так  и зарубежной психологии. Разработка таких проблемы связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, "ради чего" он ее осуществляет. Из этого следует выявить следующую цель контрольной работы: рассмотреть и проанализировать мотивационные факторы выбора места работы, путем решения следующих задачь:

1. Раскрытие  понятия мотивации, его теорий  и видов;

2. Рассмотреть  интерес как мотивационный фактор при выборе места работы;

3. Проанализировать  мотивы профессиональной деятельности человека;

4. Выделить  основные мотивы выбора профессии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мотивация

           Мотива́ция (от lat. "movere") - побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс. Поэтому  в научной литературе все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Сегодня в социальных службах России работает очень много людей, которые не имеют соответствующего базового образования, но вынуждены выполнять функции специалиста по социальной работе. Эти функции в большинстве случаев заключаются в осуществлении "бумажной работы": сбор документов, работа с архивом, выдача справок и т.п. Но совершенно очевидно, что понятие "профессия социального работника" гораздо шире понятия "деятельность социального работника". Профессия социального работника относится к типу профессий "человек - человек", что требует более высокой квалификации специалиста. В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации. Достижению профессионального мастерства способствует мотивационный компонент, обеспечивающий превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.  Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.  

Теории  и виды  мотивации

              В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы. Анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии и места работы, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной. Согласно первому подходу потребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда. Основа второго подхода - процессуальные теории. К ним относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера. Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов. Эти работы стали основой для разработки методологического инструментария исследования мотивации у будущих социальных работников, изучение которой проводилось на базе филиала КемГУ в городе Прокопьевске. Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.

Выделяют  внутреннюю и внешнюю мотивацию. Если деятельность для личности значима  сама по себе, то говорят о внутренней мотивации, если же значимы внешние атрибуты профессии (признание общества, престижность и т.п.) - преобладает внешняя мотивация.

Внешние мотивационные факторы:

1. Факторы  давления - рекомендации, советы, указания  со стороны других людей, примеры  героев кино, требования объективного  характера (служба в армии,  материальное положение внутри  семьи), индивидуальные объективные  обстоятельства (состояние здоровья).

2. Факторы  притяжения-отталкивания - примеры  со стороны непосредственного  окружения человека; обыденные эталоны  "социального преуспевания" (мода, престиж, предрассудки).

3. Факторы  с относительной бессодержательной  мотивировкой:

− этой профессии легко научиться;

− так  поступили мои друзья;

− учебное  заведение находится близко от дома;

− работа не очень трудная.

4. Факторы  социально-экономического характера:

− люди с этой профессией везде нужны;

− материальные блага.

Внутренние  мотивационные факторы (личные, профессиональные и жизненные планы):

1. Привлекает  содержание этой профессии.

2. Наличие  практических качеств.

3. Желание  принести пользу обществу.

4. Притязание  на общественное признание.

5. Присутствие  интересов, склонностей, способностей.

Мотивы  профессиональной деятельности человека

              Мотивы, связанные с профессиональной деятельностью человека, можно условно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).

 Мотивы  трудовой деятельности. Рассмотрим  те побудительные причины, которые  заставляют человека заниматься  трудом.

 Первая  группа причин — побуждения  общественного характера. Это  и осознание необходимости приносить  пользу обществу, это и желание  оказывать помощь другим людям,  это и общественная установка  на необходимость трудовой деятельности  и нежелание прослыть тунеядцем.

 Вторая  группа — получение определенных  материальных благ для себя  и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

 Третья  группа — удовлетворение потребности  в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он — не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.  
 
 
 
 

Интерес как мотивационный фактор при выборе места работы.

             Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое внимание уделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель.

В психологии мотивации интерес рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и  интерес как отношение.

Большинство психологов связывают интерес с  потребностью, но понимают эту связь  по-разному. Одни сводят интерес к  определённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательных (В. Вичев, А.К. Ковалёв, А.В. Петровский и др.), другие считают, что интерес - более сложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, В. Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе места работы.

Многими психологами интерес рассматривается  как отношение, где на первый план выходит его эмоциональная окрашенность. В частности, с точки зрения Б.И. Додонова, интерес - это потребность  в переживании отношений, положительных эмоций. Эмоции могут быть индикаторами потребностей человека. Однако не только положительными, но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональное отношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении потребности, а не при её появлении. Именно регулярное удовлетворение потребности создаёт положительное отношение, пробуждает интерес к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность. Скажем, юноша либо девушка испытывают положительные эмоции при посещении театра, что пробуждает в них интерес к данной профессии и, как следствие, потребность заниматься данным видом деятельности.

Кроме того, удовлетворяя потребность в  удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же время удовлетворяет  другие потребности - в служении обществу, в самовыражении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же значительную роль при выборе профессии и места работы.

Таким образом, мотивационные факторы - это  движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные его  черты. В нашем исследовании - это  движущая сила выбора профессии. Профессию  можно выбирать в зависимости  от многих обстоятельств, но полезно  учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора как  стартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данного выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мотивы  выбора профессии.

          Общие мотивы трудовой деятельности, реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии — довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью.  Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие.  Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию.  Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями — с одной стороны, и психологическим содержанием работы — с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею. Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях

Мотивы  выбора места работы.

Мотивы  выбора места работы определяются такими факторами, как:

1. Оценка  внешней ситуации (зарплата, льготы, близость к дому, психологический  климат в коллективе, система  поощрений и наказаний и т.д.).

2. Оценка  собственных возможностей (состояние  здоровья, наличие способностей  и профессионально важных качеств,  уровень образования и т.д.).

3. Оценка  места работы с учетом собственных  интересов (возможности продвижения  по служебной лестнице, профессионального  роста и т.д.).

Информация о работе Мотивационные факторы выбора места работы