Монопольные эффекты в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 12:00, курсовая работа

Описание работы

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек.

Содержание

Введение
Раздел 1. Монополия как экономическое явление
1.1. Монополия: возникновение и сущность
1.2. Виды (типы) монополий и формы их образования
1.3. Монопольные эффекты: положительные и отрицательные стороны
Раздел 2. Особенности монопольных эффектов в российской экономике
2.1. История развития монополий в России
2.2.Современный этап и проблемы монополии в российской экономике
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экном теория 1.doc

— 1.45 Мб (Скачать)

Опыт показывает, что монополии, поглотив определенную отрасль и захватив прочные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

      5. Особый вид монополий - международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни.

Существуют две разновидности международных монополий.

Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международные по сфере своей деятельности.

Вторая разновидность - собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна.

Основные формы объединения:

      1. Учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно существующего треста или концерна;

      2. Приобретение одной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии;

      3. Непосредственное слияние активов фирм разных стран (слияние де-юре);

      4. Объединение компаний различных национальностей посредством «квазислияний».

      Последнее осуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическую независимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа - наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.

      Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. 

1.3. Монопольные эффекты: положительные и отрицательные стороны 

      Положительные стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определённых отраслях она более эффективна и даёт экономию. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса. Дело в том, что малые фирмы обычно стеснены в финансах и озабочены текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Так же, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от новшеств достаётся их авторам.

Так же положительные стороны заключаются в :

      1. возможно максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,

      2. возможно мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,

      3. возможно использования достижений научно-технического прогресса,

      4. возможно следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,

      5. возможно замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Отрицательные черты заключаются в следующем:

      1) Происходит нерациональное распределение ресурсов, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующей в условиях конкуренции.

      2)Усиление неравенства доходов в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, либо получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

      3) Экономический застой и торможение НТП - монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции. Кроме того, они заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом.

      4) Опасность для политической демократии - экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании, они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются принятия нужных решений, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии и другие привилегии, ущемляя права и интересы других людей.

      Современные экономисты считают1, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

      Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена -- выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится.

      Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек.

      В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.

      Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

      1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих.

      2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время, и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

      3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности.

      4. Монополия стимулирует конкуренцию.

      5.В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия).

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали ещё в конце XIX в., так в соответствии с первым в истории антитрестовским законом Шермана, принятым в США в 1890 г., монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной. Современная антимонопольная политика направлена:

а) использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;

б) недопущение или ограничение искусственной монополии.

      В этих целях применяются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений, стимулируется конкуренция в экономике и т. п.

      При существовании монополий  уместно провести сравнительный анализ экономической эффективности совершенной конкуренции и чистой монополии. В условиях совершенной конкуренции выполняются оба требования экономической эффективности, т. е. эффективности в сфере производства (Рх= min АТС) и эффективности в сфере распределения ресурсов (Рх= МС). В условиях чистой монополии ни один из этих критериев не выполняется. Как видно на рисунке, для фирмы-монополиста условие производственной эффективности не выполняется, поскольку фирма функционирует не в нижней точки параболы АТС, а в точке В, которая расположена выше точки минимума средних валовых издержек.

      Кроме того, монополист реализует свою продукцию по цене РА, при этом его предельные издержки составляют величину МСE, а РА > МСЕ. Значит, не выполняется и критерий эффективности распределения экономических ресурсов, требующий равенства этих двух показателей. Характер самого неравенства PA > MCE свидетельствует о недопроизводстве монопольного продукта.  

Рис. 1. Экономические последствия чистой монополии [1, с.228]

      Если предположить, что рассматриваемый рынок является рынком совершенной конкуренции, то ситуация характеризовалась бы точкой пересечения графиков Dx и Sx, т. е. точкой I и ее параметрами -- Рх и Qx (SX для случая совершенной конкуренции частично совпадает с графиком предельных издержек МС. А сама кривая Sx является горизонтальной суммой кривых предельных издержек всех фирм в отрасли). Конкурентная отрасль, таким образом, предлагает больший объем продукции, чем монопольный рынок, (Q1 >QA) и при более низкой цене (P1<PA).

      Проведенные выше сопоставления возможны только при допущении, что структура издержек производства в конкурентной отрасли и структура издержек монополиста идентичны. В реальной ситуации это встречается крайне редко. Очень часто на практике издержки монополиста оказываются ниже издержек конкурентной фирмы, так как монополия представляет собой достаточно большое производство, для которого характерен положительный эффект масштаба.

На рисунке ниже видно, что положительный эффект масштаба производства позволяет монополии иметь издержки на уровне, близком к минимальному (СM). Конкурентная же фирма чаще всего небольшая по размерам (т. е. ее Qx невелик), поэтому здесь уровень издержек (СK) выше (См< CK).

Рис. 2. Издержки производства конкурентной фирмы и фирмы монополиста

      Издержки монополиста, однако, могут оказаться выше, чем у конкурентного продавца. Подобная ситуация обычно называется Х-неэффективностью, когда издержки монополии больше, чем они могли бы быть, и точка, в которой функционирует монополист, находится над кривой LAТС. Кроме того, у монополиста всегда возрастают издержки, что связано с затратами, необходимыми для поддержания своего монопольного положения (скупка патентов, лицензий, относящихся к рынку ее продукции). Сравнение издержек монополии и конкурентной фирмы, таким образом, не дает однозначного ответа о преимуществах той или иной рыночной структуры.

      Необходимо обратить внимание при сравнительном анализе экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, -- восприимчивость к достижениям НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и внедрять достижения НТП, но экономические прибыли от внедрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. В монополии же с одной стороны, отсутствие конкурентной среды минимизирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой стороны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению новшеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.  Монополия способствует неравенству в распределении доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц -- владельцев предприятия-монополиста.

      Сравнение поведения на рынке монополиста с поведением совершенного конкурента показывает, что он ведет себя менее эффективно, так как:

а) цена, устанавливаемая монополией, всегда выше цены совершенной конкуренции;

Информация о работе Монопольные эффекты в российской экономике