Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 21:58, курсовая работа
Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — важнейшего атрибута рынка.
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Рис. 4 (а, б). Графики кривых спроса
Кривая спроса на продукцию
совершенно конкурентного
Стремящийся
к прибыли монополист использует
тоже логическое основание, что и
стремящаяся к прибыли фирма
в конкурентной отрасли. Он будет
производить каждую последующую
единицу продукции до тех пор,
пока ее реализация обеспечивает больший
прирост валового дохода, чем увеличение
валовых издержек. Точнее говоря, фирма
будет наращивать производство продукции
до такого объема, при котором предельный
доход равен предельным издержкам (MR=MC).
Рис.
5. График максимизирования прибыли чистого
монополиста
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста. На рис.5 кривая рыночного спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.
Мы
можем показать алгебраически, что объем
производства Q* максимизирует прибыль.
Прибыль равна разности между доходом
и издержками, которые представляют собой
функцию от Q:
p(Q) =
TR(Q) - TC(Q).
По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т.е. Dp/DQ = 0). Тогда
Но DTR/DQ
является предельным доходом, а DC/DQ
- предельными издержками, и поэтому условием
максимизации прибыли является
MR - MC = 0 или MR = MC.
У чистой монополии нет кривой предложения. Причина состоит в том, что отношение между ценой и прелагаемым объектом продукции может быть различным. Цена и предлагаемый объем зависят от расположения кривой спроса и, следовательно, от расположения кривой предельного дохода. Как и конкурентная фирма, монополия уравнивает предельный доход с предельными издержками, но для монополии предельный доход меньше цены. Поскольку монополия не уравнивает предельные издержки с ценой, вполне возможно, что различные условия спроса приведут к различным максимизирующим прибыль ценам для того же объема продукции. Отсюда вывод: не существует единственной, уникальной цены, связанной с объемом произведенной продукции, и поэтому у чистой монополии нет кривой предложения.
Поскольку монополист может манипулировать объемом продукта и ценой, существует мнение, что монополист «будет назначать наивысшую цену, какую он может получить». Это не так, существует много значений цены выше Рм (№графика макс. пр.), но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль, меньшую, чем максимальная. Монополист стремится не к максимальной прибыли на единицу продукции, а к максимальной совокупной прибыли. Совокупная прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками.
Отметим, что чистая монополия не гарантирует экономических прибылей. Правда, вероятность получения экономических прибылей больше у чистой монополии , чем у чисто конкурентного производителя. В отличие от ситуации конкуренции барьеры для вхождения не пускают потенциальных участников отрасли, которые увеличили бы предложение, вызвали снижение цены и ликвидировали экономическую прибыль. Также столкнувшись с убытками, владельцы фирм предпочтут переместить свои ресурсы в альтернативные отрасли, которые дают более высокие доходы. Это позволяет монополисту сохранять экономические прибыли в долговременном периоде.
В большинстве случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы чисто конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителей «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом, владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества.
Одним из возможных способов увеличения прибыли монополии является ценовая дискриминация, т.е. продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.
Ценовая дискриминация
1.
Фирма должна обладать
2.
Должна быть исключена
3. Способность производителя к определению структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Обычно
ценовую дискриминацию
1.Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация).
Дискриминация по единицам продаваемой продукции имеет место, когда каждая единица товара продается по ее цене спроса, так что цены, по которым товар покупается, для всех покупателей различны. Этот вид дискриминации предполагает, таким образом, как персональное, так и меж личностное различие цен спроса.
На первый взгляд, кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.
2. Ценовая дискриминация второй степени.
Вторая степень дискриминации имеет место, имеет место, когда разные единицы выпуска продаются по разным ценам, но каждый потребитель, покупающий одинаковое количество блага, уплачивает и одинаковую цену. В этом случае, как очевидно, отсутствует межличностное различие цен спроса.
Поскольку
совершенная ценовая
3. Ценовая дискриминация третьей степени.
Третья степень ценовой дискриминации предполагает, что разным лицам продукция продается по разным ценам, но каждая единица товара, покупаемая отдельным субъектом, оплачивается им по одинаковой цене. В таком случае имеет место лишь межличностное различие цен спроса. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса).
Наиболее часто ценовой дискриминацией пользуется фирмы, обеспечивающие какие - либо коммунальные услуги. Например, цены на коммунальные услуги для предприятий всегда выше, чем для индивидуального потребителя. Практика ценовой дискриминации также очень широко распространена в различных авиакомпаниях, которые назначают различные цены на один и тот же рейс разным группам пассажиров.
Дифференцируя цены, фирмы увеличивают
свои прибыли за счёт
Обсуждение проблемы
условий дискриминации проводится обычно
в контексте теории монополии, однако
это - не единственная рыночная структура,
в которой встречается такое явление.
Любая фирма, способная назначить цену
на свою продукцию, если она в состоянии
разделить потенциальных покупателей
в зависимости от эластичности предъявляемого
ими спроса, а эти последние в принципе
лишены возможности перепродавать свою
продукцию, рано или поздно сталкиваются
с искушением воспользоваться стратегией
ценовой дискриминации.
Рассмотрим последствия
В процессе написания курсовой работы я рассмотрела, характерные черты чистой монополии и основные виды входных барьеров. Так же рассмотрела суть монопсонии на примере существования монопсонии на рынке труда.
Рассматривая экономические последствия монополии я отметила, что, отношение общества и государства к монополии, как несовершенного конкурента, всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны.
Как сказано выше, монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. В России проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными раннее монополиями.
Изучив
предложенную тему, следует отметить,
что основной отрицательной стороной
монополизации экономики
Мое
мнение по данной работе заключается в
том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия,
которые обеспечат более высокое качество
товара, относительно более низкие цены
и быструю сменяемость ассортимента.
5. В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов «Микроэкономика», Том 1
2005г.