Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их.
В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — важнейшего атрибута рынка.
Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Работа содержит 1 файл

Doc1.doc

— 284.50 Кб (Скачать)

    Власть монопсонии - способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает. Так как такие фирмы  скупают значительную часть всего рыночного предложения соответствующего ресурса, фирма - монопсонист не может приобрести все необходимые ей ресурсы по одинаковой (прежней) цене. Предложение факторов производства фирме - монопсонисту характеризуется восходящей кривой. 

      Кривая предложения в условиях монопсонии будет кривая предложения всей отрасли, а не просто кривая предложения какой-то одной фирмы. Ведь монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой разрозненные производители какой-либо отрасли в целом.

      Если покупатель – один, а продавцов – много, конкуренция развернется, прежде всего, между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции. 

    Объем закупок у монопсониста зависит  от условий предложения отрасли  и соответствующего уровня цены предложения. Зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да, потому что сопротивляться власти монопсониста могут скорее производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя.

    А у производителей скоропортящейся  продукции больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсонистом.

      Монопсония не редко устанавливается  и на рынке труда. На отраслевом  рынке труда при наличии на  нем монопсонии, действует всего  один покупатель услуг труда.  Например, в небольшом городе  единственным работодателем вступает одна имеющаяся в нем фирма. 
 
 
 

    W

          МRCL

      E1 SL(ARCL)

    WE E

   WM   M DL(MRPL) 

    LM       LE L 
 

    Рис.1. Монопсония на рынке труда 

    Кривая  спроса D для монопсониста представляет собой кривую предельного труда в денежном выражении MRP, а кривая предложения труда S – линию средних издержек на ресурс (в данном случае на труд) ARC. У монопсониста предельные издержки MRC растут быстрее по мере увеличения закупок услуг труда, чем средние издержки ресурса, т.е. ARC. Предельные издержки на ресурс растут быстрее его средних издержек. Это происходит, потому что монопсонист, нанимающий дополнительное количество работников, вынужден не только привлекать вновь нанимаемых рабочих более высокой ставкой заработной платы, но и устанавливать эту повышенную ставку и для работников, нанятых ранее. Равновесие на  рынке труда в случае монопсонии определяется точкой пересечения кривых предельных издержек на фактор (MRC) и предельным доходом от продукта используемого фактора (MRP), т.е. точкой E. Проведя от нее вертикаль до кривой S, мы определяем точку M и, соответственно, уровень заработной платы при монопсонии W. Поэтому в отрасли будет нанято меньше работников (на величину L(E)L(M) и по более низкой ставке заработной платы (на величину (W(E)W(M)).

      Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Его можно назвать «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать динамику средних издержек всей отросли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, отражающая совокупность средних издержек различных фирм данной отрасли. 

Р,АС АС 
 
 
 
 
 

     0 Q 

Рис.2. Кривая предложения для монопсониста 

    Кривая  монопсониста – это кривая средних  издержек отрасли (AC). Любая точка, находящаяся на кривой АС, соответствует тому или иному уровню цены предложения монопсониста при закупке им определенного количества товара Q. Цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть и понижающейся, и повышающейся. Следовательно, и предельные издержки приобретения продукции монопсониста перестают быть неизменными.

1.3. Экономические последствия чистой монополии.

 

      Монополии могут быть как приемлемы так  и не приемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях (на предприятиях коммунального обслуживания и в отраслях массового производства) может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. Однако наши выводы относительно происхождения монополии (собственность на сырье, патенты, лицензирование и не честная конкуренция) указывают скорее на нежелательность существования монополии.

        Отношение общества и государства к различным формам  несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике страны.  С одной стороны, монополии могут ограничить выпуск продукции и установить более высокие цены в силу своего монопольного  положения  на рынке,  что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов.  Монополия,  безусловно,  снижает жизненный уровень населения за счет более высоких цен. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере возможности для обеспечения НТП. Дело в том, что монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, т.к. нет конкуренции.

        С другой же стороны,  существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что позволило им  завоевать господствующее положение на рынке (кроме,  однако,  "естественных монополий",  не всегда по праву получающих  доступ  к той или иной деятельности на рынке).  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований и разработок.

        Не следует также забывать  и того, что крупные монополистические  объединения  в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым, сдерживая спад производства и безработицу.

    Однако  мы знаем и то, что индивидуальные производители могут лишь приспосабливаться  к  желаниям покупателя,  которые рыночная система доводит до сведения продавцов. При возникновении монополий  ситуация резко меняется,  когда продавцы могут воздействовать на рынок или  манипулировать  на  нем  ценами  к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. 

        Учитывая двойственный характер  монополистических объединений,  правительства всех стран с капиталистически ориентированной  экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Экономическая модель чистой монополии.

2.1. Монопольный спрос.

Цена

       

      P1

      P2 

              D

      0 Q1       Q 2 Выпуск 

     Рис.3. Кривая спроса

     Кривая спроса на выпуск продукции монопольной фирмы является наклоненной вниз  кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия. Распространенная ошибка тех, кто критикует монополию, заключается в том, что они предполагают, что  спрос на ее продукт является совершенно не эластичным. Потребители всегда отвечают на  повышение цены уменьшением потребных им количеств товара. Например, если местная  электрическая монополия повысит цены, потребители могут сократить использование электричества. Они могут меньше использовать свои кондиционеры, или могут меньше  жечь свет, когда их нет в комнате. Если бы в стране был только один продавец автомобилей, люди все равно продолжали бы реагировать так, что покупали бы больше машин, когда монопольный продавец снизит цены, и меньше, когда цены возрастали.    

      Управляющие  монополией считаются с реакцией потребителей на изменение цены,  когда они принимают решение  по ценам. Они знают, что количество товара, которое они  продадут, зависит  от цены, которую они установят. И  наоборот, они знают, что цена,  которую они могут получить за свой товар, зависит от его количества, которое они предлагают на продажу за любой период времени.    

    Монополист  может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой данный период времени. Раз он выбрал цену, то требуемое  количество товара определяется кривой рыночного спроса.

      Предложение продукции  чистой монополией является рыночным предложением. Спрос на товар монополиста также является рыночным спросом. Теперь легко увидеть, почему монополия не является фирмой, принимающей цену как данное. По мере роста выпуска цена должна упасть, потому что спрос направлен вниз. Сопоставим спрос при монополии с тем, с которым сталкивается конкурентная фирма. Конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет по рыночной цене. Не имеет значения, сколько производит конкурентная фирма, она не может ни повысить, ни понизить своими действиями рыночную цену.

2.2. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

 

    В условия с чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом  товара, не имеющего близких товаров-заменителей. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений  таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать больше товаров. Чтобы понять, для чего монополисту снижать цену сравним некоторые важные признаки совершенной и несовершенной конкуренции.

      При совершенной конкуренции  фирма не в состоянии повлиять  на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком. Отсюда выражение фирма - «ценополучатель». В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

    В случае  несовершенной конкуренции  монополист обладает определенной властью  над ценой. Но – главное монополист сознательно ищет и устанавливает  такой уровень цены, при котором  прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т.е. предполагается, что монополист не в силах ее изменить. Вспомним закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то кривая спроса на его продукцию – это отраслевая кривая спроса. Следовательно, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену. 
 

а) Кривая спроса на продукцию монополиста б) Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия
 
 
 

Цена Цена 

     Р1 

     Р2 
 

     РР

 D

    0 Q1      Q2         Q3  Выпуск                                                Выпуск                  

Информация о работе Монополия