Монополия и конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием успешного развития производительных сил и одновременно результатом этого процесса является, как известно, постоянный рост уровня их обобществления. Действие данного общего экономического закона ведет к непрерывной и все увеличивающейся концентрации и централизации капитала, монополизации производства. Масштабы указанного явления красноречиво характеризуют следующие цифры: в Великобритании, например, одна компания производит свыше 90% продукции черной металлургии и две - 75% компьютеров; во Франции два концерна контролируют почти 100% выпуска автомобилей, а два других - 70% выплавки стали; в Японии пять компаний практически монополизировали все производство ЭВМ; в Италии одна компания производит более 90% автомобилей, а другая - 94% чугуна .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I Монополия и ее характеристика
1.1 Сущность и основные признаки монополии
1.2 Формы и виды монополии
1.3 Олигополия
II Конкуренция и ее характеристика
2.1 Совершенная конкуренция
2.2 Несовершенная конкуренция
2.3 Монополистическая конкуренция
III Монополия и конкуренция и их взаимосвязь
3.1 Модели современного рынка
3.2 Антимонопольное законодательство
и регулирование монополии
3.3 Опыт регулирования монополии в США
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Надзор за соблюдением  антитрестовских законов осуществляется Федеральной торговой комиссией  и Министерством юстиции - единственным органом, имеющим право выдвигать  обвинения в нарушении уголовной  ответственности за несоблюдение Закона Шермана. В этих учреждениях преобладали, как правило, профессионалы- юристы и в последние годы экономисты.

В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были редким явлением, а давление со стороны государства не так  велико. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только 15 “антитрестовских” дел. В последние годы действия, как частных фирм, так и правительства, направленные на выполнение антитрестовских законов стали значительно более энергичными, как это видно из таблицы 5.1.

 

Таблица 5.1.

Антитрестовские судебные процессы

Период

Количество возбужденных дел в судах в среднем за год

 

правительством 

частными фирмами

1941-1945

36

59

1946-1950

51

106

1951-1955

39

209

1956-1960

63

233

1961-1965

69

720

1966-1970

55

654

1971-1975

78

1295

1976-1980

75

1448

1981-1984

112

1155


 

 

В таблице показано, что  усилия и государственных органов  и частных фирм по обеспечению  исполнения антитрестовских законов  резко возросли с начала 1940-х годов. Рост количества дел, возбуждаемых правительством в последние годы, обусловлен главным образом решением администрации Рейгана об усилении судебного преследования за соглашение о поддержании фиксированных цен.

Из табл.5.1 так же видно, что антитрестовская активность частных фирм росла на много быстрее, чем правительственные усилия в этом направлении. Резкий рост частной антитрестовской деятельности в первой половине 1960-х годов отражает тот факт, что около 2200 частных исков о возмещении ущерба были выдвинуты против “Дженерал Электрик” и других фирм, признанных виновными в сговоре с целью установления и поддержания фиксированных цен на электроэнергетическое оборудование в 1950-е годы. Около 400 млн. $ по решению суда было выплачено виновными по этим делам. Недавние частные судебные процессы включали в себя как иски о возмещении ущерба, так и попытки заставить другие фирмы изменить политику.

Антитрестовские законы не могут непосредственно препятствовать тайному сговору в отраслях с  высоким уровнем концентрации. В  этом проявляется слабость антитрестовских  законов с экономической точки зрения.

В 1982 году администрацией Рейгана были выпущены в свет новые  инструктивные документы, содержащие правила, в соответствии с которыми Министерством юстиции и ФТК  должны были приниматься решения  о том, какие слияния будут  оспорены. А поскольку большинство судебных дел о слиянии возбуждается правительством, эти правила имеют довольно большое значение. В новых положениях указывалось, что государство, за редким исключением, не будет препятствовать вертикальному слиянию или образованию конгломератов. Горизонтальное слияние на слабоконцентрированных рынках также объявлялись законными.

О политике Рейгана  в  отношении слияния много спорили. Некоторые утверждают, что эти  меры разумны; другие оспаривают это  на том основании, что правительство  Рейгана обещало не требовать исполнения данного закона.

                                  

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ :

 

Любое крупное предприятие  или группировка склонна воспользоваться  выгодами от своего положения на рынке и тяготеет к установлению диктата цен, рассматривая это как один из эффективных способов экономической политики. Источниками монополии могут быть как крупное, так и среднее предприятие или государство. Не всякий процесс концентрации или централизации ведет к образованию монополий, по сути в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде, но в то же время находит отражение практика монопольного поведения предприятий. Характерными признаками подобного поведения является ограничение действия рыночных механизмов, торможение научно-технического прогресса, удержание необоснованно завышенных цен.

Без повышения уровня конкуренции невозможно осуществлять ни структурные преобразования в  экономике на основе научно-технического прогресса, ни переход к новому качеству экономического роста. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция может быть ограниченной вследствие немногочисленности фирм, их размеров, степени концентрации производства. Но важнее знать, насколько подходят потребителю цены, качество товаров. Конкуренция должна быть прежде всего действенной и эффективной.

Первоначально наибольшую важность имели процессы физического  производства товаров и услуг, но из-за большой синхронизации экономических процессов и "условий игры" на рынке, крупные компании, монопольные объединения не заинтересованы в повышении своей нормы прибыли за счет политики в области цен и объемов производства. Основным фактором способным защитить господствующую позицию компании на рынке становится умение обеспечить координацию работы всех ее подразделений. Компании, которые обладают передовой технологией в области управления и торговли, могут сегодня иметь большую монопольную власть, чем те, которые пока до сих пор контролировали цены и производство.

Нарушение  рыночной  ситуации  провоцирует  предприятия  на  проведение монопольной политики, наносит вред обществу. Следовательно  необходимо участие государства, направленное на создание здоровой рыночной среды. Рынок с его конкуренцией, диверсификация производства и продаж, глубокая интеграция отдельных стран в мировое хозяйство и конечно соответствующая политика государства сдерживают монопольные тенденции в экономике. Сталкивание различных рыночных ситуаций ведет к тесному переплетению конкуренции и монополии и синтезу, формированию новых правил игры на рынке.

Проблемы, связанные с  развитием различных форм конкуренции  неоднозначны, так как реальная жизнь  очень динамична и в ней  существуют не только критерии экономической эффективности, но действуют и политические или социальные факторы. Обществу выгоднее иметь совершенного конкурента, чем монополиста, в то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок. Таким образом, нельзя дать ответ - какая рыночная ситуация "лучше" позволяет обеспечить оптимальные пропорции распределения ресурсов, обеспечить равновесие на рынке, здесь нужно учитывать не только макро- но и микроэкономические факторы, которые оказывают влияние на развитие экономической ситуации в отрасли или экономике, каждый конкретный случай требует особого подхода.

 

 

 

Список литературы

    1. “Курс экономической теории”, Под редакцией Чепурина М. Н., Кисилевой Е. А.- Киров: издательство “Аса”, 1995.
    2. Крупнейшие промышленные и торговые монополии, экономико-статистический справочник, под редакцией А. Н. Покровского.- М.: издательство “Мысль”, 1986.
    3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., “Экономикс: принципы, проблемы и политика”.- Киев: издательство “Хагар- Демос”, 1993.
    4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р., “Экономика”.- М.: издательство “Дело”, 1993.
    5. Симановская М. Л., “Монополии в условиях НТР и интернационализации хозяйственной жизни капиалистических стран”.- М.: издательство МГУ, 1989.
    6. Шемятенков В. Г., “Между стихией и планомерностью: (Как “работает” монополистическая конкуренция)”.- М.: “Мысль”, 1987.
    7. Чемберлин Э. Х., “Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости”.- М.: Изд. иностранной литературы, 1959.
    8. Кротенко Ю. И., “Состояние экономики Молдовы в современных условиях”.- Кишинев: 1995.
    9. Павенский С. Т., “Социально- экономические последствия монополизации производства в Молдове и пути ее преодоления”.- Кишинев: Обзор. информ./МолдНИИТЭИ, 1992.
    10. “Российский экономический журнал”, 1994, №6.
    11. Законы Республики Молдова.- Кишинев, 29 февраля 1992 г.
    12. “Экономическое обозрение”.- Кишинев: “Логос-Пресс”, 1996,  
      №№ 31, 34, 36.
    13. Эдвин Долан, “Микроэкономика”.- С.-Петербург: 1994.
    14. “Политическая экономия”, том 1, под редакцией Василе Некита.- Кишинев: “Штиинца”, 1993.
    15. Портер Майкл, Международная конкуренция, М., Международные отношения, 1993.
    16. Ли Якокк, “Карьера менеджера”.- М.: “Прогресс”, 1991.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Монополия и конкуренция