Монополия, характерные черты, формы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:12, контрольная работа

Описание работы

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли
и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе
лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это
сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия,
охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной
конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в
экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и
искусственные.

Содержание

Монополия, характерные черты, формы и виды………………………..3


2) Эластичность спроса на ресурсы………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

экономическая теория 1.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими  участниками

объединения финансовый контроль.

В 60-х годах  в США и некоторых странах  капитала  появились  и  начали

развиваться   конгломераты,   то   есть    монополистические    объединения,

образованные  путем  поглощения  прибылей  разноотраслевых  предприятий,  не

имеющих технического и производственного единства.

     Сущность и особенности всех видов монополистических  объединений  ярко

проявляются в  целях и характере их поведения.

 

 

  Поскольку монополизм в XX веке предстал как явление весьма «ёмкое»  по

структуре  и  содержанию,  то  сложилось  уже  несколько  подходов   к   его

классификации.

  Из   отечественных   классификаций   наиболее    известной    является

классификация типом монополизма в экономике  А. Лившица. Опираясь  на  анализ

современной  мировой  экономической  теории  и  практики,   Лившиц   считает

правомерным выделить, по меньше мере ,  6  основных  разновидностей  данного

явления:

1) монополизм, вырастающий   из  конкуренции,  базирующийся  на  концентрации

   производства  и капитала;

2) технологические  (или естественные) монополии   и  олигополии,  характерные

   для коммунальных  служб, а также отрасли  металлургии,  электроэнергетики,

   железнодорожного  транспорта и т.д.;

3)   монополизм,   вызываемый   дифференциацией   производимой    однотипной

   продукции;

4)  монополизм  предприятий,  лидирующих  в   тех   или   иных   направлениях

   современного  НТП;

5) естественные  государственные монополии  (типа  монополии  государства  на

   эмиссию   денег,  на  продажу  отдельных   видов  потребительских   товаров

   неэластичного  спроса и т.п.);

6) монополизм, характерный  для административно-командного  типа экономики.

 Монополии  также можно классифицировать  по видам:

1) закрытая монополия.  Она защищена от  конкуренции   с  помощью  юридических

   ограничений.  Примером может служить  монополия   почтовой  службы  США  на

   доставку  почты первым классом. Другими  вариантами возникновения  закрытой

   монополии  является патентная защита, институт  авторских прав;

2) открытая монополия.  В случае открытой монополии фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.  
Такая классификация монополии на две категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии.  

Особый вид  монополии – международные монополии. Экономической  основой

возникновения и развития международных монополий  является  высокая  степень

обобществления   капиталистического   производства   и   интернационализация

хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий.                 Первая – транснациональные монополии. Они национальны  по  капиталу  и

контролю,  но  международны   по   сфере   своей   деятельности.   Например:

американский  концерн  «Стандарт  ойл  оф  Нью-Джерси»,  имеющие  предприятия

более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют  56%  общей  их  суммы,

объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных  мощностей

и сбытовых организаций  швейцарского пищевого концерна «Нестле»  размещена  в

других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.

Вторая разновидность  – собственно международные монополии. Особенность

международных  трестов   и   концернов   –   международное   рассредоточение

акционерного  капитала и многонациональный состав ядра треста  или  концерна.

Например: англо-голландский  химико-пищевой  концерн  «Юнилевер».  Их  число

значительно не велико, поскольку объединение  капитала  разной  национальной

принадлежности   сопряжено    с    большими    сложностями:    различие    в

законодательстве  стран,  двойное  налогообложение,  противодействие  какого-

либо  правительства  и   т.д.   Основные   формы   объединения:   учреждение

монополиями  разных  стран  совместной  компании  в   форме   самостоятельно

существующего  треста  или  концерна;  приобретение  одной  монополией  доли

контрольного  пакета акций иностранной  монополии;  непосредственное  слияние

активов фирм разных стран (слияние де-юре); объединение  компаний  различных

национальностей посредством «квазислияний». Последнее  осуществляется  путем

обмена акциями  между фирмами, сохраняющими юридическую  независимость,  либо

посредством взаимного  назначения администраторов,  либо  через  коллективное

владение  акциями  совместный  компаний.  Слияние  такого  типа  –  наиболее

распространенная  форма образования международных  трестов  и  концернов.  Они

помогают разно-национальным фирмам, объединяющим  оперативную  деятельность,

не только  избежав  двойного  налогообложения,  но  и  сохранить  формальную

самостоятельность,  корпоративную  структуру,   индивидуальные   особенности

производства  и   сбыта,   собственные   торговые   знаки,   прежнее   место

расположения  штаб-квартир   материнских   компаний   и   принадлежность   к

национальному законодательству своей страны.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Эластичность  спроса на ресурсы

Спрос – это  обобщающий термин, описывающий поведение  фактических и потенциальных  покупателей товара. Спрос – это  потребность, выраженная в денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.). «Желание приобрести» здесь означает, что  покупатели действительно имели  бы желание и возможность заплатить  за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как объем  покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых детерминант, включающих доходы покупателей и  их вкусы, накопленное имущество, инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые  товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив.  Есть и другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять, прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.

Эластичность  спроса - изменение спроса на данный товар под влиянием экономических  и социальных факторов, связанных  с изменением цен; спрос может  быть эластичным, если процентное изменение  его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень  снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее  количество продукции.

Однако степень  реакции потребителей на изменение  цены может значительно варьироваться  от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции.

Если небольшие  изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

 

Эластичность  спроса на ресурсы зависит от ряда факторов, среди которых – зависимость  от степени конкурентности товарного  рынка. В этом случае целесообразно  рассмотреть ситуацию формирования спроса при совершенной и несовершенной  конкуренции. 
На товарном рынке спрос на товар для фирмы – совершенного конкурента характеризуется совершенной эластичностью. В этом случае фирма при приобретении производственных ресурсов не подвержена влиянию товарного рынка. Однако, в отличие от товарного рынка, предельный продукт ресурсов при увеличении их вовлекаемого в производство количества сокращается. Поэтому фирме экономически нецелесообразно приобретать разное количество ресурса по одной и той же цене. Степень увеличения спроса при снижении цены на факторном рынке тесно зависит от степени сокращения MRP (при условии, что фирма стремится к минимизации издержек). Учитывая масштабность современного производства, такое сокращение осуществляется небольшими темпами, поэтому кривая спроса на ресурсы в условиях совершенной конкуренции на рынке товаров обычно более эластичная (D1 на рис. 11.7). 
Более сложным является формирование спроса на факторном рынке в условиях несовершенной конкуренции. Это связано с тем, что фирма уже не приспосабливается к ценам товаров, а устанавливает их. Реализация большого количества продукции требует от нее снижения цены. Таким образом, в отличие от рынка совершенной конкуренции MRР для фирмы – несовершенного конкурента постоянно уменьшается. Исходя из того, что фирма покупает ресурсы пока MRP>MRC, найм дополнительной единицы ресурса возможен лишь при увеличении его производительности или снижении его цены. Однако из-за закона убывающей отдачи обычно наблюдается снижение производительности ресурса. Фирме для покупки дополнительной единицы ресурса требуется более значительное снижение ее цены, чем в условиях совершенной конкуренции. В связи с этим спрос на производственные факторы в условиях несовершенной конкуренции на рынке товаров обычно менее эластичен (D2 на рис. 11.7).

 
Рис. 11.7. Спрос на факторы производства фирм – совершенных и несовершенных  конкурентов на товарном рынке. 
 
В то же время, независимо от типа рыночных структур в экономике, на эластичность спроса на рынке производственных ресурсов оказывают влияние следующие факторы. 
1. Скорость изменения предельного продукта фактора в денежном выражении (MRP). В ситуации, когда производительность (отдача) какого-либо ресурса при зафиксированном количестве других ресурсов снижается медленными темпами, фирмы при покупке дополнительных единиц, будут согласны на небольшое снижение цены. Это фактически означает относительно эластичный наклон кривой спроса на данный ресурс. В обратной ситуации, когда отдача каждой дополнительной единицы значительно ниже предыдущей, фирма готова покупать каждую последующую единицу по ценам, снижающимся такими же быстрыми темпами. Поэтому во втором случае речь идет об относительно неэластичной кривой спроса. 
2. Возможность и степень ресурсозамещения. Можно предположить, что существуют технологии, при которых ресурсозамещение невозможно. В этом случае, по аналогии с товарным рынком, спрос на ресурсы неэластичен. При возникновении новых возможностей замещения кривая спроса будет становиться все более эластичной. Возможность и степень ресурсозамещения зависят от вариантов технологий производства товара, на котором специализируется фирма (если речь идет о краткосрочном периоде времени) и от возможности фирмы изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса (в долгосрочном периоде). 
3. Эластичности спроса на продукт. В зависимости от эластичности спроса на товары фирмы более или менее ограничены в своих возможностях изменять величину спроса на ресурсы. Чем более эластичен спрос на товар фирмы, тем более эластичен спрос со стороны данной фирмы на ресурсы, необходимые для производства данного товара.  
4. Доля производственного фактора в общей сумме издержек. Более высокая доля расходов на покупку ресурса в общих издержках делает спрос на него более эластичным. Если же ресурс занимает малую долю в общих затратах фирмы, то спрос на него будет менее эластичным, так как фирма в меньшей степени будет стараться экономить на данном ресурсе. 
Как и на товарных, на факторных рынках спрос может изменяться как при изменении цены, так и под воздействием неценовых факторов. К числу неценовых относят следующие факторы. 
1. Изменения в спросе на товар. Можно утверждать о прямой зависимости таких изменений. Например, повышение спроса на товар приведет к увеличению равновесной цены и величины продаж товара. В свою очередь, это потребует большего количества ресурсов, а значит, спрос на них увеличится. 
2. Изменения в производительности. Изменение производительности ресурса означает изменение его привлекательности для фирмы. Так, неизменность цены производственного фактора (PR) при увеличении MRP увеличивает его взвешенный предельный продукт. И наоборот, неизменность производительности фактора, при увеличении производительности других факторов, делает его менее привлекательным и спрос на него со стороны фирмы сокращается. 
3. Изменение цен на другие ресурсы. Аналогично товарному рынку, взаимосвязи рассматриваются в двух направлениях: для ресурсов-заменителей и ресурсов-дополнителей. В первом случае зависимость изменения цен на другие ресурсы и спроса на рассматриваемый ресурс прямая, во втором – обратная. 

Информация о работе Монополия, характерные черты, формы и виды