Монополия, характерные черты, формы и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:12, контрольная работа

Описание работы

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли
и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе
лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это
сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия,
охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной
конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в
экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и
искусственные.

Содержание

Монополия, характерные черты, формы и виды………………………..3


2) Эластичность спроса на ресурсы………………………………………..10

Список литературы………………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

экономическая теория 1.docx

— 48.80 Кб (Скачать)

ходе национализации промышленности и банков. Советское  государство  частично

использовало  учетные  и  распределительные  органы  монополий  при  создании

органов управления народным хозяйством.

При переходе России к  рынку  вновь  возникли  монополии  и  проблемы,

связанные с  ними.

Монополия (от моно – один и  греч.  poleo  –  продажа)  исключительное

право в определенной области, государства, организации, фирмы.

Монополия –  крупные  хозяйственные  объединения  (картели,  синдикаты,

тресты,  концерны  и  так  далее),  находящиеся  в   частной   собственности

(индивидуальной, групповой или акционерной) и   осуществляющие  контроль  над

отраслями, рынками  и  экономикой  на  основе  высокой  степени  концентрации

производства  и капитала с целью установления монопольных  цен  и  извлечения

монопольных прибылей. Господство в экономике служит  основой  того  влияния,

которое монополии  оказывают на все сферы жизни  страны.

Если  мы  обратили  внимание  на   монополистические   образования   в

промышленном   производстве,   то   это   отдельные   крупные   предприятия,

объединения  предприятий,  хозяйственные  товарищества,  которые  производят

значительное  количество  продукции  определенного  вида,   благодаря   чему

занимают доминирующее положение на рынке;  получают  возможность  влиять  на

процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для  себя цен;  получают

более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования  (монополии)

является  занятие  монопольного  положения.  Последнее  определяется,    как

доминирующее  положение  предпринимателя,  которое  дает   ему   возможность

самостоятельно  или  в  месте  с  другими   предпринимателями   ограничивать

конкуренцию на рынке определенного товара.

Характерными  чертами монополии являются следующие:

1.  Отрасль   состоит  из  одной   фирмы,   которая   является   единственным

   производителем  данного продукта или поставщиком  услуги.

2. Из первого  признака вытекает, что покупатель  должен  приобретать  продукт

   у монополиста  или обходиться без него.  То,  что  не  существует  близких

   заменителей  монополизированного  продукта,  имеет  большое  значение  для

   рекламы.  Впрочем, монополисту часто нет  нужды использовать рекламу.

3. В условиях  монополизированного производства  производитель диктует цену  и

   имеет  возможность манипулировать количеством  предложенного продукта.

4. Существование  монополии предполагает наличие   барьеров  для  появления   в

   отрасли  аналогичных производств, создаваемых  другими производителями. Эти

   барьеры  могут быть экономическими, техническими  или юридическими.

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого  термина

«монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из  этимологии

слова  «моно»  –  один,  «полио»  –  продаю.  В  реальной   действительности

практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке  действовала  бы  одна

единственная   фирма-производитель   товаров,   не   имеющих    субститутов.

Следовательно,  использование  термина  «монополия»,  а  тем  более  «чистая

монополия» является абстракцией. Даже полное отсутствие  конкурентов  внутри

страны не  исключает  их  наличие  за  рубежом.  Поэтому  можно  представить

чистую, абсолютную  монополию  скорее  теоретически.  Для  чистой  монополии

характерно наличие  всего лишь одной  фирмы,  производящей  продукт,  близких

заменителей  которому  нет,  т.е.  уникальный  продукт.  Фирма  осуществляет

значительный  контроль над ценой своего продукта. Регулируя  цену  изменением

предложения продукта, фирма делает всё, чтобы не допустить  новую  фирму   в

отрасль  своей  деятельности,  т.е.  блокирует  свою  отрасль.  Коммерческая

реклама продукта почти не осуществляется.

Не следует  отождествлять чистую  монополию  и  монопольную  (рыночную)

власть. Последнее  означает возможность для фирмы  влиять на цену  и  повышать

экономическую  прибыль,  ограничивая  объем  производства  и  сбыта.   Когда

говорят о степенях монополии  рынка,  обычно  имеют  в  виду  силу  рыночной

власти отдельных  фирм, присутствующих на этом рынке.

Как ведет себя монополист на  рынке?  Он  полностью  контролирует  весь

объем выпуска  товара; если он принимает решение  о  повышении  цены,  то  не

боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,  устанавливающим  более

низкие цены. Но это не означает,  что  он  бесконечно  будет  повышать  цену

своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же как и любая другая фирма, стремится

к получению  высокой прибыли, в ходе принятия  решения  о  цене  продажи  она

учитывает рыночный спрос  и  свои  издержки.  Так  как  монополист  является

единственным   производителем   данной  продукции,  кривая  спроса  на   его

продукцию будет  совпадать с кривой рыночного  спроса,  а  кривая  предельного

дохода лежит  ниже её. Это происходит, потому что  монополист  –  единственный

производитель продукции на рынке и представитель  всей  отрасли,  он,  снижая

цену продукции  для увеличения объема продаж,  вынужден  снижать  её  на  все

единицы продаваемых  товаров, а не только на последующую.

 

Вид монополии  зависит  от  рыночной  структуры  и  формы  конкуренции.

Существуют разные виды монополии,  которые  можно  классифицировать  на  три

основных: естественная, легальная, искусственная.

Естественная  монополия.

Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в  своем

распоряжении  редкие и  свободно  не  воспроизводимые  элементы  производства

(например, редкие  металлы, особые земельные участки  под виноградники).  Сюда

также   относятся   отрасли   инфраструктуры,   имеющие   особо   важное   и

стратегическое  значение  для  всего  общества  (железнодорожный  транспорт,

военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование  естественных  монополий

оправдывается тем, что они дают огромный экономический  выигрыш  от  больших

масштабов  производства.  Здесь  создают  товары  и  меньшими  затратами  по

сравнению с  расходами ресурсов, которые были  бы  на  множестве  аналогичных

фирм.

Легальные  (от  лат.  legalis  –  законный)  монополии  образуются  на

законном основании. К ним можно  причислить  такие  формы  монополистических

организаций:

а) патентная  система. Под патентом подразумевается  свидетельство,  выданное

правительством  страны  гражданину  на  право  исключительного   пользования

сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий  право  на

занятие промыслом, торговлей.

б) авторские  права, согласно которым интеллектуальные собственники  получают

исключительное  право продавать или размножать свои  произведения  в  течении

всей жизни  или какого-то периода;

в)  торговые  знаки  –  специальные  рисунки,  названия,  символы,   которые

позволяют  идентифицировать   (отождествить)   товар,   услугу   или   фирму

(конкурентам  запрещается использовать зарегистрированные  товарные знаки).

Искусственные монополии.

Под этим условным  названием  (которое  отделяет  эти  организации  от

естественных  монополий) имеются в виду объединения  предприятий,  создаваемые

ради получения  монополистических выгод. Эти монополии  преднамеренно  меняют

структуру рынка:

а) создают барьеры  для вхождения на отраслевой рынок  новых фирм;

б)   ограничивают   аутсайдерам   (предприятиям,   которые   не   вошли    в

монополистические объединения) доступ к источникам сырья  и энергоносителям;

в)  создают  очень  высокий  (по  сравнению  с   новыми   фирмами)   уровень

технологии;

г) применяют  более крупный капитал (дающий больший  эффект от роста  масштаба

производства);

д) «забивают» новые  фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм. Простейшие формы

– картели и  синдикаты.

Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли  промышленности,  в

котором его  участники сохраняют свою собственность  на  средства  и  продукты

производства, а  созданные изделия сами продают  на  рынке,  договариваясь  о

квоте  –  доле  каждого  в  общем  выпуске  продукции,  о  продажных  ценах,

распределением  рынков и др.

Синдикат –  объединение  ряда  предприятий,  изготовляющих  однородную

продукцию;  здесь  собственность  на  материальные  условия   хозяйствования

сохраняются за участниками объединения, а готовая  продукция  сбывается  как

общее достояние  через созданную для этого  контору.

Более сложные  формы  монополистических  объединений  возникают  тогда,

когда процесс  монополизации распространяется и  на  сферу  производства.  На

этой  основе  появляется  такая  более   высокая   форма   монополистических

объединений как  трест.

 Трест –  это объединение ряда предприятий  одной или нескольких отраслей

промышленности,  участники  которого  теряют   собственность   на   средства

производства  и  произведенный  продукт  (производственную  и   коммерческую

самостоятельность).  То  есть  объединяется  производство,  сбыт,   финансы,

управление,  а  на  сумму   вложенного   капитала   собственники   отдельных

предприятий получают акции треста, которые дают им право  принимать  участие

в управлении и  присваивать соответствующую часть  прибыли треста.

  Многоотраслевой  концерн  –  это  объединение   десятков  и  даже  сотен

предприятий  различных  отраслей   промышленности,   транспорта,   торговли,

участники  которого  теряют  собственность  на   средства   производства   и

Информация о работе Монополия, характерные черты, формы и виды