Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:35, курсовая работа
Цель работы – дать развёрнутую характеристику монополистическим союзам и определить их роль в рыночной экономике, т.е. выявить положительные и отрицательные стороны таких образований. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины появления и развития монополистических тенденций, и что является предпосылками возникновения таких объединений, каковы особенности ценообразования и как монополизм влияет на рыночную экономику.
Введение 3
1. Понятие монополии 4
1.1 Определение монополии 4
1.2 Барьеры, защищающие монопольный рынок 4
2. Монополистические союзы 7
2.1 Предпосылки возникновения монополистических объединений 7
2.2 Причины появления и развития монополистических тенденций 7
2.3 Искусственная монополия 8
2.4 Монопольная цена 12
2.5 “Плюсы и минусы” монополистических объединений 15
3. Антимонопольное регулирование 17
3.1 Антимонопольная политика 17
3.2 Государственный контроль за конкуренцией в Узбекистане 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26
Таблица 2.5
Основные “плюсы” и “минусы” монополий
в определённых отраслях нерациональное распределение
более эффективна
больше средств и стимулов усиление неравенства
к развитию НТП
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
3.1 Антимонопольная политика.
Действие рыночной конкуренции, свободного
рынка неизбежно порождает
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство.
Антимонопольная политика — это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.
Можно выделить три направления антимонопольной политики.
Во-первых, борьба с монополизацией. В США рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит «необычные» товары или услуги, является
новатором, и при многих других обстоятельствах.
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм,
манипулирование ставками на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
3) принудительное разделение
крупнейших фирм-монополистов
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;
5) введение в особо
сложных случаях (чаще всего
это относится к естественным
монополиям) прямого государственного
контроля за ценами и
6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).
На исходе XIX столетия
в США как снежный ком
американские тресты. Правительство, прежде почти не вмешивавшееся в свободную игру конкурентных сил, было поставлено перед необходимостью,
защитить свободное предпринима
В 1890 г. 51-й конгресс США
принимает закон Шермана - первый
федеральный законодательный
Этот акт изобиловал весьма туманными, поверхностными формулировками. Неудачно были определены даже основные понятия, такие как "трест", "монополизация или попытка монополизации", "монополистическое объединение", "ограничение торговли". Неопределенность оставляла многочисленные лазейки, что было на руку трестам (на основании этого закона удалось разукрупнить всего лишь два могущественных треста - "Стандарт Ойл", контролировавший 90% мощности нефтеперегонных заводов, и "Америкэн тобэкко", на долю которого приходилось 3/4 рынка табачных изделий).
Столь низкая результативность имела еще одну и, по-видимому, более существенную причину. Дело в том, что острие антитрестовского законодательства с самого начала было направлено не против крупного производства, крупной компании вообще, а против компании, монополизировавшей рынок средствами ограничительной практики. Такими средствами могут быть захват ресурсов (сырья, энергоносителей и т.д.) и каналов реализации; слияния и поглощения компаний; соглашения между компаниями с целью раздела рынка. Используя подобные средства, компания может изолировать область своей деятельности от конкурентов, и только в этом случае она будет рассматриваться как монополия.
Монополизация рынка оборачивается тем, что в такой компании утрачивается интерес к нововведениям, создаются предпосылки для застойных
явлений и расцвета бюрократии и, как следствие, падает эффективность производства. Вот против этого и направлены антитрестовские законы. Если же компания, какой бы большой она ни была, гарантирует экономическую эффективность, то к ней эти законы имеют весьма отдаленное отношение. Со
временем такие компании вообще перестали рассматриваться правительственными органами как антипод конкуренции и экономической эффективности.
Время внесло коррективы и в трактовку вопроса о том, какая рыночная
структура является конкурентной, а, следовательно, и эффективной. Когда речь шла о разукрупнении трестов, то полагали, что таковой можно считать структуру рынка, тяготеющую к модели совершенной конкуренции. Впоследствии ей на смену пришла модель олигополии, что было продиктовано новыми задачами антитрестовского законодательства - поддерживать надлежащий уровень конкуренции между контролирующими рынок крупными корпорациями.
Но предотвратить
Осуществление антимонопольных действий со стороны государства в тактическом плане возможно двумя путями:
Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений,
первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.
Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий
по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.
Можно сказать, что антимонопольная
политика и антимонопольное
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением
инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.
Для проведения антимонопольной политики
государство создает
монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут
заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае
налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.
В целом антимонопольное законодательство способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.
В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.
Государственный контроль над конкуренцией в Узбекистане регулируется Законом Республики Узбекистан от 27.12.1996 г. N 355-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Настоящий
Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения,
ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, направлен на обеспечение условий для формирования и эффективного функционирования конкурентных отношений на товарных рынках. Для этой цели создан государственный антимонопольный орган.
Основными задачами и направлениями деятельности государственного антимонопольного органа являются:
законодательства и законодательства о защите прав потребителей;
Информация о работе Монополистические объединения и их роль в экономике