Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:35, курсовая работа
Цель работы – дать развёрнутую характеристику монополистическим союзам и определить их роль в рыночной экономике, т.е. выявить положительные и отрицательные стороны таких образований. Для всестороннего и детального рассмотрения этой темы необходимо иметь представление о том, каковы основные причины появления и развития монополистических тенденций, и что является предпосылками возникновения таких объединений, каковы особенности ценообразования и как монополизм влияет на рыночную экономику.
Введение 3
1. Понятие монополии 4
1.1 Определение монополии 4
1.2 Барьеры, защищающие монопольный рынок 4
2. Монополистические союзы 7
2.1 Предпосылки возникновения монополистических объединений 7
2.2 Причины появления и развития монополистических тенденций 7
2.3 Искусственная монополия 8
2.4 Монопольная цена 12
2.5 “Плюсы и минусы” монополистических объединений 15
3. Антимонопольное регулирование 17
3.1 Антимонопольная политика 17
3.2 Государственный контроль за конкуренцией в Узбекистане 22
Заключение 24
Список используемой литературы 26
КАРТЕЛЬ представляет собой соглашение нескольких предприятий о разделе рынков, то есть устанавливающее для всех участников цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничение рынков сбыта и производные квоты1 (кто и сколько производит) каждого участника в общем, объёме производства и сбыта. Его целью является повышение цен (сверх конкурентного уровня), но не ограничение производственной и снабженческо-сбытовой деятельности. Картель редко контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнёров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создаёт условия для захвата части рынка. Ещё один способ скрытого установления монопольных цен – так называемое ЛИДЕРСТВО В ЦЕНАХ. Суть его в том, что, когда ведущая в данной отрасли фирма предпринимает нужное изменение цен, другие фирмы “молчаливо” следуют за ней.
Картельная форма монополистических объединений получила наиболее широкое распространение в Германии. Число картелей здесь увеличилось с 300 в 1900 г. до 2200 в 1943 г.; Ярким примером картеля международного масштаба может служить организация стран-экспортёров нефти – ОПЕК. Особенно успешно (для себя) она действовала в 70-х годах. Договариваясь о количестве производимой продукции и ценах, страны ОПЕК господствовали на мировом рынке нефти.
Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и другие ценовые “хитрости”. Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (принтер и краска к нему) устанавливается “система связанных цен”. На принтер цена не велика, а на краску завышена.
Картельные соглашения,
где они запрещены, часто
СИНДИКАТ - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности. В картеле каждый участник объединения самостоятельно реализует свою продукцию по установленной картелем цене. В синдикате предусматривается сдача всей продукции синдикату, которые реализует ее через свои сбытовые организации. Синдикаты, как форма монополистических объединений, получили широкое развитие в России до октября 1917 г. Одной из первых была создана Продамета, официально называвшаяся Обществом по продаже изделий русских металлических заводов. Общество объединяло более 20% металлообрабатывающих заводов, производивших 80% всей продукции отрасли. Затем организовались Кровля, Трубопродажа, Гвоздь, Проволока, Продвагон, Медь, Продуголь и др. Возникали синдикаты и в легкой промышленности, хотя и меньше.
ТРЕСТ - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их
самостоятельности, как в коммерческом, так и в производственном отношениях.
При организации треста
все входящие в его состав предприятия
переходят в собственность
реализует продукцию входящих в него предприятий, но и полностью распоряжается ими. Такие сверхмонополии были типичны для экономики СССР. К примеру, знаменитый Аэрофлот, городские объединения (бытовых услуг, хлебторги и т. п.). Все они господствовали над потребителями. Таким образом, тресты – самое сильное и антиобщественное проявление монополизма. Не случайно в большинстве стран мира они запрещены законом.
КОМБИНАТЫ. Наряду с трестами, объединяющими предприятия одной и той же отрасли промышленности (нефтяные, сахарные, табачные тресты), существуют и комбинаты, которые объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую, машиностроительную. Комбинаты имеют некоторые преимущества по сравнению с другими видами объединений. Поскольку они включают в свой состав предприятия различных отраслей промышленности, то это обеспечивает им более устойчивые доходы. Цены на одни товары могут падать, на другие могут повышаться. И размер получаемой прибыли может оставаться постоянным. В пределах комбината сырье и полуфабрикаты непосредственно переходят из одних предприятий в другие, что сокращает издержки комбината и увеличивает его прибыль. Комбинаты проявляют большую устойчивость во время кризисов.
КОРНЕР – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.
Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен.
Добившись этого, участники корнера спустя год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.
Иногда среди монополистов
могут оказаться и так
КОНЦЕРН1 представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путем установления единого финансового контроля - ХОЛДИНГА2 через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений. От других форм монополистических объединений концерны отличаются следующими двумя особенностями:
1) они включают в
свой состав не только
2) образование концерна происходит не путем соглашения между отдельными предприятиями об ограничении или утрате их самостоятельности, а путем скупки предпринимателями акций многих предприятий. В результате эти предприятия, хотя и сохраняют свою юридическую самостоятельность, экономически попадают под контроль этих крупнейших предпринимателей.
Например, германский концерн “Рейнише штальверке” в конце 50-х годов XX в. контролировал 113 компаний в металлургической, металлообрабатывающей, машиностроительной, судостроительной, химической промышленности с совокупным капиталом около 848 млн. марок. Итальянский концерн “Фиат” охватывает 150 компаний автомобильной, авиационной, машиностроительной и других отраслей; его активы составили в 1964 г. 1,3 млрд. долларов а на его предприятиях было занято 124 тыс. человек.
Многие концерны опираются на густую сеть мелких и средних предприятий и добиваются высокой эффективности за счёт гибкого маневрирования капиталами и направления их в наиболее доходные отрасли экономики.
2.4 Монопольная цена.
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических
образований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены — монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней или нижней в зависимости от того, кто ее формирует - монополист или монопсонист. В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему части продукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную "дань", которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
Структура монопольной цены может быть представлена формулой:
Рмон.= Р1 + Р2+РЗ, где
Р1 - средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;
Р2 - обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;
РЗ - монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать товар или услугу и которая содержит в себе максимальную РЗ. Однако, как показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате "ломают" монополию.
Следует учитывать и
то, что монополия может
но не спрос. Даже она вынуждена учитывать реакцию покупателей на увеличение
цен. Монополизировать можно только товар, на который существует неэластичный спрос. Но и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить
объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Принимая решения об установлении объема выпуска и цены на свою продукцию, ориентирующаяся на максимизацию прибыли фирма-монополист действует следующим образом: уравнивая свои предельные издержки и предельную выручку, она определяет количество товара Qm, которое будет производить, а затем через обратную функцию рыночного спроса P(Q) определяет цену Pm (см. рис. 2.4).
Рис.2.4
В данном случае монополист продает однородный товар по единой для всех покупателей цене Pm. Хотя при господстве на рынке монополии благосостояние покупателей ухудшается по сравнению с рынком совершенной конкуренции
(Pm > Pе, Qm < Qе), им все же остаётся некий потребительский излишек
(площадь треугольника ACPmE). Обладающая монопольной властью (Pm > MC(Qm)) и являющаяся price– maker фирма-монополист может при помощи
различных способов попытаться
захватить часть
2.5 «Плюсы и минусы» монополистических объединений.
Положительные стороны монополистических объединений проявляются в двух главных пунктах (табл. 2.5). Во-первых, в определённых отраслях они более эффективны и дают ЭКОНОМИЮ ЗАТРАТ. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у монополистов и олигополистов БОЛЬШЕ СРЕДСТВ и СТИМУЛОВ для развития НТП.
Дело в том, что малые фирмы обычно стеснены в финансах и озабочены текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от нововведений. Так же новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от новшеств достаётся их авторам.
Отрицательные черты: 1) НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство и поднимают цены. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующей в условиях конкуренции. 2)УСИЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА ДОХОДОВ в обществе также связано с монопольно завышенными ценами и сверхприбылями, ибо получение последних означает относительное уменьшение доходов остальной части населения. 3) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЗАСТОЙ И ТОРМОЖЕНИЕ НТП. Монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к совершенствованию производства, повышению его эффективности, улучшению качества продукции. Кроме того, они заинтересованы в полном физическом использовании
работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым
моральным износом. 4) ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ.
Экономическая власть позволяет монополистам активно влиять на политику в своих интересах. Финансируя политические партии и предвыборные кампании,
они проводят в парламенты и правительства своих людей, добиваются принятия нужных решений, получают выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии1 и
другие привилегии, ущемляя права и интересы других людей.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и, захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.
Информация о работе Монополистические объединения и их роль в экономике