Монополии их формы и роль в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.1 ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИИ…………………………6

1.2. Формы и виды монополий…………………………………………….10

1.3. Антимонопольное регулирование…………………………………….18

2.1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ…………………………21

3.1 ВЛИЯНИЕ МОНОЛИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Макроэкономика.docx

— 69.41 Кб (Скачать)

      В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных  монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные  с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал  на основе сращивания монополий с  государственными органами.

      Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учётные и распределительные  органы монополий при создании органов  управления народным хозяйством. При  переходе России к рынку вновь  возникли монополии и проблемы связанные  с ними.

      Таким образом, за свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что монополия – это экономическое зло. Появление монополий нарушает нормальную работу рыночных механизмов, а это вредно для интересов нации в целом. И потому большинство стран мира постепенно пришло к пониманию необходимости борьбы с монополией.

1.3 Антимонопольное регулирование

 

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются  сразу, и это особенно ощущают  широкие слои населения. Существование  монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует  государственной защиты потребителей от деятельности монополистов. Ведь одной  из важнейших функции государства  является создание условий для нормального  функционирования рынка.

      Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные  службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные  законодательством за нарушение  антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения  антимонопольной службы должны подлежать  проверке государственными судами.

Первая попытка  создания антимонопольного законодательства в России предпринималась еще  в 1908 г. За образец был взят действовавший  в США закон Шермана. Однако организации  российских предпринимателей встретили  проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Проблема монополий  в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в  Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены  устои государственного монополизма, характер монополизации, структура  рынков претерпели изменения. По отдельным  товарным группам удалось ликвидировать  дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

      В России на сегодняшний день наблюдается  очень высокая степень монополизации  рынка. Так, в машиностроении 85% крупных  предприятий являются полными монополистами  в производстве некоторых видов  продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался «сверху» государством. Поэтому демонополизация  является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции  между предприятиями.

Правительству России приходится постоянно действовать  по принципу «шаг вперед — два назад»: то открывать внутренний рынок для  поставок зарубежных товаров, чтобы  усмирить отечественных монополистов, то снова «прикрывать дверь», чтобы  не допустить полной гибели отечественной  промышленности.

      Именно  из-за этого, например, в России за последние  годы так часто менялись условия  ввоза иностранных легковых автомобилей, конкурирующих с отечественными «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами». Правительство то повышало государственные  пошлины на импорт машин, то снижало  их, что соответственно вызывало относительное  удорожание или удешевление иномарок по сравнению с продукцией отечественного автомобилестроения.

      Юридическая основа для борьбы с монополиями  и недобросовестной конкуренцией появилась  в России только в 1991 г., когда был  принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

       Сейчас  в России действует Федеральный  закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке  ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке  иных финансовых услуг (далее - рынок  финансовых услуг) и связанные с  защитой конкуренции на рынке  финансовых услуг. Настоящий Федеральный  закон применяется также в  случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и   на рынке финансовых услуг».

      Таким образом, проблема монополий в России не решена, и быстрого ее решения в короткий срок не предвидится.

 

      

2.1 АНТИМОНОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ.

Проблема  необходимости государственного регулирования  естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен  на производимую ими продукцию уже  оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять  большее внимание проблемам регулирования  естественных монополий не столько  в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.

     Первый  проект Закона «О естественных монополиях»  был подготовлен сотрудниками Российского  центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и  зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и  компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»  и др.). Против проекта выступили  многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. Уже в августе  правительство направило согласованный  со всеми заинтересованными министерствами проект Закона в Госдуму.

     Первое  чтение Закона в Госдуме (январь 1995 г.) не вызвало продолжительных дискуссий. Основные проблемы возникали на парламентских  слушаниях и на встречах в комитетах  Госдумы, где представители отраслей вновь делали попытки изменить содержание или даже препятствовать принятию проекта. Обсуждались многочисленные вопросы: о правомерности предоставления органам регулирования права  контролировать инвестиционную деятельность компаний; о границах регулирования - правомерности регулирования видов  деятельности, которые не относятся  к естественным монополиям, но связаны  с регулируемыми видами деятельности; о возможности сохранения функций регулирования у отраслевых министерств и т.д.

     В начале февраля в Госдуму поступило  письмо Президента РФ, в котором  предлагалось приостановить рассмотрение проекта Закона и наряду с другими  содержалось обвинение в несоответствии проекта программе дальнейшей либерализации  экономики. Однако уже в конце  февраля был опубликован Указ Президента N220 «О некоторых мерах  по государственному регулированию  естественных монополий в Российской Федерации». В нем правительству  предписывалось в месячный срок представить  предложения о создании Федеральной  службы по регулированию естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Федеральной службы по регулированию  естественных монополий на транспорте, Федеральной службы по регулированию  естественных монополий в области  связи. Практически одновременное  появление письма президента и его  Указа показывает, насколько мощным было лоббирование сил, обладавших противоположными интересами.

     В апреле Госдума приняла Закон, и  он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись на наличие  в нем противоречий с действующим  законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне-июле работала согласительная комиссия Госдумы и  президентского аппарата. После этого  Госдума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августа Президент подписал Закон. Это стало возможным благодаря  широкой летней кампании, которую  развернули средства массовой информации против злоупотреблений, допускаемых  естественными монополиями. Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность  улучшить состояние госбюджета в  результате увеличения налогообложения  РАО «Газпром» и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда  и т.п.

     По  Закону «О естественных монополиях», сфера  регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и  аэропортов, услуги общедоступной и  почтовой связи.

     Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение  потребителей для обязательного  обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования  также вменяется в обязанность  контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в  аренду имущества.

     Зарубежные  опыт регулирования показывает, что  главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов  государственного управления, так и  от регулируемых ими хозяйственных  субъектов, а также согласованность  интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит  им возможность принимать политически  непопулярные решения.

     В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут  обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные  на продолжительный срок, не могли  быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами  правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной  редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что  ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени  защищенных от влияния различных  политических сил.

     К 1995 г. была сформирована только одна система  регулирующих органов, действовавшая  вне рамок отраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии, созданные  в 1992 г. для регулирования тарифов  на электро- и теплоэнергию. Контроль над другими естественными монополиями  осуществлялся соответствующими министерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС  получило разрешение ежемесячно индексировать  тарифы на перевозки с учетом роста  цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями. Минэкономики и  Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансового состояния  отрасли.

     Тем не менее, даже в электроэнергетике  до 1995 г. не были зафиксированы правовые основы регулирования. Государственный  контроль за хозяйственной деятельностью  естественных монополий был значительно  ослаблен в связи с преобразованием  многих предприятий в акционерные  общества, где начали доминировать отраслевые интересы. При этом федеральное  правительство, сохранив контрольные  пакеты акций в своих руках, недостаточно активно включилось в механизм корпоративно-акционерного управления.

     Упрощенные  схемы государственного регулирования  естественных монополий, основанные на индексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкой обоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистам легко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганы регулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная  энергетическая комиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения  являлись: отсутствие необходимой законодательной  базы; неопределенность статуса регулирующих органов, их зависимость как от правительства  и министерств, так и от регулируемых субъектов; недостаток финансовых средств  и квалифицированных кадров.

Многие  дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России по фактам нарушений  Закона РФ «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны  с действиями предприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаи завышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей, включения в договоры дополнительных условий (участие в строительстве  производственных объектов, передача жилых помещений, предоставление материальных ресурсов).

     К январю 1996 г. были приняты три указа  Президента о создании государственных  служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле были опубликованы постановления  правительства о создании регулирующих органов, в частности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая был назначен руководитель только одной службы - Федеральной  энергетической комиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетики является компромиссом правительства с регулируемыми  субъектами.[6,c.95]

Информация о работе Монополии их формы и роль в Российской экономике