Монополии их формы и роль в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.1 ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИИ…………………………6

1.2. Формы и виды монополий…………………………………………….10

1.3. Антимонопольное регулирование…………………………………….18

2.1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ…………………………21

3.1 ВЛИЯНИЕ МОНОЛИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...41

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Макроэкономика.docx

— 69.41 Кб (Скачать)
 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине: Экономическая теория (Макроэкономика)

на  тему: Монополии их формы и роль в Российской экономике 
 
 
 

Руководитель:                                              Карпухов Валерий Игнатьевич

                                                                               доцент э. н. 

                                          (подпись)                                           
 
 

Исполнитель:                                                   Грязнова Вероника Валерьевна

                                        (подпись)                                               
 

Москва, 2010г. 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3

1.1 ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ  МОНОПОЛИИ…………………………6

1.2. Формы и виды монополий…………………………………………….10

1.3. Антимонопольное  регулирование…………………………………….18

2.1 АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РФ…………………………21

3.1 ВЛИЯНИЕ МОНОЛИЙ  НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Нынешний  мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в свою очередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и, соответственно, конкуренция  не одинаковы.

На рынке  совершенной конкуренции имеется  много продавцов и покупателей, а поэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказывает  значительного влияния на цену. Большинство  сельскохозяйственных рынков близки к  рынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу, которую  покупают тысячи покупателей. В итоге  ни один фермер и ни один покупатель не могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.

Многие  другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматривать их как рынки  совершенной конкуренции. Мировой  рынок меди, например, имеет несколько  десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один из поставщиков  выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.

Кроме рынков совершенной конкуренции  существуют рынки несовершенной  конкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция  может существовать в условиях монополии, олигополии, монопсонии. На понятии  «монополия» мы и попробуем заострить  внимание в нашей работе.

Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит  от взвешенной, выверенной системы  регулирования государством монопольных  процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

     Особое  внимание следует уделить Главе  четыре: Влияние монополии на экономическую  безопасность государства.

 

1.1 ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИИ.

Новейшая  история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец XIX века в экономической  истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность  явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

      Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны  с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для  функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

      Необходимо  определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные  крупные предприятия, объединения  предприятий или же хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного  вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности  влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более  высокие (монопольные) прибыли.

      Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение  предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

      Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

      Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка, абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

      Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Трудно себе представить ситуацию, когда конкуренция  полностью отсутствует. Даже «Газпром»  контролирует не 100%, а 98% производства газа в России. Хотя на более замкнутых  рынках, к примеру, в маленьком  городке, мы можем наблюдать явление  чистой монополии. Например, в таком  городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких  монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

  1. монополист является единственным производителем данного товара;
  2. продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
  3. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
  4. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

      К стати сказать, еще Адам Смит писал  о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

      Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя  и покупателя. По сути дела, на таком  рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать  за товары.

      Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия  на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его  внешнего вида, расширение диапазона  предлагаемых услуг и дифференциацию.

      Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения  неизбежно привлекает в отрасль  новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между  монополией и аутсайдерами.

      Барьеры, защищающие монопольный рынок.

      Оказывается, что захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. Барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

      Барьер  для входа в отрасль – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы.

      Типы  барьеров, препятствующих проникновению  новых фирм на монополизированные рынки:

      1. Юридические барьеры. Самыми первыми формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название «государственных монополий». Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д. Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

      Патенты и авторские права. Патенты и  авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так  далее исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений  и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты  и авторские права выдаются на определённый срок. После истечения  срока действия патента барьер для  входа на рынок исчезает.

      2. Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

      3. Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

Следует подвести итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистой монополии и добавив некоторые новые.

1.Монополист – единственный продавец продукции.

2. Продукция  – уникальна, т. е. не имеет  близких заменителей.

3. Монополист  устанавливает цену (price-maker).

4. Цена в рамках  монополии всегда выше предельного  дохода (MR).

5. Существуют  непреодолимые барьеры для вступления  в отрасль.

      Таким образом, в условиях монополии отсутствует конкуренция, нарушается рыночное равновесие, снижается эффективность производства и рынка.

Информация о работе Монополии их формы и роль в Российской экономике