Монетарная политика и ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование механизма монетарной политики РФ.
Осуществление назначенной цели требует решения следующих задач:
 выявить цели денежно-кредитной политики;
 исследовать инструменты денежно кредитной-политики;
 рассмотреть механизм проведения Центральным банком монетарной политики;
 выяснить особенности проведения денежно-кредитной политики в России;
 рассмотреть перспективы использования монетарной политики.
В работе рассмотрены основные вопросы денежно-кредитной политики: какими методами и инструментами пользуется Банк России в настоящее время, их преимущества и недостатки, макроэкономические результаты кредитно-денежной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Теоретические основы монетарной политики………………………………..4
1.1Монетарная политика и ее цели и инструменты……………………………4
1.2 Внешние и внутренние условия проведения монетарной политики и обоснование ее целей…………………………………………………………..…16
2.Характеристика состояния и динамика развития монетарной политики в РФ…………………………………………………………………………………18
3. Способы устранения действия негативных тенденций в развитии монетарной политики РФ……………………………………………………….23
Заключение…………………………………………..…………………………...30
Список использованной литературы……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

готовый курсач.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

Оценка успешности монетарной политики зависит от выбора критериев. Главным из них выступает соответствие монетарной политики целям, задаваемым государством и обществом. При этом Минфин и ЦБ считают основной (главной) целью денежно-кредитной политики, а следовательно, и критерием ее успешности достижение низкой инфляции. С правовой точки зрения их позиция противоречит Закону о ЦБ (см. табл. 2). Основную его функцию, равно как и первую основную цель, нельзя сводить к подавлению инфляции. 

 

Таблица 2  - Цели монетарных властей

Минфин и ЦБ

Законодательство

* Последовательное снижение темпов инфляции до 3% (главная, или основная, цель)

* Сглаживание колебаний валютного курса вокруг тренда

* Конституция РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ

* Согласно Закону "О Банке России", целями его деятельности являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление банковской системы;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы


 

Тем не менее в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и на период 2010 и 2011 годов" в качестве основной задачи (а также цели и целевого ориентира) этой политики постулируется последовательное снижение инфляции. Для ее решения ЦБ намерен применять и развивать такие элементы режима инфляционного таргетирования, как приоритет цели по снижению инфляции над другими целями и среднесрочный характер ее установления, для чего потребуется переход к режиму свободно плавающего валютного курса. Это предполагает отказ от активного противодействия чрезмерному укреплению рубля путем проведения ЦБ интервенций на внутреннем валютном рынке.7 

 


2.Характеристика состояния и динамика развития монетарной политики в РФ

 

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и отмечает следующее.

Прогнозы развития денежно-кредитной сферы в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов построены Банком России на основе четырех вариантов прогнозируемых цен на российскую нефть сорта «Юралс». При этом Комитет отмечает, что прогноз Банка России наряду с тремя оптимистичными вариантами, содержит и пессимистичный сценарий, предусматривающий снижение цены на нефть сорта «Юралс» до 45 долларов США.

Главной целью денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов остается последовательное снижение инфляции. Так, в документе определен целевой количественный ориентир ограничения прироста потребительских цен в пределах: в 2010 году – 9,0 – 10,0% (на 2009 год – 7,0 – 8,5%), в 2011 году – 7,0 – 8,0%, в 2012 году – 5,0 – 7,0%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции в 2010 году 8,5–9,5% (в 2009 году – 6,2–8,0%), в 2011 году – 6,5 – 7,5%, а в 2012 году – 4,5–6,5%. При этом действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Кроме этого, по прогнозу Банка России, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обуславливать неопределенность курсовой динамики.

Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов развития экономики, оцениваются Банком России в 2010 году на уровне 8,0 – 17,0% (в 2009 году – на уровне 14,0 – 22,0%), в 2011 году – 11,0 – 19,0%, в 2012 году – 13,0 – 19,0%. Иными словами, прогноз Банка России предполагает последовательное увеличение темпов прироста денежной базы.

Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно – последовательное снижение темпов его прироста. Так, прирост валютных резервов в 2010 году составит от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2009 году – от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), соответственно по 2,3 и 4 варианту прогноза, в 2011 году – от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2012 году – от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США, соответственно по всем вариантам прогноза (в зависимости от уровня цен на энергоносители). Вместе с тем, Банк России предусматривает возможное снижение в 2010 году валютных резервов на 8,0 млрд. долларов США по первому варианту прогноза9.

По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В предыдущие годы Банку России практически не удавалось выдерживать прогнозные ориентиры по уровню инфляции исключительно существующими инструментами денежно-кредитной политики. Комитет отмечает, что инфляция в России определяется не только монетарными факторами, но и зависит как от ценовой и тарифной политики, так и от комплекса внешнеэкономических условий, в том числе от монополизма отдельных стран, доминирования одной мировой резервной валюты, неустойчивости мировой финансовой системы, ценовой динамики на мировых товарных рынках. Кроме того, неразвитость конкурентной среды, стратегических кредитных инструментов и сегментированность экономики оказывают значительное повышающее давление на инфляционные процессы9.

В результате этого по итогам 2009 года уровень инфляции может превысить принятые в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год целевые ориентиры ограничения роста потребительских цен, установленные на уровне 7,0–8,5%. Так, только в январе-октябре 2009 года уровень инфляции составил 8,1%, причем опережающими темпами росли цены на непродовольственные товары и услуги. Банк России прогнозирует, что целевой ориентир по инфляции, установленный в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год будет превышен и может составить менее 11%.

Банк России в среднесрочной перспективе предполагает осуществлять постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования в контексте перехода к режиму свободно плавающего валютного курса. Комитет считает необходимым подчеркнуть, что в условиях нестабильности на мировых финансовых рынках переход к подобному режиму валютного курса может привести к резкому увеличению степени его волатильности, в том числе и вследствие воздействия непрогнозируемых факторов внешней среды и спекулятивных ожиданий участников валютного рынка. В этой связи, по мнению Комитета, является целесообразным более аккуратное и точное использование механизма валютных интервенций для поддержания равновесия спроса и предложения на компоненты бивалютной корзины в целях недопущения как чрезмерного укрепления, так и чрезмерного ослабления рубля.

Комитет считает, что одной из причин высокого уровня инфляции и роста цен в российской экономике как общей тенденции (при наличии отдельных, как правило, конъюнктурных периодов замедления темпов их прироста) является недостаточно активная политика Банка России по развитию российской банковской системы, укреплению ее ресурсной базы и созданию условий для долгосрочного кредитования реального сектора экономики.

Закономерным является и то обстоятельство, что при наблюдаемой в текущем году нестабильности на мировых финансовых рынках повысилась заинтересованность российских кредитных организаций в использовании инструментов рефинансирования Банка России. Однако процентная политика Банка России еще не оказывает решающего воздействия на реальный процесс формирования кредитного режима в российской экономике.

В связи с этим Комитет считает, что, несмотря на достигнутые в последние годы позитивные результаты в сфере кредитования, Банк России недостаточно активно применяет ставку рефинансирования в качестве главного инструмента регулирования денежного предложения (как это имеет место в развитых экономиках). Сложившуюся ситуацию, при которой имеет место значительный разрыв между ставкой рефинансирования и рыночными процентными ставками, нельзя считать приемлемой6.

Комитет неоднократно выражал свою озабоченность проблемой интенсивного роста корпоративного внешнего долга. По мнению Комитета, чрезмерно активное увеличение доли внешней задолженности частного сектора привело к возникновению резких диспропорций в структурной динамике внешнего долга России и создало реальную угрозу стабильности российской банковской системы и российской экономики в целом.

Комитет также относит к числу нерешенных проблем сохраняющийся низкий уровень доверия к российским банкам, неразвитость национальной рейтинговой системы, высокие риски кредитования, связанные с неэффективной структурой экономики, дефектами управления и низкой транспарентностью многих российских предприятий. Все вышеперечисленное сдерживает расширение долгосрочного кредитования реального сектора экономики и осуществление структурных преобразований в экономике по ее модернизации. Таким образом, не обеспечивается снижение зависимости российской экономики от внешних факторов и колебаний мировой конъюнктуры (зачастую спекулятивного характера).

Комитет считает, что повышение уровня жизни российского народа и конкурентоспособности отечественных предприятий зависит главным образом от возможностей проведения в стране структурной модернизации экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних, в том числе конъюнктурных или спекулятивных факторов. Поэтому денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности – отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.

С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, представленные Центральным Банком Российской Федерации.7


3. Способы устранения действия негативных тенденций в развитии монетарной политики РФ


Судя по "Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики", ежегодно разрабатываемым ЦБ, монетарная политика рассматривается как раздел макроэкономической политики. Более того, сам методологический подход к проведению социально-экономической политики в последние 16 лет можно определить как макроэкономическо-рестриктивный. Он основан на использовании однопродуктовых моделей экономики, без адекватного отражения интересов и поведения экономических агентов, организационных, отраслевых и региональных подсистем экономики. Главной задачей макроэкономической политики при этом считается обеспечение макроэкономической стабильности, включая подавление инфляции. Структурные факторы развития экономики, равно как и социально-экономические последствия структурных деформаций, возникающих при "шокотерапии" или "стерилизационной" монетарной политике, в должной мере не учитываются. Тем не менее даже в рамках этого подхода имеются большие возможности для проведения стимулирующей монетарной политики (см. табл. 3).

 

Таблица 3 - Комплекс мер стимулирующей монетарной политики на основе макроэкономическо-рестриктивного методологического подхода

 

* Увеличить объемы средств банков на депозитах в ЦБ, повысив процентные ставки до уровня ставки рефинансирования

* Соответственно уменьшить объем бюджетных средств, "замороженных" на счетах в ЦБ, и увеличить инвестиционные расходы бюджета

* Постепенно девальвировать рубль, снизив "валютную" денежную массу на 2 трлн руб.

* Расширить объем рефинансирования банков на несколько трлн руб.

* Снизить ставку рефинансирования до 4 - 6%

* Расширить Ломбардный список ЦБ и совокупность конечных заемщиков

* Предоставлять беззалоговые кредиты ЦБ банкам (в зависимости от величины привлеченных ими средств на срочных вкладах граждан)

* Освободить от обязательного резервирования срочные вклады граждан, подлежащие страхованию, чтобы не было двойного обременения

* Снизить или компенсировать вмененные издержки банков; платить проценты по средствам коммерческих банков в ФОРе и на корсчетах в ЦБ

* Компенсировать убытки ЦБ за счет доходов бюджета, в том числе полученных от использования средств, в настоящее время "замороженных" на счетах в ЦБ

Информация о работе Монетарная политика и ее эффективность