Монетарная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

В современной рыночной экономике существует немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства. Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде нет и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики. В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Она различается по масштабам, формам и методам воздействия государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь.

Содержание

Введение 3
Понятие денежно-кредитной политики 6
Основные цели монетарной политики 7
Основные концепции монетарной политики 10

3.1 Кейнсианская теория денег 11

3.2 Монетаристский подход 12

3.3 Монетаристский курс российских реформ 15

4. Инструменты монетарной политики 17

5. Виды монетарной политики 23

6. Воздействие изменения предложения денег на экономику 24

7. Преимущества и недостатки монетарной политики 26

Заключение 33

Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

Курс раб. Эконом.теория.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     Поскольку в основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована [3, с.125].

 К  числу современных направлений  экономической мысли принято  относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX –  начале XX веков. А именно:

- маржинализм;

- монетаризм;

- неолиберализм;

- неоклассические  направление — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы. Неоклассическая теория роста П. Самуэльсона;

- институционально-социологическое  направление;

- математические  концепции экономического равновесия;

- экономическое учение Дж.М. Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство.

       Изучение таких теорий, как маржинализм,  институционализм, теорий кейнсианской, неоклассической и других школ  важно не только для дальнейшего  исследования экономических явлений,  но и для нахождения оптимального  решения практических задач регулирования экономики государства. Современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем Валового национального продукта (ВНП), но оценивают по-разному значение этого влияния, и сам механизм: с точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег [3, с.517-523]. 

    1. Кейнсианская  теория денег

     Основные  положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

-  Рыночная  экономика представляет собой  неустойчивую систему с многими  внутренними «пороками». Поэтому  государство должно регулярно  использовать различные инструменты  регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные;

- Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.

  Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:         Y=C + G + I ± NX, где

Y - номинальный  объем ВНП; С - потребительское расходы; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; I - частные плановые инвестиции; NX - чистый экспорт.

  Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП). Кроме того, между приростом денег в обращении, инвестициями и наполнением рынка товарами и услугами существует определенный временной лаг. И, наконец, наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности.  Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, т.к. ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП [5, с.23-25].

     В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную (денежно- кредитную) политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика. 

    1.   Монетаристский подход

      В целом в 70 г.г. нашего столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической  науке преобладающем стало неоклассическое направление, в том числе, его современная форма – монетаризм.

     Главный теоретик современного монетаризма - известный  американский экономист, лауреат Нобелевской  премии М. Фридмен.

 В  самых общих чертах основные  положения современного монетаризма таковы:

- Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму;

- Монетаристы полагают, что существует взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, уравнением количественной теории денег:    M V = P Q,   где

М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год). Если Р - средняя цена единицы произведенной продукции то: MV = PY, где РY - объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р - как дефлятор ВНП.

- Сторонники монетаристской версии количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель V меняется, но незначительно. Если величина V постоянна, ее можно заменить коэффициентом k, тогда уравнение количественной теории денег примет вид: kM = PY. Это уравнение выражает зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения. Следовательно, изменение номинального объема ВНП обусловлено только изменением цен. В свою очередь, изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Следовательно, прирост денежной массы будет определять темп инфляции;

- Причинно-следственная связь между предложением денег и номинальным объемом ВНП осуществляется не через процентную ставку, а непосредственно. Тем самым известны «входные и выходные данные» влияния предложения денег на ВНП, сам же механизм влияния денег скрыт. М. Фридмен попытался объяснить этот механизм, введя промежуточную категорию «портфель активов», т. е. совокупность всех ресурсов, которыми обладает индивидуум. М. Фридмен отмечает, что каждый человек привыкает к определенной структуре своих активов: соотношение наличных денег и других видов активов. При увеличении денежного предложения привычное соотношение меняется и, чтобы восстановить его, люди начинают предъявлять спрос на реальные и финансовые активы. Совокупный спрос возрастает, и это приводит к росту ВНП;

  - Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики: государство должно поддерживать постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:  

  AM = AP + AY,

  где AM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; AY - среднегодовой  темп прироста ВНП, % за длительный период; АР - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %.

     Монетарное  правило М. Фридмена предполагает строго контролируемое увеличение денежной массы  в обращении - в пределах 3-5% в год. В случае увеличения денежного предложения  свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать. Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании с конца 70-х годов [2, с.425-427].

     Современные модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход. 

    1. Монеристский  курс российских реформ

     Российские  реформы проводятся под эгидой МВФ (в котором главную роль играют США, контролируя около 20% голосов  в совете директоров этой организации).

Монетаристы выступают за решение всех экономических  проблем методами макроэкономической денежно-кредитной политики посредством регулирования денежной массы и ставки процента. Из всех течений, служащих идейным источникам экономической политики, Россия избрала монетаризм. Тем самым российская реформа отбросила все прочие методы регулирования.

Во-первых, монетаризм приводит к трансформациям менее развитых периферийных экономик, вынуждая их специализироваться на простейших видах производства. Ещё ни одна страна, следующая курсом монетаристских реформ, не сумела добиться впечатляющих народнохозяйственных достижений.

Во-вторых, относительно небогатые страны начали реформирование своих экономик, переходя к монетаризму постепенно. Страны, которые изначально проповедуют монетаризм, так и не сумели добиться лидирующих позиций.

В-третьих, России как стране индустриально развитой, есть что терять. И в течение последних лет Россия стремительно деиндустриализируется.

     Монетаризм  в условиях периферийной экономики  не способен обеспечить её динамичное развитие. Напротив, он способствует воспроизводству периферийности, вынуждая страну занимать своеобразную “нишу” в международном разделении труда.

     Монетарная  политика − денежно-кредитное регулирование, предполагает создание условий, при  которых экономический субъект  сам принимает решения, отвечающие интересам государства.

     В самом общем виде эта политика прошла следующие этапы.

     На  первом этапе (1992г.) правительство объявило о начале “шоковой терапии”, осуществив либерализацию цен и увеличив денежную эмиссию почти в 20 раз. Началось постепенное сокращение национального производства и падение курса рубля.

     Эмиссия наличных денег возросла с 1,5 трлн. руб. в 1992г. до 10,1 трлн. руб. в 1993г., а их доля в совокупной денежной массе выросла  с 24 до 37%.

     Среднемесячный  рост цен составил в 1993г. 20-25%, или около 1000% в годовом исчислении. Реальный объём денежной массы в течение 1992г. увеличился до 60%.

     В1993г. Россия вошла с курсом рубля более 400 руб. за доллар, и он продолжал  падать, перевалив отметку в 1500 руб. за доллар в январе 1994г.

     На  втором этапе (1993-октябрь 1994г.) правительство начало реализовывать концепцию энергичного сокращения предложения денежной массы при сознательном увеличении издержек производства (повышение сырьевых цен до мирового уровня). Эти мероприятия рекламировались как борьба за подавление инфляции.

     С октября 1994г. по август 1998г. проходил третий этап. Правительство вместо того, чтобы  скорректировать экономическую  политику продолжает осуществлять монетарную политику, направленную на дальнейшее сворачивание предложения денег. Ставка делается на отказ от свободного плавания курса рубля, что полностью добивает национальную промышленность, которая теряет последние позиции рентоспособности. Что касается дальнейшего развития отечественной экономики, то пока рано делать какие-либо выводы. 

  1. Инструменты монетарной политики

      К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку  контролировать величину денежной массы, относятся:

  1. изменение нормы обязательных резервов
  2. изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования)
  3. операции на открытом рынке

      Первым  инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов.  Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке, либо в виде наличности. Величина обязательных резервов определяется в соответствии с нормой обязательных резервов, которая устанавливается как процент от общей суммы депозитов и может быть рассчитана по формуле: R обяз. = Drr,  где R обяз. – сумма обязательных резервов, D – общая сумма депозитов, rr – норма обязательных резервов (в процентах). Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных [6, с.217-220].

Информация о работе Монетарная политика государства