Модернизация экономических институтов и системы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 21:02, реферат

Описание работы

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики. Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.[3]

Содержание

Введение стр.2
Модернизация экономических институтов и системы стр.3-4
государственного регулирования
Совершенствование отношений собственности стр.4-6
Развитие предпринимательства стр.6-9
Мероприятия по выполнению Програмы социально-
экономического развития РБ на 2011-2015 годы в области
развития предпринимательства и деловой активности стр.9-12
Заключение

Работа содержит 1 файл

рефератпечать.docx

— 41.22 Кб (Скачать)

   В соответствии с фазами воспроизводственного цикла: производство, распределение, обмен и потребление — различают следующие виды предпринимательской деятельности:

    1) производственная;

    2) коммерческая;

    3) финансовая.[7]

Проблемы  развития предпринимательства

   Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства. Переход к рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений – независимых, самостоятельных экономически ответственных товаропроизводителей. Для этого почти при абсолютном преобладании государственной собственности в экономике Беларуси этого периода требовалось осуществить разгосударствление и приватизацию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление  – это передача от государства  юридическим лицам частично или  полностью функций прямого хозяйственного управления. Формально разгосударствление затрагивает механизм реализации собственности.Приватизация–это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.  Важнейшей задачей современного периода является развитие предпринимательства. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме. Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т.е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). В государственной собственности находятся отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего общества (энергетика, транспорт, связь, оборона), а также предприятия, продукция и услуги которых необходимы для совместного общественного потребления, но которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса (коммунальное хозяйство, дорожное строительство и др.). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления, направленную на достижение следующих целей:

    - повышение  эффективности использования имущества; 

    - оптимизация  структуры государственных объектов  управления;

    - пополнение  доходов республиканских и местных  бюджетов;

    - создание  благоприятных условий для привлечения  инвестиций.

   Разновидностью государственного предпринимательства является также предоставление концессий – сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. Переход к рыночной экономике связан с неуклонным увеличением негосударственной собственности и развитием частного предпринимательства. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом. Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

   При отнесении предприятия к субъектам малого предпринимательства используются следующие количественные и качественные критерии:

    - количественные (численность занятых на предприятии,  годовой объем продаж, среднегодовая  балансовая стоимость активов);

    - качественные (небольшая доля рынка, управление  предприятием осуществляет лично  владелец, предприятие является  независимым).

   В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства – юридическим лицам – относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

    - в  промышленности и на транспорте  – до 100 человек; 

    - в  сельском хозяйстве и научно-производственной  сфере – до 60 человек; 

    - в  строительстве и оптовой торговле  – до 50 человек; 

    - в  других отраслях производственной  сферы, общественном питании,  бытовом обслуживании населения  и розничной торговли – до 30 человек; 

    - в  других отраслях непроизводственной  сферы – до 25 человек.

   Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, непривлекательные для крупного бизнеса. За 2007 г. вклад малых предприятий в ВВП оценивался в размере 7,5 %, было произведено 6,2 % общего объема производства продукции, 8,8% общего объема розничного товарооборота и т. д. В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве, государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров Республики Беларусь. В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, некоторых районах и городах работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия государственных органов, предпринимателей и их объединений в развитии малого бизнеса.[5]

Мероприятия развития предпринимательства и деловой активности

Устранение  административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса 

Наименование  мероприятий Сроки

реализации

Ответственные

исполнители

Переход от обязательной сертификации к декларированию соответствия, предполагающему полное возложение ответственности

за безопасность продукции на изготовителей, импортеров и продавцов

2011 –  2013

годы

Госстандарт, Минторг
Расширение  договорно-правовой базы Республики Беларусь с иностранными государствами по взаимному признанию документов об оценке соответствия и протоколов испытания на продукцию 2011 –  2012

годы

Госстандарт, Минздрав, Минторг
Придание  контрольной (надзорной) деятельности предупредительного характера, направленного  на профилактику возможных

нарушений субъектами предпринимательской деятельности

2011 –  2015

годы

МНС, республиканские  органы государственного управления,организации, уполномоченные на осуществление

контрольной (надзорной) деятельности

Введение  электронной государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 2011 –  2015

годы

Минюст
Снижение  налоговой нагрузки и повышение  доступности кредитно-финансовых, материально-технических, земельных ресурсов и недвижимости
Совершенствование процедуры участия субъектов  малого и среднего предпринимательства в государственных закупках товаров

(работ, услуг)

2011 –  2015

годы

Минэкономики
Упрощение процедуры передачи субъектам хозяйствования неиспользуемого имущества, находящегося в государственной собственности. Упрощение процедуры изменения назначения недвижимого имущества                                                                                                            2011 –  2012

годы

Госкомимущество
Повышение эффективности функционирования и  дальнейшее

развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

2011 –  2015

годы

Минэкономики, республиканские органы государственного управления, облисполкомы, Минский  горисполком
Проведение  конкурсов инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства  для оказания государственной финансовой поддержки по приоритетным направлениям развития предпринимательской деятельности 2011 –  2015

годы

облисполкомы, Минский горисполком
Активизация процесса приватизации и реформирования структуры государственной собственности
Развитие  доверительного управления предприятиями  как имущественными комплексами, концессии  как формы государственно-

частного партнерства

2011 год Госкомимущество, Минэкономики, Минфин
Совершенствование института экономической несостоятельности (банкротства)
Создание  Единого государственного реестра  сведений об экономической несостоятельности (банкротстве) 2013 год Минэкономики
Расширение  применения процедуры экономической  несостоятельности (банкротства) неплатежеспособных организаций, финансовое оздоровление которых невозможно
Разработка нормативного правового акта,определяющего меры по реализации законодательных актов об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении неплатежеспособных государственных организаций 2011 год Минэкономики
Усиление  ответственности и контроля со стороны  отраслевых и региональных комиссий по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) за проведением досудебного оздоровления и выполнением планов санации и ликвидации задолженности неплатежеспособными организациями
Проведение  анализа платежеспособности государственных  организаций, организаций, имеющих  долю государственной собственности в уставном фонде,неплатежеспособность которых имеет или приобретает устойчивый характер, ежегодное формирование перечня неплатежеспособных организаций, организаций,

неплатежеспособность  которых приобретает и имеет  устойчивый характер

Ежеквартально Минэкономик

[4] 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Динамичность развития экономики зависит от предпринимательской активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.

   Предпринимательство станет основой развития экономики как ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств. Магистральный путь развития национальной экономики — новые знания и технологии.Ключевая задача пятилетия — создание в Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию.

   В этих целях будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства.[3]  

 

Список  используемых источников:

    1. Модернизация экономических институтов и системы государственного       регулирования  //[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zagranica.by/s_154/archives/31-ModernizaciJa_jekonomicheskih_institutov_i_sistemy_gosudarstvennogo_regulirovaniJa.html. - Дата доступа:  10.10.2011
    2. Развитие предпринимательства // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zagranica.by/s_154/archives/33-Razvitie_predprinimatelstva.html. - Дата доступа:  10.10.2011
    3. Цель и развития социально-экономического развития // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://zagranica.by/s_154/archives/18Cel_i_prioritety_socialnojekonomicheskogo_razvitiJa.html . - Дата доступа:  10.10.2011
    4. Мероприятия программы социально-экономического развития // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/filee78b7ff5f8f0a775.PDF . - Дата доступа:  10.10.2011
    5. Проблемы развития предпринимательства // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://www.zavtrasessiya.com/consp/ecrb/42.html. - Дата доступа:  10.10.2011
    6. Совершенствование отношений собственности // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://zagranica.by/s_154/archives/32-Sovershenstvovanie_otnoshenij_sobstvennosti.html. - Дата доступа:  10.10.2011
    7. Развитие предпринимательства // [Электронный ресурс]. -  Режим доступа:      http://www.pic.by/blog/?page_id=52. - Дата доступа:  10.10.2011

Информация о работе Модернизация экономических институтов и системы государственного регулирования