Модель пяти сил конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:15, реферат

Описание работы

Чтобы выбрать желаемую конкурентную позицию в бизнесе, прежде всего, нужно начать с оценки отрасли, к которой он принадлежит. Для выполнения этой задачи, необходимо понять фундаментальные факторы, определяющие прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе. Именно прибыльность является наиболее важным показателям привлекательности отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ 4
1. Новые вступающие на рынок фирмы 5
2. Товары (услуги) заменители 9
3. Сила воздействия покупателей 9
4. Сила воздействия продавцов 10
5. Конкуренты в отрасли, интенсивность соперничества 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МОДЕЛЬ.docx

— 76.79 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ

     по  дисциплине «Микроэкономика»

     НА  ТЕМУ: «МОДЕЛЬ ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ».

 

     

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
МОДЕЛЬ  ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ 4
1. Новые вступающие на рынок фирмы 5
2. Товары (услуги) заменители 9
3. Сила воздействия  покупателей 9
4. Сила воздействия  продавцов 10
5. Конкуренты  в отрасли, интенсивность соперничества 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 14

 

     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Чтобы выбрать желаемую конкурентную позицию  в бизнесе, прежде всего, нужно начать с оценки отрасли, к которой он принадлежит. Для выполнения этой задачи, необходимо понять фундаментальные факторы, определяющие прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе. Именно прибыльность является наиболее важным показателям привлекательности отрасли.

     Наиболее  известной и широко используемой моделью оценки привлекательности  отрасли является модель пяти сил  конкуренции Майкла Юджена Портера. Анализ пяти сил конкуренции Портера — это методика для анализа отраслей и выработки стратегии бизнеса, разработанная Майклом Портером в Гарвардской бизнес-школе в 1979 году.

 

     

     МОДЕЛЬ  ПЯТИ СИЛ КОНКУРЕНЦИИ 

     Модель  Портера (модель пяти сил конкуренции) — модель, представляющая собой  инструмент для проведения анализа  конкурентных условий сложившихся  на рынке и позволяющая оценить, насколько важное влияние оказывает  каждая из пяти сил на компанию. Данная модель позволяет определить, насколько привлекательна та или иная отрасль для компании.

     Майкл Портер выделил 5 сил (факторов), которые  оказывают влияние на компанию в  отрасли и в конечном итоге на ее прибыль (рис. 1).  

     

     Рис. 1. Модель пяти сил конкуренции М. Портера. 

     1. Угроза со стороны потенциально-возможных конкурентов, которые находятся вне отрасли, но собираются туда войти. Насколько легко или трудно для новых участников начать конкурировать, какие существуют барьеры.

     2. Угроза со стороны товаров заменителей. Насколько просто заменить продукт или услугу, в частности, удешевить.

     3. Переговорная сила покупателей. Насколько сильно положение покупателей. Могут ли они совместно заказывать большие объемы.

     4. Переговорная сила поставщиков. Насколько сильно положение продавцов. Много ли существует потенциальных поставщиков или только несколько, монополия?

     5. Интенсивность соперничества среди конкурентов, находящихся внутри отрасли. Присутствует ли сильная конкуренция между существующими игроками? Есть ли доминирующий игрок или все равны по силе и размеру.

     Иногда  добавляется шестая конкурентная сила:

     6. Правительство.

     Смысл модели заключается в том, чтобы  определить, как влияют четыре фактора  на пятый — внутриотраслевую конкуренцию, а затем выявить влияние всех пяти факторов на фирму. При помощи этой модели выявляют основные потенциальные  проблемы и угрозы, с которыми может  столкнуться компания в отрасли, кроме этого, проводя анализ на основе модели можно выявить конкурентное преимущество компании.

     Рассмотрим  более подробно каждую из пяти сил  конкуренции. 

     1. Новые вступающие  на рынок фирмы

     Появление новых фирм на рынке всегда таит определенную опасность для предприятий  уже работающих в данной отрасли. Угроз возникающих в связи  с приходом новичков много, среди  них стоит особенно выделить вероятное снижение прибыли, связанное с повышением конкуренции. Естественно, что рынок имеет определенную емкость (количество покупателей ограничено), а, следовательно, конкурент может переманить к себе часть клиентов. Помимо этого, приход соперника способствует снижению среднерыночных цен в отрасли. Появление на рынке новых участников может существенно сократить доли рынка компаний давно работающих в данной отрасли, усилить интенсивность конкуренции, сократить нормы прибыли и т.д.

     Появление новых соперников может быть обусловлено: повышенной нормой прибыли и незначительной долей риска по сравнению с  другими отраслями, незначительные финансовые затраты при входе  в отрасль, перспективность данной отрасли и наличие чрезмерного  спроса и т.д.

     Компании, выходящие на новый для себя рынок, всегда сталкиваются с рядом проблем, так называемыми входными барьерами, препятствующими появлению новых  конкурентов. Предупредить появление  на рынке новых предприятий могут  следующие входные барьеры:

     ● Экономия на масштабе. Налаженное производство, его масштабы и опыт фирм уже обосновавшихся в отрасли помогает удерживать издержки на низком уровне, который недоступен новичкам, только вошедшим на рынок. Суть эффекта масштаба заключается в том, что чем больше объем производство компании, тем дешевле ей обойдется изготовление одной единицы продукции. Новички часто вынуждены экономить на объеме производства, так как выпуск крупных партий потребует от них существенных финансовых вложений или временных затрат на строительство завода или организацию производства, из-за чего часто не выдерживают ценовой конкуренции.

     ● Дифференциация. Разнообразие выпускаемых товаров или оказываемых услуг, наличие одной или нескольких торговых марок, подчеркивающих уникальность товара, так же способствует сохранению значительной доли рынка существующих в отрасли предприятий и создает новичкам определенные трудности. Понятно, что компании давно присутствующие на рынке провели ряд рекламных кампаний, и закрепились в сознании потребителей. В начале своей деятельности компании новичку приходится осуществлять существенные вложения в маркетинг или создавать товар с уникальными свойствами, для того чтобы отличится от конкурентов и занять свое место в сознании потребителя.

     ● Дополнительные издержки. Очень часто эффективная конкуренция требует крупных первоначальных инвестиций. Этот барьер в сочетании с экономией на опыте и масштабе создает серьезные препятствия для новых компаний. Когда компания выходит на новый для себя рынок, она сталкивается с новыми издержками. Среди которых стоит выделить не только затраты на производство и маркетинг, но и на обучение персонала, смену поставщиков, на службу технической поддержки, на новое оборудование, дизайн, проведение научных и проектных разработок, создание нового продукта и так далее.

     ● Дистрибуция. Необходимость создания новой системы каналов распределения. Ведь из-за отсутствия хорошо налаженных каналов сбыта продукции фирма не может внедриться и захватить существенную долю рынка. Чтобы расположить к себе торговые предприятия придется предлагать им свою продукцию по ценам ниже, чем у конкурентов. Кроме того, хорошим стимулом для дистрибуторов может стать проведение совместных рекламных компаний, когда расходы на нее делятся пополам. Правда, все вышеперечисленное приводит к снижению прибыли новичка.

     ● Патенты know-how («знаю как»). Понятно, что компании, работающие на рынке длительное время, обладают большим преимуществом в плане производства продукции, особенно технически сложной. Более того, патенты могут стать важным сдерживающим фактором для новичков. Патентуя технологии и способы производства, компании могут в определенной степени обезопасить себя от кражи технологий и слепого копирования своей продукции конкурентами и вынудить соперников тратить огромные средства на проведение собственных исследований и разработок.

     ● Политика государства. Если отрасль важна для государства, то есть вероятность того, что крупная компания будет получать помощь от государства, в виде субсидий или примет законодательные акты, не способствующие проникновению на рынок новых предприятий. Например, установление высоких таможенных пошлин для иностранных фирм или отсутствие льготных государственных субсидий для новичков. С другой стороны, государство с такой же долей вероятности может поддерживать новых игроков на рынке, с целью поощрения конкуренции и защиты от образования монополий. Данный фактор целиком и полностью зависит от отрасли.

     ● Преданность торговой марке (компании). Наконец, стоит понимать, что в данной отрасли может быть много приверженцев определенной торговой марки или компании уже существующей на рынке. Следует тщательно изучить сильные и слабые стороны торговых марок, а так же учитывать общественное мнение относительно продуктов и предприятий, работающих в данной сфере и постараться использовать их при разработке и принятии решения.  
 

     2. Товары (услуги) заменители

     По  сути дела, продукты из разных отраслей могут косвенно конкурировать между  собой, если они способны выполнять  одну и ту же функцию, или удовлетворять  одни и те же потребности. Например, мотоцикл и автомобиль — это конкуренты в какой-то мере, так как и тот  и другой являются средством передвижения. Обострить конкуренцию может  появление товаров, эффективно удовлетворяющих  те же потребности, но несколько иным способом. Например, конкуренцию производителям сливочного масла могут составить  предприятия, выпускающие маргарин, у которого есть свои конкурентные преимущества: это диетический продукт  с низким уровнем холестерина.

     Еще одной формой заменителей являются товары-дубликаты — повторяющие  изобретения или товары фирм-новаторов. В этом случае следует проанализировать следующее: легко ли для покупателя переключиться на товар-заменитель? Что потребитель потеряет, а что  получит, если приобретет товар-заменитель? Сравнимо ли качество и эффективность  оригинала с заменителем? Готов  ли потребитель отказаться от товара в пользу заменителя?

     Существенно затруднить продвижение товаров-заменителей  могут: методы ценовой конкуренции, рекламные акции, производство новых, привлекательных продуктов, повышение  качества обслуживания при распространении  товара. 

     3. Сила воздействия  покупателей

     Майкл Портер заявлял, что покупателей  нужно рассматривать, как конкурентов  отрасли. Так как, именно они требуют  постоянного снижения цен, повышения качества продуктов и услуг, повышение качества обслуживания. Удовлетворение всех этих аспектов происходит за счет снижения прибыли компании.

     Конкуренция со стороны потребителей может выражаться:

     ● в давлении на цены с целью их снижения — приобретение большей партии при условии предоставления скидок и т.д.;

     ● в требованиях повысить качество выпускаемых товаров — приобретения партии товара при условии повышения эксплуатационных качеств товара, повышения срока службы или других показателей;

     ● в требованиях лучшего обслуживания — осуществления покупок при условии доставки товара на склад или магазин, при условии гарантийного обслуживания и т.д.;

     ● в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом — предпочтения одной товарной марки (фирмы) другой из-за более низких цен первой, более высокого качества, влияние спроса и т.д.

     Сила  влияния покупателей зависит  от следующих факторов:

     ● качество услуг;

     ● затраты на переключение;

     ● однородность продуктов;

     ● размера прибыли, получаемой от покупателя;

     ● особенно сильно влияние может оказывать группа потребителей, осуществляющих львиную долю покупок у компании;  

     4. Сила воздействия  продавцов

     Влияние поставщиков на отрасль очень  велико. Фирма конкурирует, ведет  экономическую борьбу, не только с  подобными себе производителями, но и со своими поставщиками. Сильные продавцы могут повысить цены на свои товары или снизить качество поставляемых продуктов и услуг.

     Сила  продавцов определяется на основе следующих  факторов:

Информация о работе Модель пяти сил конкуренции