Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных, явлений хозяйственной, жизни просто необходима: упрощенная, схематичная модель поведения человека. Знание модели человека, лежащей в основе экономических теорий, раскрывает область допустимых значений, в которой применимы; выводы этих теорий. В любой, теоретической системе модель человека тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и экономической политики, кроме этого, она также отражает мировоззрение своего создателя, и идеологический контекст своего времени.
Введение 3
1. Место человека в экономической теории 5
1.1. Экономический человек и концепции человека в других
общественных науках 5
1.2. Верификация модели человека в экономической теории 12
2. Основные модели человека в экономической теории 17
2.1. Модель человека и «Homo economicus» 17
2.2. Современные модели человека 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Второе
направление присуще
В
этих условиях представляется невозможным
достижение целей хозяйствующих
субъектов через посредство свободной
конкуренции, тем более, что кроме
индивидуального, здесь возникает
еще и выраженный групповой интерес,
складывающийся вследствие стремления
хозяйственных агентов
В
этих моделях общество имеет более
сложную структуру, для поддержания
которой в состоянии равновесия
требуется вмешательство в
Третье направление представлено принципиально
новой моделью субъектов социально-экономического
процесса, отражающей современные реалии.
Для нее характерно изменение мотивации
деятельности в направлении возрастания
значения тех или иных составляющих, которые
обеспечивают реализацию не столько материальных,
сколько духовных потребностей личности
(удовлетворенность от самого процесса
труда, его социальная значимость, сложность
и др.). Новой модели присущи значительная
информированность о мире, в котором люди
существуют, более высокий общеобразовательный
и культурный уровень, ее отличают многообразие
и динамизм потребностей, главной из которых
является потребность в свободе самовыражения,
установления связей с другими людьми,
свобода духовного самоопределения, свободного
выбора типа культуры и общественно-политических
взглядов. Эта модель социально-индивидуального
человека предполагает общество, основанное
на демократических и плюралистических
началах с развитыми межгрупповыми связями
и размытыми, нежесткими границами между
социальными общностями.
Интересно, что сама раздвоенность целей
порождена неистребимыми чертами человека,
представленными в модели «homo economicus».
Ведь даже в рамках тоталитарного режима
человек стремился минимизировать свои
затраты и максимизировать выгоду, а это
есть не что иное, как рациональное экономическое
поведение.
2.2.
Современные модели
человека
Нынешние условия, несомненно, накладывают свой отпечаток на человеческую личность. Мы можем говорить о «влиянии, если угодно, цене воздействия на человека урбанизации, индустриализации, средств массовой коммуникации и усиливающейся мобильности. Формируются также личностные установки, качества, ценности, привычки, которые являются предпосылками для эффективного функционирования современного общества" т.е. происходит взаимное влияние институциональных и организационных уровней и личностного уровня. Некоторые авторы пытались выделить "личностный синдром", "современный менталитет" или "модель современного человека". Классическое исследование в этой области проведено в 70-х годах под эгидой Гарвардского проекта по социальным и культурным аспектам развития. Сравнительное изучение шести развивающихся стран (Аргентина, Чили, Индия, Израиль, Нигерия и Пакистан) позволило построить аналитическую модель современной личности. Ей присущи следующие черты:
"Одна
из основных гипотез нашего
исследования, - пишет Инкелес, - состояла
в том, что эти качества
По Гидденсу, черты "высокой современности" укладываются в четыре блока: первый объединяет понятие веры, второй - понятие риска, третий и четвертый - соответственно понятия непрозрачности и глобализации. Важное значение веры определяется повсеместным распространением "абстрактных систем", действия которых не совсем ясны, но от их надежности зависит повседневная жизнь. Транспорт, телекоммуникации, финансовые рынки, атомные электростанции, военные силы, транснациональные корпорации, международные организации и средства массовой информации являют собой примеры этих сложных безличностных организаций, влияющих на социальную реальность. Люди должны научиться использовать их и не зависеть от них. "С развитием абстрактных систем вера в безличностные принципы, равно как и в чужую анонимность, становится неотделимой от социального существования".
Качественно новый феномен риска в условиях "высокой современности" заключается в том, что "возникают неуправляемые ситуации, таящие в себе угрозу не только отдельным индивидам, но и большим системам, в том числе государствам. Опасности подвергаются жизни миллионов людей и даже всего человечества".
Если
быть более точным, то "феномен
риска" "высокой современности"
отличается от всего того, что наблюдалось
прежде, как с объективной, так
и с субъективной точек зрения.
Иными словами, не только сами факторы
риска увеличиваются и
Все
это логически подводит к важнейшей
черте "высокой современности"
- "непрозрачности", нестабильности,
неустойчивому характеру
Истоки данной черты коренятся в следующем:
Следующей чертой "высокой современности" является продолжающаяся глобализация, т. е. охват социальными, экономическими, политическими и культурными отношениями всего мира. Помимо всего прочего это приводит к снижению роли национальных государств, которые, по словам Даниела Белла, "слишком малы для больших жизненных проблем и слишком велики для маленьких проблем".
Идея "поздней современности" представляется наиболее под ходящим "инструментом" для аналитика, разделяющего оценку угроз как одновременно и надежд, даруемых человечеству и пугающей, и в то же время чарующей эпохой, в которую нам выпало жить.
Заключение
Таким образом, на основе
человека в экономической науке. Так как человеческая личность
многообразна, она обладает большим количеством неповторимых и
индивидуальных черт.
Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее: