Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:02, курсовая работа
Для экономической теории как обобщенного отражения многообразных, явлений хозяйственной, жизни просто необходима: упрощенная, схематичная модель поведения человека. Знание модели человека, лежащей в основе экономических теорий, раскрывает область допустимых значений, в которой применимы; выводы этих теорий. В любой, теоретической системе модель человека тесно связана с общими представлениями ее автора о законах функционирования экономики и экономической политики, кроме этого, она также отражает мировоззрение своего создателя, и идеологический контекст своего времени.
Введение 3
1. Место человека в экономической теории 5
1.1. Экономический человек и концепции человека в других
общественных науках 5
1.2. Верификация модели человека в экономической теории 12
2. Основные модели человека в экономической теории 17
2.1. Модель человека и «Homo economicus» 17
2.2. Современные модели человека 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Содержание:
Введение 3
1. Место
человека в экономической
1.1. Экономический человек и
общественных науках 5
1.2. Верификация модели человека в экономической теории 12
2. Основные
модели человека в
2.1. Модель человека и «Homo economicus» 17
2.2. Современные модели человека 19
Заключение 25
Список
использованных источников 26
Для
экономической теории как обобщенного
отражения многообразных, явлений
хозяйственной, жизни просто необходима:
упрощенная, схематичная модель поведения
человека. Знание модели человека, лежащей
в основе экономических теорий, раскрывает
область допустимых значений, в которой
применимы; выводы этих теорий. В любой,
теоретической системе модель человека
тесно связана с общими представлениями
ее автора о законах функционирования
экономики и экономической
Актуальность
темы исследования также определяется
тем, что человеческий фактор является
ключевым и во многом определяет эффективность
деятельности фирм, предприятий, государственных
организаций и национального
хозяйства в целом. С учетом наличия
у человека собственных целей, не
совпадающих в общем случае с
целями фирмы, и асимметричности
распространения в фирме
Совершенно
определенное (явное или неявное)
представление о поведении
Цель работы состоит в определении сущности процесса принятия экономических решений человеком, установлении и уточнении влияния экономической институциональной среды на его поведение.
В соответствии с поставленной целью был определен круг задач:
1.1.
Экономический человек
и концепции человека
в других общественных
науках
Для
того чтобы полнее раскрыть специфику
экономического человека, мы сопоставим
его с эпистемологическими
Разумеется, говоря об экономическом, социологическом и психологическом человеке, мы имеем в виду лишь самые общие различия между моделями человека в общественных науках. Мы абстрагируемся при этом как от эволюции принятой в данной науке модели человека во времени, так и от того факта, что в каждый конкретный период в рамках одной науки всегда сосуществуют различные исследовательские парадигмы, придерживающиеся различных моделей человека. Пока же (в рамках этого пункта) под экономической моделью человека мы имеем в виду модель, принятую на вооружение основным течением современной экономической теории (main stream), часто называемым неоклассическим направлением.
Точнее было бы трактовать основное течение как доминирующую, ортодоксальную экономическую теорию, состав которой меняется с течением времени.
Так, в основное течение помимо неоклассической микроэкономики входила кейнсианская, или монетаристская, макроэкономика, в настоящее время к нему примыкает новый институционализм.
Косвенными показателями того, какие направления экономической теории входят в main stream, являются содержание университетских учебников и ежегодный выбор Нобелевского комитета. Нам придется ограничиться краткой и весьма поверхностной характеристикой данных моделей. При этом, поскольку в центре нашего внимания лежат проблемы экономической теории, главное значение для нашего исследования будет иметь то, как воспринимают социологическую и психологическую модели человека сами экономисты.
Очевидные
отличия модели человека в экономической
науке как от человеческого поведения
в реальной хозяйственной жизни,
так и от морального идеала давали
и продолжают давать почву для
критики. Часто такая критика
ведется с моральных позиций.
С одной стороны, критики экономической
теории, обычно симпатизирующие
Таким образом, после того как в течение примерно двухсот лет (с момента выхода в свет «Богатства народов» Адама Смита) экономический человек был «универсальным пугалом» (выражение Фрица Махлупа ), воплощением бездушного эгоизма и рационализма, в наши дни он становится чуть ли не идеалом творческой личности. Эта в высшей степени интересная метаморфоза объясняется переосмыслением исторической роли рыночной экономики в связи с крахом ее единственной альтернативы — централизованной экономики.
Аналогично критики социологии,
обычно принадлежащие к лагерю
поборников либерализма,
Вопрос
об этической оценке экономического
человека неоднозначен. Но в любом
случае эта оценка предполагает, что
экономическая и
Мы не считаем модель экономического человека пасквилем на человеческую природу и не употребляем это понятие с какой-либо эмоциональной окраской.
Моральная критика по большей части бьет мимо цели. Глубоко разрабатывать определенный, несомненно, существующий в реальной жизни аспект человеческого поведения можно только абстрагировавшись от других его аспектов, отнеся их в разряд «прочих равных». Взаимоотношения между эпистемологической моделью человека и политическим строем общества гораздо сложнее, чем это представляется «моральным критикам».
Тоталитарное общество тоже можно исследовать с использованием экономической модели человека и принципа методологического индивидуализма (насколько информативно будет такое исследование — другой вопрос). Между тем само тоталитарное государство, стремясь поставить каждого индивида под контроль, будет явно или неявно исходить из социологической модели человека, в чем последняя нисколько не повинна.
Рассматривая «модели человека в экономической теории», авторы наряду с неоклассической, институционалистской и другими разновидностями экономического человека, присущими различным парадигмам экономических исследований, называют и «советского экономического человека», под которым явно понимается не модель человека в советской экономической литературе, что было бы правильно, а реальное поведение людей в советской экономике.
Это различие ярко проявилось в развернувшейся в немецкой литературе полемике о том, имеет ли экономическая наука свой истинный «образ человека» (Menschenbild) в смысле содержательного описания его природы или сущности.
«Человек как индивид в одном из своих аспектов, на одном уровне своего существования осознанно использует средства для достижения данных или "наличествующих" целей, тогда как на другом уровне он размышляет о самих целях».
Эта точка зрения находит методологическое основание в идеях К. Поппера о доэмпирических элементах в рамках эмпирических теорий и известном тезисе М. Фридмен о том, что реалистичность предпосылок исследования не имеет значения.
Мы
считаем такие разделения малопродуктивными.
Существуют значительные различия моделей
человека по степени абстракции и
между науками, и внутри каждой из
них (в частности, при эконометрическом
исследовании модель человека, безусловно,
должна быть более конкретной, чем
в чистой теории). Путь научного познания
вообще идет в направлении убывания
абстрактности, но важно подчеркнуть,
что даже самая абстрактная исходная
модель имеет отношение к
Требовать
от модели экономического человека учета
всех основных, сущностных человеческих
черт, как это делают многие ее критики,—
значит требовать отказа от разделения
труда между науками, что очевидно
неприемлемо. Но существует и опасность
обратного знака, когда выводы, полученные
с помощью абстрактной модели
экономического человека, без необходимых
посредствующих звеньев и оговорок
применяются к поведению