Многопартийность и политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:44, контрольная работа

Описание работы

Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, - писал Ю.С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, - никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.

Содержание

Введение…. ……………………………………………………………………………………..…..3
1. Многопартийность как элемент социального механизма обеспечения социально-политической безопасности……………………………………..…….……………..…….5
1.1. Понятия партии и многопартийности………………………………………………...5
1.2. История становления многопартийности в России…………………………………..6
2. Психологический и социальный аспекты политического лидерства………………………..10
2.1. Понятие политического лидерства………………………………………………..…10
2.2. Концепции политического лидерства……………………………………………….11
2.3. Политический стиль. Системы классификаций лидеров…………………………...12
Заключение…… …………………………………………….…………..…………………15
Список использованной литературы………………………………….……….. ………………..16

Работа содержит 1 файл

Многопартийность и политическое лидерство.doc

— 132.50 Кб (Скачать)


 

 

Оглавление

 

Введение…. ……………………………………………………………………………………..…..3

1.       Многопартийность как элемент социального механизма обеспечения социально-политической безопасности……………………………………..…….……………..…….5

1.1.   Понятия партии и многопартийности………………………………………………...5

1.2.   История становления многопартийности в России…………………………………..6

2. Психологический и социальный аспекты политического лидерства………………………..10

2.1. Понятие политического лидерства………………………………………………..…10

2.2. Концепции политического лидерства……………………………………………….11

2.3. Политический стиль. Системы классификаций лидеров…………………………...12

Заключение…… …………………………………………….…………..…………………15

Список использованной литературы………………………………….……….. ………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, - писал Ю.С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, - никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”.

              Популярной теоретической посылкой на рубеже девятнадцатого века стало утверждение о ненужности и принципиальной невозможности существования в обществе единой политической партии. Юрий Гамбарф утверждает, что политическая партия есть общественная группа, а значит, она не представляет интересов целого народа, общества, отдельной партией защищаются интересы отдельной части общества. Поэтому одной партии никогда не может существовать. Имеется точка зрения, что существование нескольких партий приобретает смысл лишь в правовом государстве, т.е. политические партии могут существовать там, где народу или большинству его предоставлено легальное право участвовать в государственной жизни (право избирать).

На данном этапе развития государственно-правовых отношений Российская Федерация переживает период радикальных реформ почти во всех сферах жизнедеятельности российского общества. Современное реформирование государственно-правовой систем России актуализировало повышенное внимание законодателя, учёных – юристов, практиков к проблемам государственно-правового строительства. Одной из таких проблем следует признать проблему политического плюрализма в государственном праве Российской Федерации.

              Тема моей контрольной работы - «Многопартийность и политическое лидерство как элементы социального механизма обеспечения социально-политической безопасности». Я считаю эту тему очень интересной, ёмкой и важной для любого студента экономической специальности.

              Я сочла целесообразным разделить свою контрольную работу на две главы. В первой я подробно рассмотрю понятия политической партии и многопартийности, а также уделю внимание историческому аспекту развития многопартийности в современном российском демократическом обществе.

Во второй главе моей работы я постараюсь как можно более полно раскрыть тему политического лидерства, рассказав о его основных концепциях, а также приведу понятие политического стиля и расскажу о типах лидерства.

Информации, соответствующей теме моего курсового проекта было найдено чрезвычайно много, и я постаралась оптимизировать её, выбрав самое важное и интересное из обнаруженных мной источников.

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                   Многопартийность как элемент социального механизма обеспечения социально-политической безопасности

1.1   Понятия партии и многопартийности

 

Разумеется, в разных странах определения политической партии не совпадают, не во всех из них перечислены все наиболее существенные черты, но в синтезированном виде такое по­нятие включает следующие при­знаки:

1) объединение граждан государ­ства (в России это установлено ст. 2 Федерального закона «О политических партиях»), достигших совершеннолетия, как правило, 18 лет, пользующихся политическими и гражданскими правами. В некоторых странах, од­нако, натурализованные граждане не сразу могут основывать партии и быть их членами, например, в Бенине и Тунисе — через 10 лет после получения гражданства. Лица без гражданства и иностранные граждане, как правило, членами партии быть не могут. В некоторых странах запрещено коллективное членство в партии (ФРГ), в других — в партиях есть коллективные члены, в Лейбористской партии Великобритании они (профсоюзные организации) составляют подавляющее большинство ее членского состава — четыре пятых;

2) устойчивая организация, объе­диняющая членов на длительной или постоянной основе на базе иде­ологических факторов, прежде всего, общности политических убеждений и целей, что концент­рированно выражается в программ­ных документах партии: идеологи­ческий фактор, как обязательный признак членства, отличает партию от других общественных объедине­ний — профсоюзов, женских орга­низаций, обществ культурного ха­рактера и др.;

3) партии — некоммерческие организации, извлечение прибыли не является их целью. Правда, партия может создавать какие-то организации, примыкающие к ней, которые занимаются даже произ­водством, но такое производство должно соответствовать направле­ниям деятельности партии, напри­мер, изготовление членских биле­тов, партийных документов и т. д., можно получать прибыль также от лекционной и иной творческой ра­боты;

4) партия имеет своей целью за­воевание политической власти, участие в формировании органов государства, прежде всего — пра­вительства.

Главное в деятельности партии — достижение политических це­лей, даже если она создана для участия в политической жизни общества (как сказано в ст. 2 ФЗ «О политических партиях»), а не защита социальных и иных интересов своих членов, как, например, у профсоюзов. Это на­шло свое отражение и в упомяну­том законе СССР 1990 г. об общественных объединениях, где гово­рилось об участии партий в фор­мировании органов государственной власти и управления, в том числе через избираемых в Советы пред­ставителей. Основным пу­тем к завоеванию политической власти считают участие партии в выборах, особенно общегосудар­ственных. Согласно Закону ФРГ о политических партиях 1967 г., ко­торый много раз дополнялся и из­менялся, партия утрачивает свой статус и связанные с ним права, если она в течение шести лет не выдвигает своих кандидатов на вы­борах в парламент или ландтаги, местные представительные органы земель — субъектов федерации.

Многопартийность — существенная характеристи­ка демократического правового строя. У каждой стра­ны свой путь к демократии, парламентаризму и много­партийности; Особенность нашего пути была обуслов­лена долгим господством тоталитарной однопартийной системы, а также форсированными темпами демокра­тических преобразований. Многопартийность – это наличие в стране нескольких политических партий, принимающих реальное участие в политической жизни общества.

 

1.2 История становления политической многопартийности в России

 

История становления посткоммунистической мно­гопартийности в России насчитывает лишь около пятнадцати лет. Но эти годы вместили в себя крушение КПСС, распад Союза, драматическое противостояние влас­тей в 1993 г., избирательные кампании по выборам Президента и парламента страны, выборы в органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Зачатки многопартийности начали формироваться уже с конца 1985 г. в виде так называемых альтерна­тивных общественных движений, народных фронтов, представляющих главным образом движения за нацио­нальное возрождение в республиках, и иных нефор­мальных объединений. Правовой точкой отсчета на этом пути стала отмена третьим Съездом народных депута­тов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализации принципа политического плю­рализма. Это было очень непростое для страны реше­ние. С позиций современного российского менталитета, уже приспособившегося к жизни в условиях предельно сжатого исторического времени, кажется странным, что наиболее актуальная для перестроечного советско­го общества проблема тотальной монополий КПСС стала предметом широких общественных дискуссий лишь в самый пик гласности — в конце 80-х годов. Но и в это время отношение к ней было весьма неоднозначным.

В период, когда маховик исторических событий в России только начинал еще раскручиваться, шансы демократического движения на заметный успех в его противоборстве с КПСС казались небольшими. Комму­нисты явно неплохо подготовились к переменам. В то время как одна часть партии с неожиданной для обще­ства предприимчивостью включилась в инициируемые ею же процессы разгосударствления социалистической собственности (сумев даже убедить определенные кру­ги на Западе и часть отечественной демократической общественности, что преобразование собственности в СССР возможно лишь путем номенклатурной привати­зации), другая ее часть заняла позицию критики вся­кой приватизации и готовилась к тому, чтобы, исполь­зуя неизбежное недовольство широких масс неспра­ведливостями приватизации, вновь выступить в роли: защитника обездоленных и создать мощную социальную базу для возрождения коммунистического движения.

12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации, а уже 20 июля 1991 г., опираясь на решения первого Съезда народных депутатов РСФСР, он издал Указ "О прекращении деятельности организационных структур политических партий и мас­совых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР"7.

После крушения КПСС процесс становления мно­гопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если раньше политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по преиму­ществу направлена против КПСС и отождествлявшего­ся с ней союзного центра, то теперь они были вынуж­дены искать новую основу для самовыражения и само­идентификации (это прежде всего касалось так назы­ваемого демократического движения, которое по сути дела всегда было лишь объединением "против", а не "за"). Я говорю "так называемого" потому, что "демок­рат", "демократическое движение" и т. п. — это всего лишь приемлемое для народного слуха демагогическое название всего антикоммунистического. При этом как-то забывается, что коммунисты тоже стоят на позици­ях демократии, но демократии пролетарской, т. е. не­правовой, использующей массы как средство подавле­ния индивида. Антикоммунистическая же демократия — это демократия буржуазная, т.е. правовая, либераль­ная, основанная на принципах защиты прав меньшин­ства, свободы индивида. А для буржуазной демократий (т. е. демократии в позитивном, а не просто в анти­коммунистическом смысле) в России пока что условий нет, так как нет гражданского общества и нет среднего социального слоя, который мог бы быть реальным но­сителем основных ценностей буржуазной демократии — свободы, собственности и права.

Новый этап развития многопартийности в России начался с принятием Конституции 1993 г., взявшей курс на развитие парламентаризма. Реализация этого курса требовала форсированного создания в стране полноцен­ной многопартийной системы. Ожидалось, что факто­ром, способствующим ускоренному становлению циви­лизованной многопартийности, станет новая пропорци­онально-мажоритарная избирательная система, закреп­ленная во введенном в действие Указом Президента от 1 октября 1993 г. Положении о выборах депутатов Госу­дарственной Думы в 1993 г.

Согласно Положению, в основу которого лег про­ект закона о выборах, подготовленный под руковод­ством В. Л. Шейниса и Б. А. Страшуна, депутатам, из­бранным по спискам избирательных объединений и бло­ков (по так называемым "партийным спискам"), предо­ставлялась половина мест в парламенте. Кроме того, в Положении содержался и ряд иных норм, обеспечивавших политическим партиям и движениям максимально благоприятные условия участия в выборах. Подобные преимущества явно не соответствовали реальному ме­сту и роли политических объединений в обществе и в политическом процессе. Несмотря на фиксируемое оп­росами общественного мнения возрастание вовлечен­ности различных социальных слоев в "партийную" жизнь в течение всего 1993 г. (в апреле 60% респондентов не доверяли партиям и движениям или затруднились вы­разить кому-то из них поддержку, в июне эта группа сократилась до 54%, а в ноябре — до 43%), в преддве­рии выборов абсолютное большинство граждан по-пре­жнему не симпатизировало ни одной из политических сил. Таким образом, в Положении о выборах, в отли­чие от всех прежних шагов по правовому регулирова­нию формирования многопартийной системы, власть, не ограничиваясь легализацией фактически уже сло­жившихся или складывающихся форм общественных отношений, впервые пошла дальше и предприняла по­пытку ускорить развитие многопартийности в стране.

Было ли верным такое решение — вопрос непрос­той. Ответ на него усложняется тем обстоятельством, что в Положении о выборах 1993 г. был избран наименее удачный, по мнению специалистов, вариант пропорцио­нально-мажоритарной системы, для которого характер­но механическое сочетание мажоритарного и пропор­ционального принципов представительства15. Очевидно, что здесь можно приводить много аргументов "за" и "против". Однако надо учитывать, что реальное про­странство выбора решений было в тот момент весьма ограниченным.

Таким образом, мне кажется, что в течение ближайших лет, пока будет проходить перерегистрация, число партий сократится с двухсот как минимум до сорока.
В связи с этим партии получат стимул для того, чтобы укрупняться. То есть в ближайшее время можно ожидать волну различных партийных слияний, которые будут идти прежде всего по пути поглощения крупными объединениями более мелких.
В принципе Закон о партиях не способен сократить число тех партий, которые входят сегодня в Государственную Думу. Это зависит от характера Закона о выборах. При пятипроцентном барьере прохождения в Думу мы и в будущем будем получать практически

Информация о работе Многопартийность и политическое лидерство