Мировой экономический кризис 1929-1933 и политика «Нового курса» Ф. Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась.

Содержание

США в годы экономического кризиса
Переход США от процветания к экономическому кризису
Аграрный кризис
Попытки Гувера осуществить государственное кредитование банков
«Новый курс» Рузвельта
Основные мероприятия «Нового курса»
Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании
Особенности мирового экономического кризиса во Франции
Особенности экономического кризиса в Германии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

мировой кризис.docx

— 51.49 Кб (Скачать)

       Непоследовательность  антикризисных действий привели  к расколу внутри самого Народного  фронта, в результате чего трансформировалась и его программа.

       В результате нового правительственного кризиса весной 1938г. формируется 2-й  кабинет Блюма, который проводит дальнейшее свертывание политики Народного  фронта.

       За  счет сокращения социальных ассигнований Блюм надеялся ускорить военно-оборонительное строительство в стране. Одновременно в качестве источников средств для  выполнения оборонной программы  правительством были названы : увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные  предприятия, на сверхприбыли оборонных  предприятий, а так же установление жесткого государственного контроля за валютными операциями, импортом и  некоторые другие мероприятия. Политика пересмотра доходной и расходной  статей бюджета вызвала недовольство представителей крупных промышленных и финансовых кругов, с одной стороны, и не получила широкой поддержки  граждан, с другой, что определило скорое падение кабинета.

       Сформированное  в апреле 1938г. правительство Эдуарда  Даладье окончательно отказалось от программы Народного фронта на основе полученных им от парламента чрезвычайных полномочий.

       Состояние экономической нестабильности было характерно для Франции вплоть до конца 30-х годов, что во многом объясняется  непоследовательностью антикризисных  мероприятий, а по сути отсутствием  согласованной общенациональной программы  выхода из кризиса. В результате этого  Франция существенно уступила свои позиции на мировых рынках. Некоторое оживление в экономике страны было вызвано накануне войны усилением государственных ассигнований на военное строительство.6 

       Особенности экономического кризиса  в Германии. 

       Зависимое положение в достаточной мере неокрепшей экономики Германии определило глубину кризиса 1929-1933 гг. в стране.

       Своей нижней точки он достиг в 1932г. поразив  промышленный сектор ( 68 тыс. предприятий  стали банкротами), банковскую сферу, вызвал огромную безработицу (около 8 млн. чел).[1]

       Прекращение помощи со стороны ведущих стран, которые также испытывали экономический  кризис, усугубило положение Германии.

       Неспособность режима Веймарской республики эффективно противодействовать экономическому кризису, обострению социальных противоречий, стремление монополий к восстановлению утраченных позиций на мировых рынках , растущая ностальгия широких общественных кругов граждан по былому величию  Германии в условиях резкого падения  жизненного уровня, безразличие к  внутренним проблемам Германии со стороны  правительств других стран было главным  фактароми установления фашистского  режима в стране в

       1933г.

       Экономическая политика фашизма носила ярко выраженный этатистский характер.

       Антикризисные мероприятия носили чрезвычайный характер, преследовали не только тактические  цели вывода экономики в режим  роста, но и стратегические – возвращение  утерянных территорий и рынков, дальнейшее расширение границ государства, завоевание мирового господства.

       Эта стратегия и определила формы  и методы вывода страны из кризиса, главным содержанием которого становится тотальная милитаризация народного  хозяйства.

       Нацисты создают мощный аппарат государственного регулирования экономики, явившейся  основным рычагом сосредоточения финансовых, сырьевых, производственных, людских  и прочих ресурсов.

       Ряд принятых законов о картелировании экономики, о подготовке к органическому  построению германского хозяйства, об оброне империи и др. позволили  установить жесткий контроль государства  над большей частью промышленного  потенциала. Закон об организации  национального труда создал нормативную  базу для становления принудительного  труда.

       Руководство экономикой Германии осуществлялось из единого центра –Главного хозяйственного совета , перераспределявшего финансовые, людские и сырьевые ресурсы прежде всего в военный комплекс за счет гражданских отраслей.

       Таким образом в условиях фашистской диктатуры  при отсутствии необходимых средств  на широкомасштабные военные инвестиции, прекратившейся помощи со стороны других стран, самоизоляции страны методы государственного регулирования изначально приобрели  ярко – выраженные прямые административные формы. Быстрыми темпами шло расширение государственного сектора в экономике, что, в частности, было связано с  политикой

       «ариизации» предприятий. Росла доля участия  государства в акционерных кампаниях.

       Такой вариант интервенции государства  в хозяйственную жизнь оказались  весьма эффективными и позволили  в течении 1934г. покончить с кризисом прежде всего в тяжелой промышленности и на этой основе обеспечить быстрые  темпы роста. Однако следует отметить, что успехи Германии в преодолении  кризиса были весьма призрачными, т.к. не устраняли народохозяйственные  диспропорции явившиеся его причиной, а напротив углубляли их.

       Продолжение политики милитаризации экономики, таким образом, не решало задачи восстановления оптимальных хозяйственных пропорций , расширения внутренних и внешних  рынков, оздоровления финансовой системы  и т.д.

       Впрочем, нацистское правительство и не стремилось к решению данных проблем.

       Только  развязывание внешней агрессии могло  временно отодвинуть неотвратимую хозяйственную  катастрофу. Поэтому с 1935 г. Германия все более втягивается в военные  конфликты и в конечном счете  развязывает Вторую мировую войну.7 

       Заключение. 

       Период  Великого кризиса 1929 – 1933гг., повторно, за короткий промежуток времени, но уже  в мирное время вызвал небывалые  темпы роста государственного вмешательства  в хозяйственную жизнь. Развитие этатизма было характерно для всех без исключения стран. Отличительная  черта нового этапа развития системы  регулирования в том, что феномен  этатизации получает достаточно прочное  обоснование в кейнсианской теории.

       В несколько ином ключе трактуют неизбежность возникновения системы государственного регулирования экономических отношений  весьма популярные в то время доктрины: германский национал – социализм, многочисленные социалистические концепции и т.д., что свидетельствует о повсеместности данного процесса.

       Список  использованной литературы:

    1. Э.Шульц. Вопросы экономики.- М.: АСТ, 1991, стр. 71.
    2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс .- М.: Республика, 1992, стр. 389.
    3. В.Г. Сарычев, А.А. Успенский, В.Т. Чунтулов. Экономическая история: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 1985 , стр.  315.
    4. Г.Б.Поляк,А.Н.Маркова. История мировой экономики: Учебник для вузов. – М.:ЮНИТИ, 2000, стр. 542.
    5. А.Н.Маркова. История народного хозяйства капиталистических стран (до второй мировой войны) .- М., 1991, стр.279.

Информация о работе Мировой экономический кризис 1929-1933 и политика «Нового курса» Ф. Рузвельта