Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 13:36, контрольная работа
В первой четверти XX в. США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении страной. С переходом промышленного капитализма к монополистическому центр мирового экономического развития переместился из Европы в Северную Америку. США развивались быстрее всех и производили больше всех. Их доля в мировом производстве постоянно увеличивалась.
США в годы экономического кризиса
Переход США от процветания к экономическому кризису
Аграрный кризис
Попытки Гувера осуществить государственное кредитование банков
«Новый курс» Рузвельта
Основные мероприятия «Нового курса»
Мировой экономический кризис и его особенности в Великобритании
Особенности мирового экономического кризиса во Франции
Особенности экономического кризиса в Германии
Заключение
Список использованной литературы
Созданная при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции — за первые 2 года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. В результате усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс.4
Для
увеличения финансовых ресурсов государства
и расширения его регулирующих функций
в этот период США отказались от
золотого стандарта, изъяли золото из
обращения и провели
В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.4
Заслуживает внимания метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным.
Поэтому
он нашел оригинальный путь инфляционного
развития. США осуществили
Благодаря
девальвации доллара
Центральное
место в мероприятиях «Нового
курса» отводилось проблеме восстановления
промышленности. В июне 1933 г. был
принят один из двух наиболее важных законов
— закон о восстановлении национальной
промышленности (НИРА). Для его проведения
была создана Администрация
«Стандарт
ойл», от группы Моргана и других
концернов), а также экономисты, деятели
Американской федерации труда. Председателем
Администрации национального
Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела.
Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Ассоциация
предпринимателей всю промышленность
разделила на 17 групп, каждая из которых
обязывалась разработать такой
кодекс. Кодексами для каждого
предприятия устанавливались
Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г.Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер борьбы с безработицей были— создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет.
Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тыс. человек. Работами руководили офицеры резерва ВС. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги.
Администрация чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г.Гопкинсом (1890—1946) выдавала штатам дотации для помощи безработным.
Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительными — на них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннеси.
Работы
были предоставлены 40 тыс. человек. Для
трудоустройства безработных на
Юге США создавалась
Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В историю закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное и далеко идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом».
Закон о восстановлении национальной промышленности вводился на два года.
Он предусматривал либеральные реформы в области трудовых отношений.
Первоначально закон исходил из компромисса между капиталом и рабочими. Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства.
В
то же время профсоюзы получали право
на коллективную защиту. С целью
добиться «классового мира», положить
конец конкуренции за счет рабочих
в пункте 7а «Кодекса честной конкуренции»
за рабочими признавалось не только право
объединения в профессиональные
союзы, но и заключения коллективных
договоров с предпринимателями.
Тем самым рабочие удерживались
от революционной борьбы. В то же
время американские монополии не
забывали о своих интересах: они
предписывали в кодексах фиксировать
уровень зарплаты минимальным, а
продолжительность рабочей
Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА следует рассматривать, хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.
Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и централизацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производство промышленной продукции резко пошло вверх. В целях предотвращения радикального развития
«Нового
курса» они создали специальную
организацию «Лигу американской
свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент
Рузвельт поставил вопрос о продлении
срока действия этого закона, он
натолкнулся на сильное сопротивление
разных сил. Представители крупного
бизнеса критиковали НИРА с позиций
идеалов свободы частной
Второй
важный закон — закон о регулировании
сельского хозяйства —Конгресс
США принял в начале 1933 г. в канун
объявленной фермерами всеобщей
забастовки. Для его проведения была
создана Администрация
1.
Сокращение посевных площадей
и поголовья скота. За каждый
незасеянный гектар фермеры
2.
Чрезвычайные меры по
3.
Инфляционные меры. Правительство
получало право девальвировать
доллар, ремонетизировать серебро,
выпустить на 3 млрд. долл. Казначейских
билетов, государственных
Проведение
этого закона в жизнь привело
к тому, что запахали 10 млн. акров
засеянных хлопком площадей, уничтожили
1/4всех посевов. За один год действия
ААА было забито 23 млн. голов рогатого
скота и 6,4 млн. голов свиней. Мясо
убитых животных превращали в удобрения.
Если наблюдались неурожаи, то это
считалось удачей. Так, в 1934 г. США
поразили жесточайшая засуха и песчаные
бури, что существенно сократило
урожай. Таким образом удалось
поддержать цены и улучшить положение
в аграрном секторе – доходы фермеров
к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам
многие фермерские хозяйства справились
с кризисом. Однако около 10% всех ферм
(600тыс.) разорились и были проданы
с молотка. Меры, предусмотренные
законом о регулировании
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более
8
млн. человек.7 Наиболее активной
формой классовой борьбы стали
«сидячие стачки», когда часть
рабочих оставалась внутри
Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.
В
результате широкого движения трудящихся
правительство Рузвельта на втором
этапе осуществления «Нового
курса» в значительно большей
степени вынуждено было учитывать
интересы рабочих и фермеров. Важнейшим
завоеванием рабочего класса США
следует признать принятие закона Вагнере,
билль которого был вынесен на
рассмотрение Конгресса после отмены
НИРА. В билле признавались необходимость
коллективной защиты рабочими своих
интересов через
Информация о работе Мировой экономический кризис 1929-1933 и политика «Нового курса» Ф. Рузвельта