Мировое хозяйство: тенденции, противоречия, перспективы, понятия, субъекты, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является: современные тенденции, противоречия и перспективы развития мирового хозяйства. Свидетельства перерастания научно – технической революции в научно – производственную.

Задача данной работы ограничивается в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития международного разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных тенденций в мировой экономике и политике в условиях перерастания научно-технической в научно-производственную революцию.

Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.

1) Мировая экономика - совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

2) Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.

3) Мировая экономика - экономическая система, самопроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

    Во-вторых, все более тесное смыкание научно-технического сотрудничества с производственным. Это направление получило известное развитие уже в начале 60-х годов, когда начали создаваться совместные ПКБ для разработки тех или иных образцов машин и оборудования, технологических процессов, производственное освоение которых планировалось осуществлять в кооперационном режиме.

    Наиболее  общая характерная черта научно-технического сотрудничества на современном этапе — усиление его ориентации на совершенствование системы международного разделения труда как в межотраслевом, так и во внутриотраслевом аспекте. Это связано с повышением роли науки и техники в развитии современного производства в целом, в преодолении ресурсных, экологических и других ограничений экономического роста. Достаточно отметить, что существующая во многих странах СЭВ напряженность балансов минерального сырья и топлива, трудовых ресурсов и т. п. связана в первую очередь с недостаточным развитием современной техники и технологии, что влечет за собой повышенные удельные затраты труда и материалов.

    В условиях современного фронтального технологического переворота генеральное направление развития научно-технического сотрудничества стран СЭВ на перспективу заключается, очевидно, в обеспечении его все более тесного и непосредственного смыкания с решением узловых проблем в сфере материального производства. Это предполагает, в частности, четкую сопряженность между затратами на научные исследования и инвестиционными затратами, необходимыми для практического внедрения их результатов.

    Исходная  предпосылка планомерности научно-технического прогресса — обеспечение определяющей роли экономических целей и задач по отношению к его темпам, направлениям и результатам, подчинение развития науки и техники сложившимся и предвидимым общественным потребностям.

    Как справедливо отмечает А. И. Анчишкин, экономические цели и задачи формируют направления научно-технического прогресса, точнее, их сравнительную значимость, приоритетность. Можно назвать по меньшей мере три главных объективных источника образования таких приоритетов. Например, чем ограниченнее какой-либо вид ресурса (включая территориально-транспортный аспект его ограниченности), тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на прямой экономии и на замещении данного вида ресурса.

    Другой  источник формирования приоритетов — «точки роста», новые процессы и явления, отражающие возникновение новых общественных потребностей и возможностей их удовлетворения. В этом случае основой формирования приоритетов может быть принципиально новая технология, порождающая новые потребности. Первоначальный толчок исходит здесь от самого научно-технического прогресса, а благоприятные социально-экономические условия превращают такой импульс в приоритетное направление развития науки и техники. Приоритеты могут складываться также в результате воздействия социальных ограничений, связанных со здоровьем человека, необходимостью поддерживать экологическое равновесие.

    Наряду  с обеспечением взаимодействия стран  — членов СЭВ по приоритетным направлениям технического прогресса одна из наиболее важных задач научно-технического сотрудничества заключается в обеспечении быстрого внедрения результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство путем рационального распределения производственных программ между партнерами.

    Практика сотрудничества стран СЭВ уже знает ряд примеров комплексного решения вопросов технического прогресса и производственного сотрудничества. Одним из таких примеров может служить углубление взаимодействия научно-технического и производственного сотрудничества стран в области вычислительной техники. На основе реализации межправительственного соглашения было осуществлено объединение сил научно-исследовательских и проектно-конструкторских   организаций,   промышленных предприятий ряда отраслей, производящих средства вычислительной техники. Обеспечено взаимодействие многотысячных коллективов в странах — участницах соглашения на основе специализации и кооперации в производстве средств электронизации народного хозяйства.

    В последние годы министерства, ведомства, объединения и комбинаты стран — членов СЭВ стали значительно больше внимания уделять комплексному решению научно-технических и производственно-экономических задач, в особенности в таких областях, как производство оборудования для АЭС, микропроцессоры, робототехника.

    Подобные  примеры подчеркивают необходимость  последовательного учета проблематики научно-технического развития и сотрудничества в соглашениях о международной специализации и кооперации производства. В этой области возникла, видимо, необходимость разработки нового типа соглашения, которое могло бы охватить в комплексе условия научно-технической подготовки производства, выпуска специализированной и кооперированной продукции, а также ее последующего технического усовершенствования.

    Разработка такого рода комплексных соглашений особенно актуальна в условиях, когда страны СЭВ совместно определяют первоочередные объекты производственной и научно-технической кооперации с целью содействия развитию приоритетных видов производства, определяющих технический прогресс и эффективность многих отраслей и народного хозяйства в целом.

    Материализация  любой научной идеи требует эффективного взаимодействия всех звеньев единого цикла «наука-производство». Попытки внедрять в «сыром виде» достижения науки в народное хозяйство ведут к значительным дополнительным затратам при производстве и использовании новой техники, препятствуют ее широкому распространению, часто дискредитируют правильную научную идею. Поэтому каждое направление научно-технического прогресса, рассчитанное на массовое использование его результатов в народном хозяйстве должно включать в обоснованном соотношении научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, технологические институты и опытные производства; назрела также необходимость создания специализированных внедренческих организаций («инженерных фирм»).

    Эти фирмы наряду с обслуживанием  потребителей новой техники должны заниматься и организацией процесса внедрения (управленческие услуги по внедрению техники, «авторский надзор», «привязка» техники и технологии к местным условиям и т. п.).

    Интенсификация  научных исследований означает в  современных условиях осуществление принципа приоритетности в развитии науки, концентрации ресурсов науки на решающих направлениях. В условиях, когда замедляется экстенсивное расширение всех видов ресурсов, в том числе научно-технических, такая концентрация может потребовать систематического перераспределения ресурсов между направлениями развития науки, большего приспособления к новым условиям организации науки и подготовки научных кадров.

    На  основе расширенного и пропорционального  воспроизводства всех звеньев НИОКР и концентрации научно-технических ресурсов должно быть обеспечено сокращение продолжительности цикла «наука—производство» и тем самым ускорен оборот научно-технических ресурсов. Для этого, помимо названных условий, необходимо повышать оснащенность труда ученых, его эффективность на основе форсированного развития научного приборостроения; моделировать и автоматизировать научные эксперименты на основе использования ЭВМ, что позволит как сократить время и трудоемкость экспериментов, многократно увеличить их число, так и учесть еще на стадии научных исследований возможные условия фактического использования нововведений; значительно ускорить проектные и конструкторские работы на основе автоматизированного поиска и выбора уже имеющихся стандартных решений, широкого использования ЭВМ и соответствующей периферийной техники.

    В наибольшей мере усиление планомерного характера научно-технического прогресса  в условиях содружества должно проявиться в возрастающих масштабах, скорости и эффективности внедрения и распространения (тиражирования) нововведений в народном хозяйстве. Для этого необходимо целенаправленно формировать условия как для вертикального (разработка—внедрение), так и для горизонтального перемещения технологии (охват новой техникой все новых и новых объектов, сфер ее применения).

    Все более важными критериями результативности взаимного сотрудничества на современном этапе становятся такие показатели, как степень его воздействия на качественное преобразование отраслей и производств; осуществление сдвигов в ассортиментной структуре продукции; повышение «скорости перемещения» технических новинок по стадиям процесса их научно-технической разработки и освоения производством.

    В итоге деятельности стран и органов  СЭВ в области ускорения технического прогресса синтез научно-технического и производственного сотрудничества приобретает качественно новое содержание. Естественно, этот процесс еще не завершен. Он, как отмечено в документах СЭВ, нуждается в дальнейшем ускорении, в усилении ориентации на конечные производственные результаты.

    Решение этого вопроса предполагает реализацию комплекса мероприятий как на макро, так и на микроэкономическом уровне: согласованное изменение соотношения между капиталовложениями на новое строительство и модернизацию; налаживание выпуска оборудования, необходимого для осуществления модернизации и реконструкции; создание необходимых экономических и организационно-правовых предпосылок для оперативного распространения растущего потока инноваций в масштабах содружества стран СЭВ.

    Здесь многое зависит и от преобразований в области экономического механизма сотрудничества. Так, рациональное международное разделение труда в области науки и техники нельзя себе представить на современном этапе, а тем более в перспективе без его органического соединения с кооперацией в сфере производства. Последовательное решение этой проблемы зависит от многих факторов. В их числе развитие производственной и научно-технической кооперации, создание условий для расширения непосредственных (прямых) связей национальных хозяйственных организаций, для формирования совместных фирм, для объединения ресурсов социалистических стран в других формах. Эти условия включают в себя не только материальные, но и организационно-правовые предпосылки, в том числе необходимую степень унификации норм национального хозяйственного права.

    Учитывая  возросший научно-технический потенциал  стран СЭВ и разветвленную систему их научно-технического сотрудничества, представляется целесообразным усилить научно-техническое обоснование решений, принимаемых в области специализации и кооперации производства, а также при определении объемов и структуры взаимных внешнеторговых поставок. Для этого предстоит разработать уже давно получившую признание в теоретическом плане систему практических мероприятий, обеспечивающих единство и неразрывность цикла «наука — техника — производство — тиражирование новой техники и технологий—обмен».

    Например, уже сегодня, на наш взгляд, правомерна постановка вопроса об ускоренном формировании новой, достаточно самостоятельной области производственной и научно-технической кооперации — совместного внедрения получаемых по линии взаимного сотрудничества, а также в итоге НИОКР в отдельных странах результатов научных исследований в производство. При таком подходе появляется реальная возможность скорейшего освоение новшеств (в том числе в рамках совместных фирм) на основе скоординированного или совместного использования капиталовложений для совместного строительства дополнительных производственных мощностей, расширения или реконструкции существующих предприятий с ориентацией на развитие экспортного производства.

     

7. Укрепление материально-технической базы качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ.

    В России была принята программа применительно  к экономической сфере была определена такая ключевая задача, как кардинальное повышение производительности труда с ориентацией на достижение высшего мирового уровня.

    Страны  СЭВ в совокупности обладают для  решения этой важнейшей задачи крупнейшим научно-техническим потенциалом, развитым машиностроением. У них имеется возможность не только самостоятельно разрабатывать новую технику и технологию, но и обеспечивать их материализацию в основных фондах производственной и непроизводственной сферы, создавать тем самым предпосылки для более активного участия в международном технологическом обмене.

    В то же время при укреплении материально-технической  базы, необходимой для качественного преобразования важнейших отраслей экономики стран СЭВ, возникает ряд сложных задач. Первая из них — активизация многостороннего сотрудничества по авангардным направлениям технического прогресса путем разработки и реализации крупных совместных программ, проектов, приоритетов. Это, безусловно, наиболее эффективный путь международной концентрации ресурсов. В то же время возможности его использования отнюдь не беспредельны. Число крупных международных программ (даже при тщательно отлаженном механизме их осуществления) должно определяться с учетом не только ресурсных, но и управленческих возможностей обеспечения их реализации.

    Возможности многостороннего сотрудничества расширяются, когда в качестве организатора реализации международной программы выступает предприятие или объединение той или иной страны, далее всего продвинувшееся в разработке или освоении новой техники и технологии. Суть этой разновидности многостороннего сотрудничества можно охарактеризовать как выполнение национальной хозяйственной организацией функции технологического интегратора — головной организации, налаживающей международную научно-производственную деятельность хозяйственных организаций заинтересованных стран.

    Тут возникает вторая проблема: по ряду экономических и организационных причин эта разновидность многостороннего сотрудничества реализовывалась на практике преимущественно лишь путем ее преобразования в первую разновидность (например, посредством заключения межправительственных соглашений, генеральных соглашений по специализации и кооперации и т. п.). Она практически не стала его самостоятельной формой. Эту задачу еще предстоит решить в полном объеме.

Информация о работе Мировое хозяйство: тенденции, противоречия, перспективы, понятия, субъекты, этапы развития