Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:01, курсовая работа
Целью исследования является: современные тенденции, противоречия и перспективы развития мирового хозяйства. Свидетельства перерастания научно – технической революции в научно – производственную.
Задача данной работы ограничивается в основном анализом процессов и явлений в мировом хозяйстве, оказывающих воздействие на изменение конкретных форм, динамики и направлений развития международного разделения труда, на повышение роли страны в деле упрочения прогрессивных тенденций в мировой экономике и политике в условиях перерастания научно-технической в научно-производственную революцию.
Существует три основных подхода к определению понятия мировой экономики или мирового хозяйства.
1) Мировая экономика - совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.
2) Мировая экономика - система международных экономических отношений. Единая связь между национальными хозяйствами.
3) Мировая экономика - экономическая система, самопроизводящаяся на уровне производительных сил, производственных отношений. Объединены экономические силы, производственные отношения, правовые нормы.
6) 70 - 80-е гг. Резкое падение темпов экономического роста в мировой экономике. Увеличение экспортной квоты.
7) 90-е
гг. Образование планетарных
Важнейшая
внешнеэкономическая
На основе согласованной долгосрочной политики можно, в частности, рациональнее использовать национальные научно-технические и производственные потенциалы путем дальнейшего развития устойчивого разделения труда и кооперации в решении задач по ускоренному созданию и внедрению в производство передовых технологий, техники и новых материалов; повысить согласованность действий заинтересованных стран СЭВ в области внешних научно-технических связей.
Это
будет содействовать
Координация патентно-лицензионной политики — это в конечном счете одна из предпосылок решения более общей проблемы — упрочения технико-экономической неуязвимости содружества. Такого рода неуязвимость не имеет ничего общего с научно-технической автаркией, экономической автаркией вообще. Речь здесь идет о таком развитии производственного и научно-технического потенциала содружества, который, обеспечивая потребности стран в новейшей технике, позволял бы одновременно повышать надежность и эффективность их участия в мировом экономическом и технологическом обмене.
Согласованная экономическая политика, как и отдельные ее компоненты (научно-техническая, структурная политика и т. д.), должна опираться на систему внутрихозяйственных мер, обеспечивающих единство экономических и технологических задач, неразрывность цикла «наука—техника—производство» (включая тиражирование нововведений), органическую увязку планов развития науки и техники с другими разделами народнохозяйственных планов. Понятно, что если заблаговременно не предусмотрены соответствующие средства, не подготовлены необходимые производственные мощности, не согласованы конкретные мероприятия по научно-техническому и производственно-экономическому сотрудничеству, то это скажется на эффективности практического использования его конечных результатов.
Изменение положения в данной области предполагает повышение действенности «внедренческих» стимулов как в отдельных странах, так и на международном уровне в интересах роста эффективности производства и технического совершенствования продукции, усиление дифференциации внутренних цен на «рядовые» изделия и изделия, воплощающие новейшие научно-технические достижения. Речь идет в конечном счете о том, чтобы на деле превратить долгосрочную научно-техническую политику в узловое звено экономической интеграции, в фактор, определяющий важнейшие структурные и качественные сдвиги в экономике содружества стран СЭВ и в системе разделения труда между ними на перспективу. Реализация этого принципиального положения, предусмотренного Комплексной программой, стала в условиях перерастания научно-технической в научно-производственную революцию неотложной практической задачей.
При анализе направлений углубления разделения и кооперации труда стран — членов СЭВ в области науки, техники и производства в интересах решения выдвигаемых на каждом этапе экономических задач необходимо учитывать ту конкретно-историческую обстановку, которая обусловила состояние взаимного сотрудничества на данный момент. Последнее характеризуется, естественно, не только крупнейшими достижениями, но и определенными проблемами, инерционными моментами, необходимость преодоления которых диктуется потребностями дальнейшего развития экономики.
С содержательной (а не с формальной) точки зрения этапы развития научно-технического сотрудничества могут быть определены укрупненно следующим образом: этап обмена имеющимися в отдельных странах научно-техническими достижениями; этап формирования системы разделения и кооперации труда в области науки и техники, а также практического внедрения их результатов в производство; этап, характеризующийся постепенным переходом к единой (согласованной) научно-технической политике в соответствии с долговременными направлениями развития и изменяющейся структурой экономических и технологических потребностей содружества.
При выделении этапов научно-технического сотрудничества, как и сотрудничества стран СЭВ в целом, нужно учитывать те конкретные социально-экономические цели, которые решаются на их протяжении. Применительно к современному этапу речь должна идти, видимо, не только о коллективном управлении техническим прогрессом, но и о коллективном предвидении ближайших и отдаленных последствий фронтального технологического переворота.
Учет
социально-экономических
В то же время конкретные формы использования этих принципов не могли быть неизменными на различных этапах развития содружества.
Как известно, в послевоенные годы страны СЭВ располагали крайне неблагоприятными внутренними и внешними предпосылками для формирования рациональной системы взаимного разделения труда в области науки и техники. Речь идет как о крайней слабости научно-технической базы большинства из них, так и о технологической блокаде со стороны развитых капиталистических государств.
Требовалось, следовательно, сконцентрировать усилия па форсированном формировании и развитии научно-технических потенциалов во всех странах СЭВ на той базе, которой располагает Россия, а также некоторые другие государства. По сути дела, необходимо было главным образом расширенное (в географическом плане) воспроизводство наличного научно-технического потенциала, а не объединение уже сложившихся национальных потенциалов.
Наиболее подходящей формой широкого распространения уже имевшихся в рамках содружества научно-технических решений стал безвозмездный обмен соответствующей документацией, дополняемый содействием в подготовке национальных кадров для системы научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций.
В итоге использования этой формы сотрудничества (с некоторыми модификациями она используется и в настоящее время) были получены важные положительные результаты, выразившиеся в первую очередь в научно-техническом обеспечении крупнейших структурных преобразований в народном хозяйстве стран СЭВ и в формировании основ научно-технического комплекса в тех странах, которые практически не располагали в прошлом собственной научно-технической базой.
Вместе с тем в силу отмеченных выше ограничений конкретно-исторического характера эти результаты оказались далеко не однозначными. Во-первых, совместное использование результатов научно-технической деятельности не сопровождалось соответствующей интернационализацией ее базы — системы НИИ, ПКБ, опытных производств и т. п., поскольку для этого еще не сложились объективные предпосылки — развитая система разделения и кооперации труда в производстве, науке и технике.
Во-вторых, возникла определенная обособленность между сотрудничеством в научно-технической и производственной сферах как по существу (на базе общего фонда научно-технических достижений в отдельных странах СЭВ развивались относительно автономные производства), так и по экономической форме (перемещение между странами продуктов, произведенных по предоставлявшейся на безвозмездной основе технологии, осуществлялось на условиях внешнеторговых сделок).
С использованием безвозмездного обмена научно-техническими результатами были связаны и два побочных следствия — производственный параллелизм, возникновение которого облегчалось возможностью использования готовых решений, а также уменьшение стимулов к собственным разработкам и к их передаче другим партнерам, поощрение в какой-то мере выжидательной позиции в данной области (в расчете на то, что кто-то из партнеров получит необходимый результат раньше и его можно будет использовать без вложений собственных средств).
Кроме того, обмен конечной (пригодной к непосредственному производственному использованию) продукцией научно-технической сферы ослаблял стимулы к кооперации на стадии исследований и разработок, а тем самым к реальному интернациональному обобществлению научно-технической деятельности.
Все
это потребовало известного уточнения
экономических основ
С
середины 60-х годов начал
Центр тяжести развития научно-технических связей СЭВ стал во все большей мере перемещаться из сферы обмена готовыми результатами в область непосредственного объединения усилий ученых и специалистов сотрудничающих стран, формирования рационального разделения труда между ними, концентрации сил и средств на решении наиболее важных научно-технических проблем.
Следует отметить, что эти новые направления и обслуживающие их формы сотрудничества не распространились в равной степени на прикладные и фундаментальные исследования. В области фундаментальных исследований, по существу, продолжает действовать принцип фактического международного обобществления (формой реализации которого выступает безвозмездный обмен). Высокоразвитая система фундаментальных исследований в Росси, дополняемая вкладом других стран СЭВ (главным образом по линии сотрудничества институтов академий наук), служит общим источником новых знаний.
Сложившееся на практике устойчивое разделение труда между Россией и зарубежными странами СЭВ выражается в значительно большей по сравнению с другими странами СЭВ специализации советской науки на фундаментальных исследованиях, что позволяет им экономить значительные ресурсы и концентрировать преобладающую долю своих национальных научно-технических потенциалов на прикладных исследованиях и разработках. Что касается последних исследований и разработок, то направления совершенствования сотрудничества стран СЭВ в данной сфере на современном этапе можно сформулировать вкратце следующим образом.
Во-первых,
постепенное преодоление