Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:08, курсовая работа
С углублением мирохозяйственных связей процесс глобализации движения валютных и финансовых потоков оказывает все более существенное влияние на экономику страны. Постепенно возрастающий в условиях интернационализации хозяйственной жизни международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран, обслуживает национальный процесс общественного воспроизводства и перелив денежного и финансового капиталов между странами.
По своему характеру Бреттон-Вудская система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами. США брали на себя обязательство по первому требованию обменивать доллары на золото без каких-либо ограничений, а остальные страны должны были зафиксировать курс своей валюты к доллару и поддерживать его в пределах 1% отклонения в обе стороны по отношению к паритету.
По решению Бреттон-Вудской
Для достижения поставленных
целей страны – члены МВФ
на основе установленных квот
осуществляют взносы в его уставной капитал.
Определение квоты страны имеет большое
значение, поскольку от ее размера зависит
величина взноса страны в капитал Фонда,
число голосов, максимальный объем финансирования,
который она может получить от МВФ, а также
доля страны при распределении специальных
прав заимствования (СДР), международного
10
резервного актива, созданного Фондом.
Стоимость единицы СДР
Противоречия Бреттон-Вудской
Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформлена соглашением стран – членов МВФ в январе 1976г. в г. Кингстон на Ямайке, в соглашении формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978г. во второй поправке к статьям соглашения МВФ и продолжающие действовать и сегодня:
11
развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении, обеспечивать либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в интересах достижения стабилизации в международных валютных отношениях.
Дерегулирование в Ямайской валютной системе очень быстро проявилось в несовершенстве плавающих валютных курсов, а финансовые и валютные кризисы, особенно в последнее десятилетие, поставили вопрос о мерах по искусственной поддержке валютных курсов, о реальной и завышенной оценке активов, о неудовлетворительном банковском надзоре, о недостатке финансовой информации. Необходимость координации действий стран для преодоления кризисных явлений заставила мировое экономическое сообщество по-новому оценить роль МВФ и МБРР в согласовании политики стран в области валютных отношений.
В процессе экономической интеграции страны Западной Европы в марте 1979г. объявили о создании международной (региональной) валютной системы. Европейская валютная система (ЕВС) предусматривала скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации. Особенности интеграции западноевропейских стран определили структурные принципы ЕВС, а так же ограничение колебаний курсов валют в пределах 2,25% от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ (европейская валютная единица). В 1990г. с присоединением Великобритании к системе установления валютных курсов в рамках ЕВС для валюты этой станы были расширены возможные колебания курса фунта в пределах 6% от центрального курса. Такие же пределы колебаний были установлены и для испанской песеты. После выхода Великобритании и Италии из ЕВС в августе 1993г. пределы колебаний для всех валют были расширены до 15%.
Режим коллективного плавания валют получил
название «европейской валютной змеи»
в силу того, что курсы могли плавать только
в ограниченных
12
пределах. В случае если курсы выходили за допустимые пределы, то центральный банк был обязан осуществлять валютную интервенцию. Механизм коллективного плавания курса валют ЕС обеспечивал их относительную стабильность, однако страны периодически проводят официальные девальвации (Ирландия, Италия, Бельгия и др.) или ревальвации (например, ФРГ, Франция, Нидерланды и др.).
Был введен стандарт ЭКЮ – европейской валютной единицы, курс которой определяется как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая марка (примерно 33%). Вес, приданный каждой валюте, отражал относительную долю различных государств-членов ЕВС в валовом национальном продукте Европейского союза и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись ссудно-депозитные операции банков. ЭКЮ наряду с официальной широко использовалась и в частной сфере, а так же была и полноценной валютой для международных облигационных рынков, объектов котировок и системы межбанковского клиринга.
Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет взносов стран для предоставления временной помощи для финансирования дефицита платежного баланса и для осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов.
Следующей стадией развития
С 1 января 2002г. было введено
в обращение евро при наличных
расчетах. Квотирование евро к доллару
и к валютам стран, не входящих в ЕВС, осуществляет
Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне.
13
Глава III
Валютные проблемы инновационного развития экономики России
Анализ проблем инновационного
развития экономики России
С учетом новых явлений в
национальной и мировой
Целевая установка валютной
В «Основных направлениях
14
политика
должна включать и другие ее направления
– регулирование валютного
Так же управление валютными
резервами совершенствования,
При оценке относительно глобальной, до финансового кризиса тенденция к снижению доли доллара в национальных валютных резервах в России проявлялась медленнее (с 60% до 53% в 2007г.), чем в Китае (с 68% до 40% в 2006г.), Швеции (с 37% до 20% в 2007г.). Однако в условиях финансово-экономического кризиса в России усилилась тенденция долларизации и евроизации экономики в связи с усилением инфляции (13,5% в 2008г.) и инфляционных ожиданий, а также для повышения внешнего долга корпораций и банков(5.с.3).
Еще одной проблемой является
необходимость разработки
15
Также проблемой инновационного развития экономики России является недостаточный темп инновационной активности в России и отставание ее от развитых стран по доле как инновационной продукции в промышленном производстве (5,5% в 2008г.), экспорте (7,9%), так и инновационно-активных предприятий (менее 11% против около 50% в Германии, Франции, Австралии, Бельгии)(5.с.4). Стимулирование инновационно-инвестиционной политики должно осуществляться по следующим направлениям: реализация масштабных проектов совместно государством и частным бизнесом; предоставление налоговых и других льгот; отмена пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования и повышение их на ввоз устаревших образцов.
Решение этих задач зависит
и от курсовой политики. Поэтому
необходимо найти четкую грань
между уровнем повышения и
снижения рубля, так как
Большое внимание уделяется