Мировая валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

С углублением мирохозяйственных связей процесс глобализации движения валютных и финансовых потоков оказывает все более существенное влияние на экономику страны. Постепенно возрастающий в условиях интернационализации хозяйственной жизни международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран, обслуживает национальный процесс общественного воспроизводства и перелив денежного и финансового капиталов между странами.

Работа содержит 1 файл

курсовик по экономике..doc

— 111.50 Кб (Скачать)
  • Принятие принципа, по которому фиксированные золотые  паритеты и курсы валют могли колебаться в пределах  1% паритета, а в Западной Европе – 0,75%;
  • Обеспечение конвертируемости двух резервных валют – доллара США и фунта стерлингов – а золото по официальному курсу.

    По своему характеру Бреттон-Вудская система была золотодевизной системой с фиксированными валютными курсами. США брали на себя обязательство по первому требованию обменивать доллары на золото без каких-либо ограничений, а остальные страны должны были зафиксировать курс своей валюты к доллару и поддерживать его в пределах 1% отклонения в обе стороны по отношению к паритету.

    По решению Бреттон-Вудской конференции  был создан Международный валютный  фонд (МВФ), основными целями которого  являлись:

  • Оказание содействия стабильности валютных курсов, платежных соглашений и избежание конкурентной девальвации валют;
  • Содействие организации многосторонней платежной системы по текущим операциям и устранение валютных ограничений;
  • Предоставление краткосрочных кредитов для урегулирования платежных дисбалансов;
  • Оказание содействия международному сотрудничеству на основе постоянных совещаний и консультаций по международным валютным проблемам.

     Для достижения поставленных  целей страны – члены МВФ  на основе установленных квот осуществляют взносы в его уставной капитал. Определение квоты страны имеет большое значение, поскольку от ее размера зависит величина взноса страны в капитал Фонда, число голосов, максимальный объем финансирования, который она может получить от МВФ, а также доля страны при распределении специальных прав заимствования (СДР), международного  

10

резервного  актива, созданного Фондом. 

    Стоимость единицы СДР ежедневно  определяется как сумма рыночной долларовой стоимости четырех основных валют, из которых составлена корзина СДР (доллар США, иена, евро и фунт стерлингов).

    Противоречия Бреттон-Вудской валютной  системы, прежде всего между  национальным характером доллара  и использованием его как международного  платежного средства, постепенно  расшатали ее по мере укрепления экономики стран Западной Европы и Японии. В 1971г. США официально прекратили конвертировать доллары в золото по официальному курсу. Для спасения системы фиксированных валютных курсов в декабре 1971г. была достигнута договоренность о расширении пределов колебаний курсов 2,25% от паритета валют. Однако уже через год эта договоренность о фиксированных валютных курсах была отменена, и Бреттон-Вудская система перестала существовать.

     Четвертая мировая валютная система (Ямайская) была оформлена соглашением стран – членов МВФ в январе 1976г. в г. Кингстон на Ямайке, в соглашении формулировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978г. во второй поправке к статьям соглашения МВФ и  продолжающие действовать и сегодня:

  • С отменой официальной цены золота была узаконена демонетизация золота, то есть утрата им денежных функций, но, тем не менее, благодаря реальной ценности золота за ним сохранилась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива;
  • Золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР,  который формально объявлен основой валютных паритетов, но на практике не стал эталоном стоимости, главным платежным и резервным средством;
  • Вместо фиксированного валютного курса с 1973г. страны официально перешли к режиму плавающих валютных курсов, но при этом получили возможность выбора – фиксированного или плавающего валютного курса;
  • МВФ получил полномочия осуществлять более жесткий надзор за
 

11

    развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении, обеспечивать либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в интересах достижения стабилизации в международных  валютных отношениях.

     Дерегулирование   в Ямайской валютной системе очень быстро проявилось в несовершенстве  плавающих валютных курсов, а финансовые и валютные кризисы, особенно в последнее десятилетие, поставили вопрос о мерах по искусственной поддержке валютных курсов, о реальной и завышенной оценке активов, о неудовлетворительном банковском надзоре, о недостатке финансовой информации. Необходимость координации действий стран для преодоления кризисных явлений  заставила мировое экономическое сообщество по-новому оценить роль МВФ и МБРР в согласовании политики стран в области валютных отношений.

     В процессе экономической интеграции страны Западной Европы в марте 1979г. объявили о создании международной (региональной) валютной системы. Европейская валютная система (ЕВС) предусматривала скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации. Особенности интеграции западноевропейских стран определили структурные принципы ЕВС, а так же ограничение колебаний курсов валют в пределах 2,25% от согласованного центрального курса каждой валюты к ЭКЮ (европейская валютная единица). В 1990г. с присоединением Великобритании к системе установления валютных курсов в рамках ЕВС для валюты этой станы были расширены  возможные колебания курса фунта в пределах 6% от центрального курса. Такие же пределы колебаний были установлены и для испанской песеты. После выхода Великобритании и Италии из ЕВС в августе 1993г. пределы колебаний для всех валют были расширены до 15%.

     Режим коллективного плавания валют получил название «европейской валютной змеи» в силу того, что курсы могли плавать только в ограниченных  

12

пределах. В случае если курсы выходили за допустимые пределы, то центральный  банк был обязан осуществлять валютную интервенцию. Механизм коллективного  плавания курса валют ЕС обеспечивал  их относительную стабильность,  однако страны периодически проводят официальные девальвации (Ирландия, Италия, Бельгия и др.) или ревальвации (например, ФРГ, Франция, Нидерланды и др.).

     Был введен стандарт ЭКЮ – европейской валютной единицы, курс которой определяется как средневзвешенный средний курс из 12 западноевропейских валют. В ней доминировала немецкая марка (примерно 33%). Вес, приданный каждой валюте, отражал относительную долю различных государств-членов ЕВС в валовом национальном продукте Европейского союза и в торговле внутри него, а также их вклад в механизмы краткосрочной валютной поддержки. В ЭКЮ предоставлялись кредиты, получаемые странами в рамках единой сельскохозяйственной политики, осуществлялись  ссудно-депозитные операции банков. ЭКЮ наряду с официальной широко использовалась и в частной сфере, а так же была и полноценной валютой для  международных облигационных рынков, объектов котировок и системы межбанковского клиринга.

      Был создан Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет взносов стран для предоставления временной помощи для финансирования дефицита платежного баланса и для осуществления расчетов по валютным интервенциям стран-членов в целях поддержки их валютных курсов.

      Следующей стадией развития валютно-финансовой  интеграции европейских стран стало продвижение к Экономическому и валютному союзу, предусматривающему единую денежную политику, создание единого центрального банка и введение единой валюты.

     С 1 января 2002г. было введено  в обращение евро при наличных  расчетах. Квотирование евро к доллару и к валютам стран, не входящих в ЕВС, осуществляет Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне. 

13

Глава III

Валютные  проблемы инновационного развития экономики  России

    Анализ проблем инновационного  развития экономики России является довольно важной и актуальной темой, особенно с учетом современного финансового кризиса.

     С учетом  новых явлений в  национальной и мировой экономике,  необходим системный подход к  совершенствованию валютной политики  и разработке ныне отсутствующей  валютной стратегии России, а так же рассмотрение роли этой политики в обеспечении инновационного социально-экономического развития России.

     Целевая установка валютной политики  должна быть ориентирована на  обеспечение инновационного развития  экономики.  До мирового финансово-экономического кризиса доминировала консервативная бюджетная, денежная, а так же валютная политика. Это проявилось в накоплении и блокировании валютных поступлений в государственных финансовых фондах, золотовалютных резервах. Мировой финансовый кризис потвердел,  что без резервов экономика не может функционировать при кризисных потрясениях. Однако использование государственных, в том числе валютных, резервов для проведения пакета антикризисных мер в целях поддержки системообразующих корпораций и банков стало тормозом инновационного развития. Поэтому, исходя из принципа государственно-частного партнерства, необходимо, чтобы ведущие участники рыночной экономики также привлекали свои резервы и эффективно использовали предоставленную им государственную поддержку для выхода из финансово-экономического кризиса.

     В «Основных направлениях единой  государственной денежно-кредитной  политики» валютная политика  занимает скромное место и  ограниченна в основном проблемами  курсовой политики Банка России и констатацией размера официальных золотовалютных резервов. Между тем комплексная валютная  

14

политика  должна включать и другие ее направления  – регулирование валютного рынка, совершенствование управления золотовалютными  резервами, переход к свободной конвертируемости рубля и его использованию как региональной/мировой валюты, валютное обеспечение инновационного процесса и др.

     Так же управление валютными  резервами совершенствования, исходя  из приоритета валютной политики  – защиты интересов валютной экономики.

     При оценке относительно глобальной, до финансового кризиса тенденция к снижению доли доллара в национальных валютных резервах в России проявлялась медленнее (с 60% до 53% в 2007г.), чем в Китае (с 68%  до 40% в 2006г.), Швеции (с 37% до 20% в 2007г.). Однако  в условиях финансово-экономического кризиса в России усилилась тенденция долларизации и евроизации экономики в связи с усилением инфляции (13,5% в 2008г.) и инфляционных ожиданий, а также для повышения внешнего долга корпораций и банков(5.с.3).

     Еще одной проблемой является  необходимость разработки валютной  стратегии России. Пока формируются  два ее направления в соответствии  с заявлениями на высшем уровне  и научными дискуссиями. Речь  идет о переходе от формальной  к реальной свободной конвертируемости рубля со всеми ее атрибутами и об использовании рубля как региональной/мировой валюты. С точки зрения теории денег, мировая валюта выполняет три функции: интернациональная мера стоимости, международное средство платежа (расчетная валюта) и международное средство накопления (т.е. как резервная валюта). Следовательно, понятия резервной и расчетной валют связаны с выполнением каждой из них лишь одной из трех функций мировых денег.  Понятие «региональной валюты» отражает первоначальный регион ее использования. Например, евро вначале использовался как региональная единая европейская валюта, а затем постепенно стал мировой валютой и конкурентом доллару. 

15

     Также проблемой инновационного развития экономики России является недостаточный темп инновационной активности в России и отставание ее от развитых стран по доле как инновационной продукции в промышленном производстве (5,5% в 2008г.), экспорте (7,9%), так и инновационно-активных предприятий (менее 11% против около 50% в Германии, Франции, Австралии, Бельгии)(5.с.4). Стимулирование инновационно-инвестиционной политики должно осуществляться по следующим направлениям: реализация масштабных проектов совместно государством и частным бизнесом; предоставление налоговых и других льгот; отмена пошлин на импорт высокотехнологичного оборудования и повышение их на ввоз устаревших образцов.

     Решение этих задач зависит  и от курсовой политики. Поэтому  необходимо найти четкую грань  между уровнем повышения и  снижения рубля, так как чрезмерное  его изменение в ту и другую сторону вызывает серьезные негативные последствия для экономики России, и ее инновационного развития. Значительным является и влияние на величину равновесного курса применяемых методов определения номинального и реального эффективного курса рубля – сопоставление совокупного спроса и предложения валюты (подход с позиции платежного баланса) или равенства покупательной способности валюты при неизменном уровне цен (метод паритета покупательной способности), но применять их в долгосрочную перспективу сомнительно.

     Большое внимание уделяется проблеме  создания международного финансового  центра в России в целях  повышения инвестиционной привлекательности  нашей страны и интернационализации  использования российского рубля.  Однако, становлению рубля как мировой валюты препятствуют некоторые факторы, прежде всего высокий темп инфляции, что сдерживает его признание на мировом рынке.

Информация о работе Мировая валютная система