Мировая торговля, её структура, виды, направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование мировой торговли. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности мировой торговли, теоретических основ международной торговли, характеристика её видов и структуры, также в работе рассмотрены современные тенденции в развитии мировой торговли.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность мировой торговли……………………………………………………………….4
§1. Понятие мировой торговли………………………………………………………………………4
§2. Сущность международной торговли и её роль в системе мирохозяйственных связей………4
Глава II. Теоретические основы международной торговли…………………………………….….5
§1. Классическая теория международной торговли………………………………………………..5
§2. Модель Хекшера – Олина………………………………………………………………………..6
§3. Концепция Самуэльсона и Столпера. …………………………………………………………..6
§4. Парадокс Леонтьева. ……………………………………………………………………………..6
§5. Теория Вернона и Киндельберга. ……………………………………………………………….6
§6. Теория конкурентных преимуществ Майкла Портера…………………………………………7
Глава III. Структура и виды мировой торговли…………………………………………………….7
§1. Отраслевая структура мировой торговли……………………………………………………….7
§2. Виды мировой торговли………………………………………………………………………….9
Глава IV. Современные тенденции в развитии мировой торговли………………………………12
Глава V. Россия в мировой торговле……………………………………………………………….14
§1. Место и роль России в мировой торговли……………………………………………………..14
§2. Основные торговые партнеры России………………………………………………………….17
§3. Россия и Всемирная Торговая Организация…………………………………………………...18
Заключение. ………………………………………………………………………………………….20
Библиография. ……………………………………………………………………………………….21
Приложение. …………………………………………………………………………………………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

      Наиболее  успешными организационными формами, действующими в ЭТ, являются специализированные розничные электронные магазины. Помимо собственно торговли,  в системе Интернет все большее развитие получают разного рода услуги, в том числе информационные,  рекламные, банковские, услуги по грузоперевозкам и т. п. Особую динамику в последнее время приобретает торговля через сеть ценными бумагами. Основными проблемами ЭТ являются, во-первых, отсутствие гарантии качества со стороны государства: ни одно правительство не может применить внутренние санкции к зарубежной компании, работающей в системе ЭТ. Во-вторых, стоимость доставки товаров в разные страны мира достаточно высока. При этом затраты на

перевозку в основном увеличиваются за счет импортных пошлин и других налогов.

      Специалисты полагают, что проблемы ЭТ - это проблемы роста. Ее роль в развитии международной торговли в XXI веке будет огромной.

Виды  мировой торговли.
Оптовая торговля.
      Основная организационная форма  в оптовой торговле стран с  развитой рыночной экономикой - независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм в Германии  имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады.

    Промышленные  компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции  фирмам и могут иметь свою оптовую сеть. Используются прямые связи производства с розничной торговлей, минуя специализированные оптовые фирмы. Однако в ряде случаев, при обилии и широком территориальном сосредоточении розничных торговых фирм, покупающих  товары данной промышленной компании, при необходимости значительной послепроизводственной обработки прямые связи нецелесообразны.

      Распространены  вертикальные объединения «контрактного  типа» - когда промышленный концерн  объединяется с торговыми фирмами. В таких «цепных компаниях» создаются центральные закупочные конторы, а самостоятельность мелких фирм ограничивается. Последние стали развивать другие формы интеграции, например, кооперативные ассоциации розничных фирм. Еще одна форма «цепных компаний» - «добровольные цепи» -  контрактная форма связи между оптовыми и розничными фирмами при сохранении независимости участников «цепи». В «добровольной цепи» совместная оптовая фирма обслуживает создавшие ее розничные фирмы, в кооперативном объединении оптовые фирмы объединяют усилия с розничными.

      Вертикальные  объединения дают их участникам ряд  преимуществ: более благоприятные  условия воспроизводства по сравнению  с условиями необъединенных фирм, большая стабильность и надежность снабжения торговых фирм товарами, более надежный сбыт.

      Важный параметр в оптовой торговле - соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации (в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных). Специализация идет по предметному (товарному) и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

      Особое  место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют чем угодно, причем и оптом, и в розницу. В  основном товарные биржи имеют свою специализацию: уголь, нефть, лес, зерно и т.д.

      Публичная биржевая торговля основана на принципах  двойного аукциона, когда увеличивающиеся  предложения покупателей встречаются  со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через прессу и каналы связи.

      Движение  цен будет определяться числом продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности (большом числе продавцов и покупателей) является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.1  

Товарные  биржи.

Существует  несколько основных видов товарных бирж:

    1. Открытые  - доступные для всех. На них торгуют реальными товарами, поэтому в сделках непосредственно участвуют продавцы и покупатели. Посредники между ними

            возможны, но не обязательны. Деятельность  таких бирж регламентируется  слабо.

      2)  Открытые биржи смешанного типа, уже с посредниками - брокерами, действующими за счет клиента, и дилерами, действующими за свой счет.

    1. Закрытые - торгующие реальным товаром. На них продавцы и покупатели не вправе входить в «биржевое кольцо» и тем самым непосредственно контактировать друг с другом.

      В настоящее время биржи реального  товара сохранились лишь в некоторых  странах и имеют незначительные обороты. Они являются, как правило, одной из форм оптовой торговли товарами местного значения, рынки которых  отличаются низкой концентрацией производства, сбыта и потребления, или создаются в развитых странах в попытке защитить национальные интересы при экспорте важнейших для этих стран товаров. В развитых капиталистических странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка биржи реального товара могут играть заметную роль.

      Институт  биржи не потерял своего значения для международной торговли в  связи с превращением из биржи  реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу. 

Фьючерсные  биржи.

      Сочетание в торговых сделках элементов  купли продажи и кредита и  заинтересованность торговце скорее получить деньги на как можно большую часть  стоимости товара, независимо от его  фактической реализации, явились  важнейшими факторами организации нового типа биржевой торговли - фьючерсной.

      Срочные (фьючерсные) биржи   - это биржи, где торгуют не товаром, а контрактами  на поставку товаров в будущем. Это  могут быть закрытые срочные биржи, где непосредственно торгуют  лишь профессионалы и преобладают сделки страхования цен контрактных товаров от риска их снижения или, наоборот, роста в будущем; открытые срочные биржи, где, кроме профессионалов участвуют продавцы и покупатели контрактов. Фьючерсная биржевая торговля - один из наиболее динамичных секторов капиталистического хозяйства. В современных условиях именно фьючерсная торговля является господствующей формой биржевой торговли.

      Фьючерсные  биржи позволяют не только быстрее  реализовывать товар, но и ускорить возврат авансированного капитала в денежной форме в количестве, максимально близком первоначально авансированному капиталу, и получить соответствующую прибыль. Кроме того, фьючерсная биржа обеспечивает экономию резервных средств, которые бизнесмен держит на случай неблагоприятной коньюктуры.

      Основными признаками фьючерсной торговли являются:

- фиктивный  характер сделок, то есть осуществление  купли-продажи, при которой обмен  товаров почти отсутствует (реальные  поставки составляют 1-2% всего товарооборота), так как обязательства сторон по сделке прекращаются путем обратной операции с выплатой разницы в ценах;

- преимущественно  косвенная связь с рынком реального  товара (через хеджирование, а не  через поставку товара);

- заранее  строго определенная и унифицированная,  лишенная каких-либо  индивидуальных особенностей потребительная стоимость товара, определенное количество которого потенциально представляет биржевой контракт, используемый в качестве носителя цены, непосредственно приравниваемого к деньгам и обмениваемого на них в любой момент;

- полная  унификация условий в отношении  количества разрешенного к поставке  товара, места и сроков поставки;

- обезличенность  сделок и заменимость контрагентов  по ним, так как они заключаются  не между конкретным продавцом  и конкретным покупателем, а между ними (а чаще их брокерами) и расчетной палатой - специальной организацией при бирже, играющей роль гаранта выполнения обязательств сторон при покупке или продаже ими биржевых контрактов. При этом сама биржа не выступает в качестве одной из сторон в контракте или на стороне одного из партнеров.

      Во  фьючерсных операциях сохранена  полная свобода сторон только в отношении  цены и ограниченная в выборе срока  поставки товара; все же остальные  условия строго регламентированы и  не зависят от воли участвующих в сделке сторон. В связи с этим фьючерсные биржи иногда называют «рынком цен» (то есть меновых стоимостей), в отличие от рынков товаров (совокупности и единства), например бирж реального товара, где покупатель и продавец могут согласовать между собой любые условия контракта.

      Именно  как рынок цен биржа соответствует  требованиям, предъявляемым крупным  производством  на высшей ступени  развития капитализма. Превращение  биржи из рынка реального товара в своеобразный институт обслуживающий  и удешевляющий торговлю и кредитно-финансовые операции произошло в результате усиления концентрации сбыта, производства и потребления биржевых товаров (но при сохранении конкуренции), возникновения и эволюции форм финансового капитала. В настоящее время фьючерсные биржи служат удовлетворению потребностей как мелких, так и крупнейших компаний. 

Фондовые  биржи.

      Торговля  ценными бумагами ведется на международных  денежных рынках, то есть на биржах таких  крупных финансовых центров, как  Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в определенные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами - акциями и облигациями - существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

      Биржевой  курс акций и других ценных бумаг  зависит исключительно от соотношения  между предложением и спросом. Индекс котировки (курсов) акций - это показатель курсов важнейших акций на биржах. Он обычно включает курсы акций крупнейших предприятий. Индекс котировки акций является своего рода индикатором климата на бирже. 

Ярмарки.

      Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки, чаще всего специализированные, что позволяет потребителю сравнить и выбрать наиболее подходящий ему по потребительским качествам и цене товар, не затрачивая огромных усилий на поиск информации о производителях необходимых ему товаров. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свой товар «лицом», а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ведь ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т.п. Поэтому любой желающий, сориентировавшись по темам выставок, может выбрать ту, которая позволит встретиться с интересующими его производителями. Соответственно и производитель встречает на ярмарке аудиторию, интересующуюся именно его товаром.

      Роль  ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием  международного разделения труда, которое  еще больше углубится благодаря  свободному товарообмену в Европе.

      Ведущее место в Европе занимают ярмарки в Германии. Среди европейских ярмарок одной из старейших является Лейпцигская. Она стала одним из крупнейших торговых центров. В послевоенное время она часто была единственной возможностью для развития торговых связей между Востоком и Западом. В настоящее время Лейпциг становится одним из самых динамичных торговых центров Европы, в который производятся особенно большие капитальные вложения и которому предъявляются новые требования. Главное из них: вместо крупных универсальных выставок проводить целенаправленное и хорошо обозримые небольшие выставки, ориентирующиеся на потребности рынка.

      Мюнхенская  ярмарка делает особый акцент на более  полном той или иной отрасли промышленности в глобальном масштабе. Мюнхен приобретает  функцию моста между Востоком и Западом. Ежегодно на ярмарке проводится около 20 международных мероприятий с 24 тысячами участников из 88 стран и 2 миллионов посетителей из более чем130 стран. Мюнхенская ярмарка держит мировой рекорд по частоте «смены декорации» на своей не столь большой территории.

Информация о работе Мировая торговля, её структура, виды, направления развития