Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность этой темы, мной для курсовой работы была избрана тема «Миграция рабочей силы: международный аспект». Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике; рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта; раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия; выделить причины, последствия и проблемы международной трудовой миграции, а также предложить возможные пути для их решения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 1.42 Мб (Скачать)

Особо следует сказать  о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства  к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее  время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место  стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.

В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран  ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто  экономические - рабочие из этих стран  едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных  рабочих и специалистов из 78 стран  мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы  в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения  иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих  отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения  выполнять предлагаемую работу. Такая  ситуация характерна практически для  всех отраслей производства, но чаще всего  для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

Таблица 1 - Доля иностранной рабочей силы в общей численности работников в России в 2008 г.

К числу других причин использования  иностранных работников относится  необходимость сохранения сложившихся  коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севеpa России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось  не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).

Помимо миграции рабочей  силы существует проблема беженцев и  вынужденных переселенцев. Приложение 2. По оценкам экспертов ООН 7 млн. человек в республиках бывшего СССР покинули в 1991-1995 гг. места своего постоянного проживания. В России по различным оценкам насчитывается от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в числе мигрантов. Помимо иммиграции из стран ближнего зарубежья ожидается ее увеличение из Китая, Северной Кореи, Турции (сельскохозяйственные рабочие, строители, работники сферы обслуживания), США, Франции, Германии, Японии (инженерно-технические работники, преподаватели, работники сферы обслуживания и другие специалисты). По прогнозам их число должно стабилизироваться на уровне 100-150 тыс. человек в год. [25]

Отсюда следует, что система  экономических связей, возникающих  между государствами в связи  с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

 

 

2.3 Проблемы миграции  трудовых ресурсов и пути их  решения.

Есть несколько ключевых проблем, фундаментальных проблем, с которыми мы должны определиться.

Во-первых, мы должны определиться, необходима ли нам трудовая миграция или нет. Судя по демографическим  прогнозам, в первую очередь у  нас громадный провал в обеспечении  трудовых ресурсов. Начиная с этого  года, ежегодно, из трудоспособного  возраста будет уходить порядка  миллиона человек, и до 2017 года это  ежегодно миллион или чуть-чуть больше. А до 2025 года сокращение населения  в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз  Росстата, средний вариант, причем понятно, что может быть хуже ситуация. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в  обществе нет консенсуса: нужны ли нам мигранты или нет. Есть одна точка  зрения, что демографический вызов  слишком серьезный, и нам без  мигрантов не обойтись. Другая постановка вопроса - это то, что будущее России - это будущее русско-православного  культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Политика в отношении мигрантов, миграционная политика, должна быть четко  определена. К сожалению, сегодня  у нас нет ясного понимания, куда мы должны двигаться.

Прокомментировал эту  проблему член правления фонда "Институт Развития" Павел Святенков в  беседе с Павлом Данилиным ("Кремль.org", 28 декабря 2005 года): «Появление мигрантов  ведет в современном обществе не к их ассимиляции, а, напротив, к  распаду общества на ряд "меньшинств", групп, объединенных по принципу общности (в том числе этнической) и взаимовыручки. Далеко не все эти группы признают государство, которое в этих условиях оказывается перед угрозой распада  на этнические анклавы». Другое мнение имеет Михаил Федотов (журналист, секретарь Союза журналистов России): «Все вроде бы слышали, что наша страна подошла к "демографической яме", о чем давно предупреждали эксперты, и теперь количество трудоспособного населения сокращается почти на миллион человек в год. На самом деле это катастрофа. Но до сознания большинства серьезность положения не доходит. А ведь без необходимого человеческого ресурса, пополнить который могут именно мигранты (рост рождаемости, которого мы так долго ждали, пополнит трудоспособный ресурс страны самое раннее через полтора десятка лет), остановится рост экономики, рухнут социальные программы, буквально каждый из нас обеднеет. Почему эти очевидные вещи не объяснить публике? Будем же в конце концов прагматиками: не можем обходиться без мигрантов - надо по-человечески к ним относиться. Ведь в доброжелательной среде самым "неподдающимся" захочется интегрироваться.» "Российская газета" - Федеральный выпуск №5367 (288). В поддержку Михаила Федотова хочу отметить реплику ЛидииГрафовой, председателя исполкома "Форума переселенческих организаций": «…мигранты нам нужны и - точка. Если страна уже опустилась в демографическую яму, как же обойтись без притока новой рабочей силы? И ведь для интенсивного развития экономики нам потребуются многие миллионы мигрантов. Об этом страшно сказать, учитывая ксенофобский настрой нашего общества… Для начала нужно развеять вредные мифы о мигрантах и терпеливо убеждать общество, что без мигрантов захиреет наша экономика и, соответственно, каждый из нас станет намного беднее. Прекратятся социальные программы, скукожатся пенсии, повысится пенсионный возраст... Мы хотим жить как в Америке, но видеть рядом нерусские лица не хотим? Интеграция, как известно, процесс двусторонний. С этой трудной и очень тонкой проблемой государство без партнерства с общественными организациями, конечно, не справится».В Белом доме состоялось первое в этом году заседание Правительственной комиссии по миграционной политике, ставшее своего рода сенсацией.Вел заседание первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавивший эту комиссию в самом конце прошлого года, и он фактически провозгласил "новый вектор" миграционной политики России.

- Мы должны осознать, что  не только у нас, но и в  странах Европы, которые тоже  переживают демографический кризис, миграция становится одним из  главных ресурсов развития экономики,  и так будет, по крайней мере, в ближайшие 10 лет, - заявил Шувалов.

Что касается моего мнения, то я считаю необходимым привлечение  мигрантов в Россию, для выхода их демографической ямы и развития экономики.Но нельзя забывать про «обратную сторону медали» - что в нашей стране процветает «ксенофобский настрой», это вырастает в следующую проблему. По словамЛьва Дмитриевича Гудкова, доктора философских наук, заведующего отделом социально-политических исследований Левада-Центра("Независимая газета", 26 декабря 2005 года): «Носители ксенофобии - это не люмпены, не маргиналы, а "обычные люди", средние по основным своим характеристикам (уровню образования, доходам, ценностным предпочтениям и политическим взглядам): прежде всего это квалифицированные рабочие и технические служащие без специального образования и квалификации, а также низкоквалифицированные рабочие. Более терпимо к приезжим относятся предприниматели, особенно негативно - милиция и военные, рабочие и пенсионеры, хотя различия между группами опрошенных в целом незначительны, что говорит о слабости или отсутствии каких-то сил, способных влиять на общество в этическом или гуманистическом плане. Раздражение вызывает сам факт адаптации приезжих, вписание их в жизнь российских городов. Наибольшее возмущение фиксируется именно в тех группах, которые непосредственно не конкурируют или не сталкиваются с чужими. Военных и милицию больше всех "заботит", что приезжие "отнимают рабочие места" у местных работников; пенсионеров - что те "торгуют" и наживаются на местном населении; руководителей и домохозяек - что развращают и подкупают милицию; безработных - что "их очень много везде", учащимся мигранты просто не нравятся, так как они "наглы", и т.п.»В стране сегодня нет эффективных инструментов и механизмов, которые бы способствовали интеграции мигрантов в российское общество. Речь идет об интеграции иммигрантов, которые приезжают на постоянное место жительства и адаптации трудовых мигрантов. Тут же можно добавить, что в самой стране - отсутствие желания и инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены.

Иммиграция на территорию России приняла массовый характер. Специалисты отмечают неизменную тенденцию  к значительному превалированию доли прибывших в Россию граждан  иностранных государств над долей  выехавших из страны, по данным Росстата на 2009 год – прибывших в РФ – 279907человек, а выехавших - 32458 (Приложение 4). В районах России, расположенных на границе государства, распространено явление многочисленного создания общин иммигрантов, отличающихся плотностью населения и обширностью своего влияния. Вследствие жизнедеятельности подобных общин наблюдается вытеснение коренных жителей с исторически занятых ими территорий. Нередко иностранцы приезжают из государств, где экономическая, общественно-политическая, а также санитарно-эпидемиологическая обстановка весьма нестабильна, пребывают на территории Российской Федерации абсолютно нелегально, так как в возможности законного нахождения на территории страны им отказано. Проблема нелегальности пребывания на территории РФ также стоит на первом плане, более 3000 человек, въехавших на территорию РФ, не имеют гражданства, данные демографического ежегодника, 2010 (Приложение 5). Современная Россия. Начало 90-х годов. Строительство нового государства, "поднятие с колен" отраслей экономики при сокращении численности трудоспособного населения нуждалось в трудовой иммиграции, постепенно накрывшей за 20 лет всю Россию. По разным данным, сейчас общее количество гастарбайтеров из бывших советских республик в стране составляет от 2,5 до 4 миллионов. По особо негативным оценкам в одной только Москве нелегальных иммигрантов не менее 1,5 миллиона. Плюс легальные... [14]

Рис 4. Численность  трудовых мигрантов в России, тыс. человек

* Число выданных  разрешений на работу за год  (без учета работавших по разрешениям,  выданным в 2008 году)

Источник: данные Федеральной миграционной службы Российской Федерации

 

Вся эта огромная наемная  армия рабочих кормит нас, одевает, строит дома и дороги. При этом оставляют  зарплату они в своих родных экономиках, что довольно ущербно для макроэкономических показателей России», (Vladivostok News: 06.04.2011). По словам мэра Москвы Сергея Собянина:«…городские власти считают своей первоочередной задачей трудоустройство москвичей, а после них - жителей других российских регионов. В то же время они понимают, что столица нуждается в привлечении и иностранных рабочих. Но, к сожалению, подчеркнул мэр, многие из тех, что работают сегодня в Москве, не получают легальной зарплаты, а та, что им выплачивают работодатели, нередко явно занижена. Кроме того, эти люди не имеют медицинских страховых полисов. И это в итоге ложится тяжким бременем на социальную сферу мегаполиса. Больницы вынуждены принимать на лечение тяжелобольных людей, часто давно не обследованных, и лечить их, по сути, за счет москвичей, тратя средства из городского бюджета». ("Российская газета" 01.03.2011)

Подходя к источнику этой проблемы, хотелось бы отметить, что  в последнее время происходит постепенная трансформация характера  миграции: из рефлекторной, вызванной  конкретной, сиюминутной ситуацией, военным или межнациональным конфликтом, она превращается в эволюционную, обусловленную долгосрочными и комплексными причинами. Среди них выделяются, например, экономические причины, отсутствие перспектив трудоустройства, обнищание населения, дискриминационный характер законодательства по отношению к отдельным категориям лиц, несоблюдение прав человека и др. Строительство новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике “открытых дверей” при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля - эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост нелегальной миграции на территории государства. Это происходит из-за нехватки рабочих отдельных профессий и специальностей, а также из-за нежелания местного населения выполнять предлагаемую работу (при довольно высоком уровне безработицы в стране). Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.Очевидно, что необходимость в относительно дешевой рабочей силе была  пополнена за счет нелегальных мигрантов (Телепрограмма “Времена” на ОРТ. - 1 февраля 2004 г.).

Eще одна серьезная проблема. Сегодня миграционная политика выстроена исходя из постулата, что мы можем регулировать миграционный процесс, что нам достаточно знать структуру необходимых рабочих мест, причем желательно в разрезе квалификаций, специальностей, и соответственно подбирать кадры в соответствии с потребностями экономики. Вся система квотирования выстроена исходя их этого постулата. К сожалению, это не так, потому что рынок труда очень мобилен, ежедневно появляются и исчезают сотни тысяч вакансий. Мы вообще очень плохо знаем рынок труда, Рост труд прослеживает не больше трети рынка вакансий, отсюда все проблемы. [21]

Квоты на иностранную рабочую  силу в России могут быть отменены. Соответствующий пункт предусматривается  в разрабатываемой концепции  миграционной политики, пишет "Российская газета". Я считаю причиной этого  то, что например, Дальний Восток в одночасье может заполниться  китайскими мигрантами, которые приедут  в качестве гастарбайтеров, и нетрудно представить, чем это может закончиться. Концепцией занимается Федеральная  миграционная служба при участии  ряда ведомств, в частности Минздравсоцразвития, а также экспертного сообщества. Предполагается, что отмена квот позволит, с одной стороны, легализовать уже  работающих в РФ мигрантов (тех, кто  трудится незаконно), с другой - облегчить  жизнь предпринимателям.

Часть экспертов считают  отмену квот неправильной, поскольку  квота - это регулирующий механизм. Иначе может возникнуть серьезное  давление на рынок труда, и даже угроза национальной безопасности. Например, Дальний Восток в одночасье может заполниться китайскими мигрантами, которые приедут в качестве гастарбайтеров, и нетрудно представить, чем это может закончиться, заявляют эксперты.

Профсоюзы тоже против отмены квотирования и будут отстаивать эту позицию. Как пояснил секретарь  Федерации независимых профсоюзов РФ Александр Шершуков, во-первых, смешно говорить об отмене квот на иностранную  рабочую силу, пока в России сохраняется  достаточно высокая безработица. Во-вторых, мигранты сейчас не "штучный товар", они едут работать на производства, в сферу обслуживания и многие другие, где могли бы спокойно трудиться  россияне. Нанимая гастарбайтеров, работодатели экономят на фондах оплаты труда. А содержать россиян, ставших  безработными, придется государству.

В Минздравсоцразвития и  вовсе открестились от возможной  отмены квотирования. "Ведомство  не получало поручений от правительства  заняться отменой квот на иностранную  рабочую силу", - заявили в пресс-службе.

Информация о работе Миграция рабочей силы