Миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Учитывая актуальность этой темы, мной для курсовой работы была избрана тема «Миграция рабочей силы: международный аспект». Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике; рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта; раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия; выделить причины, последствия и проблемы международной трудовой миграции, а также предложить возможные пути для их решения.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 1.42 Мб (Скачать)
  • Неоклассическая теория (М. Фридман, П. Самуэльсон и др.) позволяет исследовать международную и внутреннюю трудовую миграцию. На макроуровне международная миграция объясняется разницей в оплате труда в разных государствах; перемещением рабочей силы в страны с высокой зарплатой и обратным движением капитала. На микроуровне (индивид, домохозяйство) миграция выступает как средство повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей.
  • Кейнсианство (Д.М. Кейнс), основное внимание уделяло трудовой миграции. Одно из главных отличий данной теории от классического и неоклассического направлений заключается в «отрицании саморегулирования рыночной экономики». При этом с миграцией связывается безработица.
  • Теория «обратной связи» экономических циклов (Б. Томас и др.) рассматривает международную трудовую миграцию. Согласно этой теории, направление миграции рабочей силы из страны в страну определятся обратным чередованием циклических фаз экономического развития.
  • Теория «человеческого капитала» позволяет исследовать все виды миграции, включая вынужденную, в том числе на микроуровне -- индивид, домохозяйство. Её авторы (Г. Беккер, Т.Шульц) представляли миграции как инвестиции в «человеческий капитал», направленные на повышение доходов, уровня образования, профессиональную подготовку и поиск информации о наиболее выгодных местах приложения рабочей силы.

Указанная теория определяет человеческий капитал в виде накопленных  затрат на воспроизводство рабочей  силы, независимо от источника их покрытия (бюджет семьи, государственные расходы  на социальные нужды, текущие издержки производства на предприятиях и т.п.). Результатом таких инвестиций являются накопление способностей людей к  труду, их созидательная деятельность, поддержание здоровья и жизнедеятельности  носителей капитала. Авторы теории считают, что человеческий капитал  обладает способностью накапливаться  и воспроизводиться на обновляемой  основе.

  • Новая экономическая теория миграции (К. Тейлор) исходит из того, что решения о миграции принимаются не отдельными индивидами, а коллективно членами домохозяйств или семей.
  • Теория «технологического развития» (Дж. Саймон) исследует все виды безвозвратной миграции. Её автор считает рост населения благом для развития страны и человечества в целом, поэтому иммиграция рассматривается как важный положительный элемент экономического и демографического развития.

Б.Д. Бреевым, В.Г. Костаковым и другими российскими учеными  предложена теория, согласно которой  рынок труда не имеет четко  обозначенных территориальных границ и формируется в результате экспорта и импорта рабочей силы. Он определяется не только спросом и предложением на иностранную рабочую силу и различиями в уровнях заработной платы, но и мировой динамикой политических, социально - экономических и других процессов. Данный подход позволяет исследовать межгосударственную миграцию населения как фактор движения рабочей силы.

  1. Демографический подход.

Объединяет три научные  теории. Основоположником общей теории народонаселения является французский  учёный А. Сови. В России она активно  разрабатывалась АЛ.Боярским, Д.И. Валентеем, А.Я. Квашой и другими демографами. В соответствии с данной теорией, миграция населения определяется, с  одной стороны, как чисто демографический  процесс, прямо воздействующий на воспроизводство  населения и его возрастно-половую  структуру. С другой -как многогранное явление, имеющее экономический, географический, политический и другие аспекты.

По теории демографического перехода (А. Ландри, Ф. Ноутстейн, Л. Таба, Н. Кейфиц, Р.Эппилярд и др.), миграция, наряду с изменением рождаемости  и смертности, оказывает влияние  на численность народонаселения, что  особенно контрастно проявляется в  период перехода от доиндустриальной к постиндустриальной экономике.

Мобильный переход (Ж.К.Шенэ, Ф.Мартин) можно рассматривать как  элемент вышеназванной теории демографического перехода. Она заключается в том, что существуют закономерности в  увеличении территориальной мобильности  населения. Выделяют 5 стадий перехода. Эти закономерности представляют существенный элемент процесса модернизации.

Миграционный переход  является частным случаем мобильного перехода. Концепция миграционного  перехода основное внимание уделяет  международной безвозвратной миграции и изменениям, которые в ней происходят на различных стадиях процесса социально-экономического развития и перехода от аграрного к индустриальному обществу.

  1. Социологический подход

Социологический подход к  рассмотрению миграций включает пять научных направлений, которые в  основном разрабатывались зарубежными  учёными. В числе российских исследователей - Ю. Арутюнян, Л.Н. Дробижева, А.А. Сусоколов. Представляющая данный подход теория «притяжения-выталкивания», позволяет  рассматривать миграцию как функцию  относительной привлекательности  стран выезда и въезда, а наличие  препятствий, возрастающих с увеличением  расстояния между этими странами, в качестве ограничения миграционных процессов.

4. Этнометрический подход

Относительно новым является этнометрический подход (Г. Хофстед) к изучению миграционных процессов. Проблема этнической комплиментарности - это проблема близости культурных ценностей «коренных» и «пришлых». Оптимальной является ситуация идентичности ценностей местного населения и  мигрантов. Чем выше отмеченная разница, тем выше вероятность конфликтов между ними. Автор теории отмечает, что особенно важны ценности хозяйственной  культуры.

5. Методологический подход 

Методологический подход, как правило, осуществляется и используется в рамках других подходов, служит информационной и аналитической базой для  них и основывается на тщательно  разработанных научных теориях  и концепциях.

Методы анализа - важное направление  методологического подхода. В зависимости  от наличия необходимой информации выделяют две группы методов. Первая группа основывается на прямых методах, опирающихся на текущую регистрацию миграционных потоков.

Методы второй группы - косвенные, и в большинстве случаев носят  расчетный характер, основываясь  на материалах переписей и выборочных обследований. Особую значимость косвенные  методы приобретают при анализе  нелегальной иммиграции, сезонной и  маятниковой миграции. [3]

Международное право опирается  на фундаментальные принципы Устава ООН, утверждающие приоритеты соблюдения прав человека, достоинства и ценности человеческой личности, равноправия  мужчин и женщин, равенства больших  и малых наций. Иными словами, международно-правовые нормы и стандарты, разработанные Объединенными Нациями  и касающиеся регулирования миграции, представляют собой некую систему  ориентиров, продвижение к которым  должно содействовать всеобъемлющей  гуманизации международных отношений. В тоже время межгосударственная и внутригосударственная практика управления миграционными процессами продемонстрировала, что острота, масштабы и специфика современной международной  миграции настоятельно требуют конкретизации  ряда общих и разработки новых  международно-правовых норм, заполняющих  многочисленные лакуны в международном  праве, а также в национальном законодательстве.

В качестве примеров в этой связи следует упомянуть проблемы, возникающие в связи с воссоединением семей мигрантов, неурегулированностью процедур спасения мигрантов на море, положением лиц с двойным гражданством, правовым обеспечением сложного и плохо  поддающегося прямому регулированию  процесса интеграции иммигрантов, отсутствием  в международном праве такой  категории как «насильственная» или «недобровольная» миграция и  многое другое.Общая и обязательная для всех государств-членов ООН антидискриминационная  норма международного права, утверждающая необходимость уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (Статья 1 Устава ООН, п. 3), не может быть в полной мере реализована в условиях превалирующего не только в политической, но и общественной среде признания практической необходимости и неизбежности ограничения прав и свобод человека, не являющегося гражданином той или иной страны.

В принципе, таким образом, центральной задачей развития глобальной системы управления миграцией является определение максимально возможных  и максимально согласованных  на межгосударственном уровне пределов внутренней компетенции государства  в организации миграционного  процесса. В современном мире реализация права каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (Всеобщая декларация прав человека, Статья 13, п. 2) поставлена в зависимость от характера  восприятия национальных интересов  государственной властью. Степень  открытости миграционной политики государств формируется под влиянием множества  факторов, среди которых доминирующими  являются интересы обеспечения национальной безопасности, охватывающие самые различные  сферы общественной жизнедеятельности, в том числе и миграцию. Убедительным примером в этом отношении являются Соединенные Штаты Америки —  государства, созданного мигрантами и  не столь давно принявшего, по инициативе Дж. Буша-младшего, закон о строительстве  тысячекилометровой стены на границе  с Мексикой, которая, по мнению экс-президента США, должна стать «эталоном» границы XXI века.

Политические и экономические  реалии современности обусловливают  необходимость установления определенных международных стандартов, определяющих допустимую степень дискриминационного обращения с иммигрантами. Следует  отметить, что Международный пакт о гражданских и политических свободах содержит положение о возможности  ограничения прав человека государством в целях защиты национальной безопасности, однако не конкретизирует его.

Преобладание в государственной  политике ограничительного и селективного подхода к регулированию миграции связано не только государственным  эгоизмом, но имеет и объективные  причины, обусловленные современным  состоянием международных отношений. Однако тенденция к достижению договоренностей  на основе общности интересов все  же пробивает себе дорогу. В частности, — вследствие появления в этой сфере новыхакторов, оказывающих  все более заметное влияние на политические процессы, в том числе, на формирование политики в области  миграции. К ним следует отнести  транзитные государства, социальные сети, создаваемые мигрантами в странах  происхождения и назначения, международные  и национальные правозащитные организации, объединения предпринимателей, использующих труд мигрантов и др. Не следует  сбрасывать со счетов и то сильное  негативное влияние, которое оказывает  на характер миграции мощная транснациональная  организованная преступность.

Международное право не может  и не должно диктовать государству, сколько разрешений на работу оно  должно выдавать, или конкретизировать общие правила предоставления гражданства, т. е. всесторонне детализировать и  унифицировать компетенцию и  обязанности государственных органов, осуществляющих регулирование миграции. Но оно призвано устанавливать, возможно, более четкие границы, в рамках которых  должны развиваться отношения в  сфере миграции между государствами, с одной стороны, и между личностью  и государством, — с другой. Эти  границы в конечном итоге будут  определять перспективы решения  проблем социального неравенства, межкультурного и межнационального сотрудничества и взаимодействия, сокращения масштабов нелегальной миграции и нейтрализации деятельности криминальных сообществ.

Кроме того, Институт гражданства  регламентирует правовую возможность  прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают  право на эмиграцию из страны и  смену гражданства, но требуют для  этого соблюдения определенных формальностей. При этом само по себе заявление  об отказе от гражданства часто не признается достаточным.

Как всякая демократическая  страна, Россия сталкивается с проблемой  миграции. Перемещения больших групп  людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием межнациональных  конфликтов, а также преследований  людей по разным основаниям. Законодательство закрепляет в отношении таких  людей два правовых статуса: беженца  и вынужденного переселенца.

Первый - Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 ноября 2000г.), второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000г.). Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. [7,8]

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное  преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.

Ходатайство лица, желающего  получить статус беженца, рассматривается  компетентными органами, которые  при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее  ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность  соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Информация о работе Миграция рабочей силы