Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:56, курсовая работа
Учитывая актуальность этой темы, мной для курсовой работы была избрана тема «Миграция рабочей силы: международный аспект». Цель настоящей курсовой работы – выявление особенностей международной миграции рабочей силы в экономике России. В курсовой работе поставлены и выполняются следующие задачи:
определить значение миграции рабочей силы в мировой экономике; рассмотреть специфику миграции с точки зрения правового аспекта; раскрыть механизмы регулирования миграции рабочей силы в экономике России, а так же выявить её социально-экономические последствия; выделить причины, последствия и проблемы международной трудовой миграции, а также предложить возможные пути для их решения.
Введение
Глава 1 Теоретические основы миграции рабочей силы
1.1 Значение миграции в мировой экономике
1.2 Специфика миграции: этапы развития, экономические подходы
Глава 2 Анализ особенностей международной миграции трудовых ресурсов
2.1 Процесс миграции трудовых ресурсов в экономике России
2.2 Социально-экономические последствия миграции
2.3 Проблемы миграции трудовых ресурсов и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Общие итоги миграции населения (человек) 1990-2008 гг.
Приложение 2. Численность вынужденных переселенцев и беженцев1) (человек) 1995-2008 гг.
Приложение 3. Сальдо миграции в 2008 году
Приложение 4. Международная миграция по странам (человек) 2000-2009 гг.
Приложение 5. Гражданство международных мигрантов (человек) 2002-2009 гг.
Приложение 6. Страны с наибольшим числом мигрантов, млн. человек
Указанная теория определяет человеческий капитал в виде накопленных затрат на воспроизводство рабочей силы, независимо от источника их покрытия (бюджет семьи, государственные расходы на социальные нужды, текущие издержки производства на предприятиях и т.п.). Результатом таких инвестиций являются накопление способностей людей к труду, их созидательная деятельность, поддержание здоровья и жизнедеятельности носителей капитала. Авторы теории считают, что человеческий капитал обладает способностью накапливаться и воспроизводиться на обновляемой основе.
Б.Д. Бреевым, В.Г. Костаковым и другими российскими учеными предложена теория, согласно которой рынок труда не имеет четко обозначенных территориальных границ и формируется в результате экспорта и импорта рабочей силы. Он определяется не только спросом и предложением на иностранную рабочую силу и различиями в уровнях заработной платы, но и мировой динамикой политических, социально - экономических и других процессов. Данный подход позволяет исследовать межгосударственную миграцию населения как фактор движения рабочей силы.
Объединяет три научные
теории. Основоположником общей теории
народонаселения является французский
учёный А. Сови. В России она активно
разрабатывалась АЛ.Боярским, Д.И. Валентеем,
А.Я. Квашой и другими демографами.
В соответствии с данной теорией,
миграция населения определяется, с
одной стороны, как чисто демографический
процесс, прямо воздействующий на воспроизводство
населения и его возрастно-
По теории демографического перехода (А. Ландри, Ф. Ноутстейн, Л. Таба, Н. Кейфиц, Р.Эппилярд и др.), миграция, наряду с изменением рождаемости и смертности, оказывает влияние на численность народонаселения, что особенно контрастно проявляется в период перехода от доиндустриальной к постиндустриальной экономике.
Мобильный переход (Ж.К.Шенэ, Ф.Мартин) можно рассматривать как элемент вышеназванной теории демографического перехода. Она заключается в том, что существуют закономерности в увеличении территориальной мобильности населения. Выделяют 5 стадий перехода. Эти закономерности представляют существенный элемент процесса модернизации.
Миграционный переход
является частным случаем мобильного
перехода. Концепция миграционного
перехода основное внимание уделяет
международной безвозвратной
Социологический подход к
рассмотрению миграций включает пять
научных направлений, которые в
основном разрабатывались зарубежными
учёными. В числе российских исследователей
- Ю. Арутюнян, Л.Н. Дробижева, А.А. Сусоколов.
Представляющая данный подход теория
«притяжения-выталкивания», позволяет
рассматривать миграцию как функцию
относительной
4. Этнометрический подход
Относительно новым является этнометрический подход (Г. Хофстед) к изучению миграционных процессов. Проблема этнической комплиментарности - это проблема близости культурных ценностей «коренных» и «пришлых». Оптимальной является ситуация идентичности ценностей местного населения и мигрантов. Чем выше отмеченная разница, тем выше вероятность конфликтов между ними. Автор теории отмечает, что особенно важны ценности хозяйственной культуры.
5. Методологический подход
Методологический подход, как правило, осуществляется и используется в рамках других подходов, служит информационной и аналитической базой для них и основывается на тщательно разработанных научных теориях и концепциях.
Методы анализа - важное направление методологического подхода. В зависимости от наличия необходимой информации выделяют две группы методов. Первая группа основывается на прямых методах, опирающихся на текущую регистрацию миграционных потоков.
Методы второй группы - косвенные, и в большинстве случаев носят расчетный характер, основываясь на материалах переписей и выборочных обследований. Особую значимость косвенные методы приобретают при анализе нелегальной иммиграции, сезонной и маятниковой миграции. [3]
Международное право опирается
на фундаментальные принципы Устава
ООН, утверждающие приоритеты соблюдения
прав человека, достоинства и ценности
человеческой личности, равноправия
мужчин и женщин, равенства больших
и малых наций. Иными словами,
международно-правовые нормы и стандарты,
разработанные Объединенными
В качестве примеров в этой
связи следует упомянуть
В принципе, таким образом,
центральной задачей развития глобальной
системы управления миграцией является
определение максимально
Политические и экономические реалии современности обусловливают необходимость установления определенных международных стандартов, определяющих допустимую степень дискриминационного обращения с иммигрантами. Следует отметить, что Международный пакт о гражданских и политических свободах содержит положение о возможности ограничения прав человека государством в целях защиты национальной безопасности, однако не конкретизирует его.
Преобладание в
Международное право не может
и не должно диктовать государству,
сколько разрешений на работу оно
должно выдавать, или конкретизировать
общие правила предоставления гражданства,
т. е. всесторонне детализировать и
унифицировать компетенцию и
обязанности государственных
Кроме того, Институт гражданства
регламентирует правовую возможность
прекратить состояние гражданства.
Демократические государства
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием межнациональных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного переселенца.
Первый - Федеральным законом о беженцах (в редакции от 7 ноября 2000г.), второй - Законом РФ о вынужденных переселенцах (в редакции от 7 августа 2000г.). Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям. [7,8]
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.