Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:11, курсовая работа

Описание работы

Главными целями исследования работы является: раскрыть сущность понятия и содержания международной экономической интеграции, а также определить её объективные основы, цели и эффекты. Задачи данной курсовой работы - показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям, определить место и роль России в международной экономической интеграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ФАКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ 4
1.1 Содержание, формы, факторы и цели международной экономической интеграции 4
1.2 Перспективы развития интеграционных процессов в международной экономике 7
ГЛАВА 2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППИРОВКИ МИРА 12
2.1Европейский союз как наиболее зрелая интеграционная группировка 12
2.2 Особенности интеграции в североамериканском регионе 15
2.3 Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 17
2.4 Интеграция в Латинской Америке 19
ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ГРУППИРОВКАМИ 22
3.1 Россия и ЕС 22
3.2 Россия и АТЭС 24
3.3 БРИК 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 77.57 Кб (Скачать)

В основе формирования торгово-экономических  группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и  культурных корней. В июне 1997 г. в  Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей стран различных  регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш, Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать "мусульманскую восьмерку" с целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.

2.4 Интеграция в Латинской Америке

Экономическая интеграция латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и сейчас.

К середине 90-х гг. интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между  Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в отношении третьих стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки (более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.

МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации  интеграционными процессами. В нее  входит Совет общего рынка в составе  министров иностранных дел, Группа общего рынка - исполнительный орган  и подчиняющиеся ему 10 технических  комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.

Стремление стран Центральной  Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к экономическому взаимодействию получило правовое выражение  в заключенном между ними еще  в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.

С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке, характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего интеграционного объединения Латинской Америки - Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г. Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили, Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных членов блока МЕРКОСУР.

Достаточно развитой интеграционной группировкой Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15 англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки - создание Карибского общего рынка.

В рамках всех интеграционных группировок Латинской Америки  приняты программы либерализации внешней торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества, определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система защиты интересов наименее развитых стран.

 

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ГРУППИРОВКАМИ

В начале 21 века Россия сделала существенные шаги в налаживании контактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Определяющим направлением российской внешней политики в эти годы были страны Западной Европы и, прежде всего, страны ЕС.

3.1 Россия и ЕС

Существуют две основные точки зрения на отношения России с ЕС. Сторонники одной считают  вполне необходимым и возможным  курс на всемерное сближение с  ЕС для того, чтобы в перспективе  вступить в тесный экономический союз. Согласно ст. 237 Римского договора и ст. "О" Маастрихтского договора любая европейская страна может претендовать на членство в Европейском Союзе. Представители другой позиции полагают, что присоединение России к ЕС будет означать для него "гибель, потерю управляемости, растворение".

В ближайшей перспективе вопрос о возможности присоединения России к ЕС не актуален. Гораздо более насущны вопросы выполнения соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанного в середине 1994 г. и ратифицированного в конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) создает устойчивый, построенный на основе международного права, режим экономического взаимодействия, охватывающий, в основном, всю торговлю товарами между Россией и ЕС, трансграничную торговлю услугами, движение капиталов, учреждение и деятельность компаний.

Значение СПС заключается  в том, что в последние годы ЕС превратился в главного партнера России в международном сотрудничестве. В стратегическом плане ЕС, располагающий мощным торгово-промышленным и финансовым потенциалом, будет и впредь играть ведущую роль в российских внешнеэкономических связях. ЕС выступает как серьезный импортер энергетических и сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На его долю приходится 35 процентов товарооборота России.

В соответствии с Соглашением  о партнерстве и сотрудничестве для товаров ЕС и России устанавливается  национальный режим. Это означает, что  российские товары на рынке ЕС и  товары ЕС на рынке России не могут  облагаться налогами и сборами более  высокими, чем отечественные товары.

В соответствии с Соглашением  отменяются количественные ограничения (квоты) на ввоз в европейские страны российских товаров, за исключением текстиля, стали, ядерных материалов, торговля которыми должна регулироваться отдельными соглашениями.

Соглашение обязывает  Россию и ЕС обеспечивать адекватную и эффективную защиту прав на интеллектуальную и промышленную собственность.

По основным направлениям сотрудничества, оговоренным в соглашении, ЕС будет оказывать России поддержку через ТАСИС - ведущую программу предоставления субсидий бывшим республикам СССР и Монголии. Общий объем средств, предоставленных России в 1991-1995 гг. в рамках ТАСИС, составил почти 800 млн. экю (т. е. свыше 1 млрд. долл.). В целом Соглашение открывает широкие возможности по сближению России и ЕС, и ее включению в мировое хозяйство. Однако потребуется немало обоюдных усилий, чтобы в полном объеме реализовать эти возможности.

ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассматривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости их экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на основе рыночных законов, скорейшему принятию в ВТО и другие международные экономические организации.

Направления и особенности  этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшем десятилетии станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.

3.2 Россия и АТЭС

Ориентируя свою внешнеэкономическую  политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х годов  начинает все больше внимания уделять  развитию экономических отношений  с другими региональными интеграционными группировками. И, прежде всего, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с АТЭС. В физико-географическом отношении принадлежность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального  товарообмена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, оцениваемого примерно в 2 трлн. долл., на долю России приходится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономической зоны Японского моря, проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных формах интеграционного процесса в Азиатско-Тихоокеанском  регионе, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование  этого процесса.

Интеграция в АТР в  рамках АТЭС может осуществляться для  России по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее. АТЭС - молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на; основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия сохраняет возможности отстаивать свои приоритеты, защищать интересы при построении интеграционных механизмов.

3.3 БРИК

БРИК3 (англ. BRIC) — устоявшийся акроним от названия четырёх быстро развивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия и Китай. Сокращение было впервые предложено Голдман-Сакс  в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. По мнению Голдман-Сакс, к 2050 году суммарно экономики этих четырёх стран по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRIC очень похоже на английское слово brick — «кирпич», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

Голдман-Сакс не предполагал  наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз. Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние“». Один из недавних признаков — саммит министров иностранных дел стран в 2008 в Екатеринбурге, а также саммит глав стран членов БРИК 2009-го года там же.

Члены БРИК характеризуются  как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

    * Бразилия —  богата сельскохозяйственной продукцией

    * Россия — крупнейший  в мире экспортёр минеральных  ресурсов

    * Индия — дешёвые  интеллектуальные ресурсы

    * Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов

Это главные ресурсы, на которые  опираются экономики этих стран. Высокая численность населения  стран обусловливает дешевизну  труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

Голдман-Сакс утверждает, что  экономический потенциал Бразилии, России, Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом O’Нилом, глобальным экономистом в Голдман-Сакс. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15.435 триллионов долларов. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков. Однако, важно отметить, что Голдман-Сакс не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества — главным образом ради влияния на положение Соединённых Штатов в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из Соединённых Штатов — такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел четырёх стран. В дальнейшем произошло ещё три встречи, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 июня 2009 года.

Первая (краткая) встреча  глав государств БРИК состоялась 9 июля 2008 года в Тояко-Онсэн (Хоккайдо, Япония) после встречи «Большой восьмёрки». Во встрече приняли участие Президент  России Дмитрий Медведев, Председатель КНР Ху Цзиньтао, Премьер-министр  Индии Манмохан Сингх и Президент  Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва  и договорились о проведении полномасштабного саммита глав государств БРИК в 2009 году.

Информация о работе Международная экономическая интеграция